Во вторник, 20 октября, состоялось заседание белорусской диалоговой площадки «Россия-Беларусь: устойчивое развитие», участие в котором приняли эксперты, представители общественных объединений, бизнес-ассоциаций двух стран

Беларусь издавна является важной переговорной площадкой Евразийского пространства и может в полной мере реализовать как накопленный потенциал позитивного примера развития, и миротворческий имидж страны. Участники дискуссии согласились с тем, что в белорусском обществе остро назрел запрос на комплексные трансформации взаимоотношений общества и государства, и на  выстраивание общественно-политической платформы, основанной на новом «общественном договоре» и новой институциональной структуре. Такой договор позволит преодолеть очевидный социально-политический кризис, переживаемый страной сегодня.

Председатель организационного комитета форума «Устойчивое развитие», референт Управления Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству Юрий Шувалов пояснил, что потенциал протеста и запрос общества на обновление не может быть незамеченным. Он также пояснил, что сегодня реализуется далеко не весь потенциал Евразийского экономического союза и евразийской интеграции.

«Сегодня, когда весь мир стоит перед глобальными изменениями, вопросы устойчивого развития, вопросы будущего устойчивого роста — это вопросы и действующих, и возможных новых межгосударственных союзов. Требуется приложить максимум усилий, чтобы организовать и продолжить такой диалог. У нас в России есть позитивный партийного строительства и выстраивания общественно-политических платформ. Уверен, та российско-белорусская площадка, которая зарождается здесь и сейчас, могла бы стать основой такой платформы», — отметил Шувалов. Разрешение ситуации безусловно должно осуществляться Беларусью самостоятельно.

«Мы сторонники широкого интеграционного пространства, в основе которого Россия и Беларусь. К сожалению, в определенный момент произошел сбой в этом диалоге. В условиях глобальных фундаментальных изменений роль подобных интеграционных союзов становится определяющей. Во многом сегодня в Минске решается не только судьба Беларуси, но и судьба Евразии. Сегодня, в эпоху глобальных преобразований формируются новые центры силы. Вы можете стать «евразийской Швейцарией». Не нужно проводить жестких границ, которые возможно будут значительно шире нынешних границ евразийского объединения», — дополнил Ю.Шувалов.

Белорусские участники диалоговой площадки весьма откровенно поделились своими соображениями как по внутрибелорусской, так и по интеграционной тематике.

Так, председатель совета директоров СП ООО «Фармлэнд» (Беларусь) Иван Логовой пояснил, что сегодня мы видим в Беларуси именно наложение ряда кризисов – «ковидный», экономический, политический. По его мнению, эти явления могут быть преодолены только во взаимодействии с основным экономическим и политическим партнёром – Россией и ЕАЭС.

«Для результативности своего развития, страны ЕАЭС, и прежде всего, Беларусь и Россия должны повысить качество своей интеграции, согласованности и упорядоченности действий», — подчеркнул он. «Базу для общественных движений или партии необходимо вырабатывать не с точки зрения радикальных позиций, а с позиций конструктивизма и центризма. Необходимо учитывать долгосрочные интересы народов, а не конъюнктурные интересы каких-либо лиц из власти».

В плане конституционных трансформаций в Беларуси И. Логовой также предложил создание в стране коллегиального органа для выработки общей стратегии развития Беларуси и защиты её критически важных интересов, формироваться который должен из избираемых людей, и включать  председателя парламента, председателей парламентских фракций, глав областей. Он также выразил отметил необходимость применения российского опыта политического строительства и благодарность ЦСКП и российским политическим экспертам за интеллектуальную поддержку Беларуси в этот непростой для неё период.

Генеральный Директор Бизнес-школы ИПМ, административный директор BEROC Павел Данейко заявил о важности и необходимости выстраивания  диалога между фабриками мысли (think-tank), экспертными структурами и политическими силами наших стран.

Он полагает: «Экономика Беларуси сегодня: 50% — частные кампании; 25% — госсектор; остальное население занято в общественном секторе. Белорусы благодарны Лукашенко за то, что он не провел реформы ряд реформ в 1990-е по российскому образцу (чековая приватизация, залоговые аукционы). Репутация бизнеса в стране – одна из лучших в Европе. В 2005 бизнес стал ещё более позитивно оцениваться белорусами (считают его «своим», а не классово враждебным), потому что бизнес в Беларуси сформировался не благодаря, а, в известной степени, вопреки власти. Только где-то в 2006 начались структурные реформы, заточенные на развитие бизнеса.

