Наверное, все знают о новых критериях главной кинопремии мира «Оскар», которые звучат откровенно дико. Речь идёт о четырёх требованиях, которые должны быть выполнены создателями тех лент, которые претендуют на награду, по меньшей мере должны быть соблюдены два из них. Как минимум, один из актёров, играющих роль первого или второго плана, должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. Если этого достичь невозможно, то 30 процентов всей остальной труппы должны быть женщинами, представителями расовых, этнических, сексуальных меньшинств или людьми с ограниченными возможностями.

На этом фоне Киев выдвигает на «Оскар» в категории «Международный полнометражный фильм» уже успевшую нашуметь ленту «Атлантида» режиссёра Валентина Васяновича. В фильме отсутствуют темы расовых и сексуальных меньшинств – Украина хочет взять премию темой Донбасса. Впрочем, в самой рецензии нет ни слова о Донбассе, но создатели как бы намекают… На что?

Основная тема украинской антиутопии – некий регион, который после победы Украины над «республиками» становится «зоной» в стиле Тарковского, где всё мрачно, разрушено и отравлено. Такая метафора Донбасса уже заставляет ухмыльнуться: Украина же, по задумке режиссера, выиграла! Откуда тогда разруха? Жители ДНР и ЛНР посмотрят этот фильм и сразу захотят обратно?

Кино явно готовилось на «экспорт». Украинское государство профинансировало создание фильма суммой более 20 миллионов гривен только для того, чтобы показать «будущее» Донбасса.

Действие фильма происходит в 2025 году, шахты некоего «региона» (мы уже знаем, что имел в виду режиссёр) затоплены, а люди похожи на обезумевших героев игры Fallout. На роль главного героя солдата Сергея пригласили воина АТО Андрея Рымарука. Он и бродит в этом фантасмагорическом мире среди отравленных рек, мин, трупов и потерявших моральный облик людей. В общем, «чернуха» за 20 миллионов.

Кино снималось более трёх лет. Ещё в 2016 году режиссёр Васянович описал будущую ленту как «кино о людях, которые живут до сих пор и работают на предприятиях, построенных больше чем сто лет назад, например ММК Ильича… За это время эти огромные предприятия деградировали, люди потеряли за сто лет последнее умение отвечать за себя». Видно за версту: режиссёр презирает и труд, и трудящихся. То ли дело «мытци», которым не обязательно знать, откуда в их квартирах и студиях берутся блага цивилизации.

И вишенка на торте: в программе «Украинский контекст» Васянович заявил, что на международных площадках необходимо присутствовать не ради искусства, а для противодействия России. Ныне это в тренде, а талант – дело десятое.

Для чего всё это нужно Киеву? Васянович вполне прозрачно намекает, что «Атлантида» – это явный «заказ» националистов.

На поверку «Атлантида» очень даже милитаристская, хотя режиссёр старательно маскировал её под некие антивоенные идеи.

В итоге Украина по-прежнему ищет «чёрную дыру» у себя на карте. Но не находит. Зато находит её в экономике, политике, социальной сфере. Вот сейчас и в искусстве нашли.

Артём БУЗИЛА