Объединяет сегодня протест не чисто политическая повестка, а то, что для привычных соблюдать закон белорусов закон существует, а власти, по мнению широких слоёв общества, его соблюдать перестали».

Также он посетовал, что до 2008-2009 годов года существовали и активно действовали российско-белорусские диалоговые площадки, но сейчас они в спящем состоянии, необходимо воссоздать их, есть такой запрос.

Председатель белорусского Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец обратил внимание на нарастающий кризис доверия к государству и руководству страны.

Он отметил, что отношение к России, русской культуре, взаимодействию стран остаётся самым позитивным. Как пример, отдельные предложения придать белорусскому языку статус единственного государственного – получают резкую отповедь в обществе. Взаимодействие с Россией, совместные проекты, скоординированные планы развития поддерживаются в Беларуси абсолютным большинством.

По мнению А.Швеца, «весной имело место резкое неприятие обществом позиции руководства страны по отношению к противодействию распространению короновируса». Оно стало одним из двигателей протеста, на что позже наложились и другие факторы. Например,  соблюдение всех норм и правил бизнесом не исключает попыток их «раскулачивания» со стороны контрольных силовых структур, по отношению к которым у предпринимателей предопределённо слабая позиция. Тенденция состоит в том, что при существующем недоверии к власти на улицах, может быть, будет меньше протестующих (в силу погоды, действий силовиков, усталости), но количество несогласных не только не уменьшится, но и увеличится.

Инициативно не раз предпринимались попытки со стороны частного сектора, независимых профсоюзов выйти на диалог с властью. На что в правительстве отвечают: когда вы понадобитесь, мы вас вызываем.

Стоит задача формирования нового политического устройства. Но быстро ее решить тоже не получится. Аналогии ускоренной приватизации при трансформации политического поля недопустимы.

Приводим ещё ряд реплик белорусских участников диалоговой площадки:

Виталий Куприк, аналитик рынка ценных бумаг и криптовалют:

Ситуации предшествует мировой финансовый кризис. При этом финансово-экономическая модель Беларуси основана на субсидиях РФ. Россия оказывает фактически братскую безвозмездную помощь. Китайский партнер, например, оказывает нам иную поддержку — субсидированный кредит в юанях, а возврат в долларах США.

Необходимо выстраивать экономическую модель Беларуси по типу модели Сингапура. Она должна быть привлекательной и соответствовать также интересам России. Модель экономики Беларуси должна быть на 100% связана с РФ (офшорная модель, где российский капитал будет себя благоприятно чувствовать наравне с иным международным капиталом). Чтобы создать благоприятный климат в Беларуси мы также должны взаимодействовать с финансовыми центрами в Великобритании и США, и Россия должна позволить нам это сделать. Это позволит России разблокировать свою финансовую систему (Аналог Гонконг для Китая).

Максим Тарасевич, директор Центра цифровой трансформации (Минск).

Что нам делать дальше? У нас нет четкого плана. То к чему мы пришли, возникло из-за того, что диалог общества с властью, бизнеса с властью был безрезультатаным. Если говорить о диалоге власти и народа, возможно, бизнес мог бы выступить посредником.

Мы можем создать новую систему. Во что-то новое люди поверят. К старой системе («уходящей» власти) доверия нет. Важно действительно восстановить доверие власти и общества перед тем как произойдут какие-либо изменения, будь то изменения в конституции, будь то реформа избирательной системы. И как это сделать – ответа внутри страны нет, и без участия международных арбитров, которые пока еще сохраняют авторитет для рядовых граждан Беларуси, из этого кризиса нам не выйти. В этом могла бы и заключаться миссия нашего Союзного государства.

В рамках круглого стола также обсуждались различные аспекты конституционной реформы в Беларуси, перспективы применения блокчейн-технологий в организации общественного контроля за расходованием публичных (общественных финансов), а также другие актуальные проблемы. Российские эксперты в ходе экспертного совещания поделились российским опытом проведения конституционной реформы.