USCGC Polar Star (WABG-10), надежда и опора американской антарктической программы

Читатель, возможно, помнит, что уже прошло примерно два года с тех пор, как американцы устами секретаря (министра) ВМС Р. Спенсера пообещали «совершить переход по Северному морскому пути группой кораблей», причем без уведомления и согласия России, ведь они «за свободу судоходства» выступают. Но время шло, и, видно, этому министру благоразумные люди (пока еще они водятся в американских штабах) объяснили, чем может кончиться попытка прорыва по СМП без спроса и поддержки: Арктика шуток не любит, и даже летом можно вляпаться в неприятности. Это если ВМФ РФ не объяснит, что не стоит соваться на путь, который в немалом протяжении пролегает по территориальным водам России. Кроме того, министру, видно, объяснили, что и ходить-то не на чем: у США всего полтора ледокола в строю, а без ледокола на СМП делать почти всегда нечего.

«Полтора ледокола»

Полтора ледокола — это тяжелый (по классификации США) ледокол Береговой охраны (БОХР) США USCGC Polar Star (WABG-10), размерениями 122х25,4х9,4м, водоизмещением до 13842 т, с дизель-газотурбинной ГЭУ, формально делающей его близким по мощности российским атомным ледоколам предыдущих поколений. Правда, в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Есть еще систершип USCGC Polar Sea (WABG-11), но он десять лет как выведен из эксплуатации, используется для каннибализации запчастей для систершипа и в строй не вернется. «Полар Стар» ломается через раз, но его упорно чинят, ведь другого корабля обеспечения антарктической экспедиции США у БОХР нет. Причем склонность к поломкам объясняется не возрастом. Корабль 1976 г. постройки, конечно, имеет возраст солидный, если это атомный ледокол, он бы и у нас был бы выведен давно в отстой, но дизель-электрических ледоколов такого же или большего возраста в России эксплуатируется немало, скажем, серия «Ермак» финской постройки из 3 судов мощностью 36 тыс. л.с. или серия «Капитан Сорокин» из 4 судов мощностью 22 тыс. л.с. Просто очевидно, что газотурбинная ГЭУ при всех своих преимуществах (компактность, мощность) не является лучшим выбором для ледокола. Есть, видимо, и недостатки самого проекта, иначе как объяснить периодические проблемы с целостностью корпуса у обоих кораблей?

Но есть у БОХР США и средний ледокол USCGC Healy (WABG-20), который по водоизмещению в 16257 т и размерениям 128х25х8,9м будет покрупнее «Полар Стар», но средним он является по своим возможностям. Он способен двигаться во льду лишь в 1,4 м толщиной (разумеется, если будет разгоняться и наваливаться на лед, то больше, конечно), тогда как более мощный «Полар Стар» — до 1,8—2м. Но «Хили» куда моложе и современнее оснащен: ему 21 год, возраст для неатомного ледокола вообще юношеский. И он дизельный, что куда более адекватный выбор для ледокола. «Хили» в Антарктику не ходит и работает преимущественно в Арктике. В частности, вместе с немецким исследовательским ледоколом «Поларштерн» в 2001 г. он стал одним из первых неатомных судов, добравшихся до Северного полюса без атомного ледокола. Первым был сам «Поларштерн» в 1991 г. вместе со шведским ледоколом «Один» (а первым надводным судном вообще — наша атомная «Арктика» в 1977 г.). Дизель-электроход «Поларштерн» постройки 1980 г., кстати, судно весьма известное и принадлежит Институту полярных и морских исследований в Бремерхафене, названному в честь Альфреда Вегенера — профессора, создателя теории дрейфа континентов, полярника, погибшего в одной из экспедиций в Гренландию. Немцы давно пытаются создать ему замену, но дело идет почти столь же успешно, как эпопея с легендарным Берлинским аэропортом, с той лишь разницей, что аэропорт вроде бы почти достроили, а вот «Поларштерн II» никто и не начинал строить, только тендер очередной в этом году отменили, еще до пандемии.

USCGC Healy (WABG-20). 7 сентября 2015 г. на Северном полюсе, куда американский ледокол впервые дошел один, через 38 лет после «Арктики»

Пошел сдерживать русских и не дошел

Но вернемся к «Хили». У корабля достаточно много научных заслуг, ученых он в Арктику возит регулярно, правда, чаще всего работает где-то не очень далеко от Аляски. В 2015 г. он стал первым американским надводным судном, побывавшим на Северном полюсе без сопровождения иностранного ледокола. Стоит, правда, заметить, что аномально теплая погода последних лет также сделала подобные миссии возможными, в 1977 г. «Хили» до полюса дойти бы просто не смог. Но в последние годы, когда в Вашингтоне ударились в борьбу с «российским влиянием» в Арктике, миссиям «Хили» постоянно пытались придать некое политическое значение. Типа «сдерживаем Россию в Арктике». Чем может сдерживать невооруженный и весьма средний по характеристикам ледокол, честно говоря, автору непонятно. Но именно под таким соусом это все подается на брифингах и в СМИ, очевидно, для своего же обывателя, который, как справедливо считают акулы нашего шоу-бизнеса, «все схавает».

Под таким же соусом подавалось и нынешнее развертывание «Хили» в Арктику под названием «Арктический щит». В рамках операции он должен был двадцать шесть суток патрулировать в Беринговом море, не очень далеко от границы между нашими странами, для чего 15 августа взял на борт 11 ученых и аппаратуру для исследований в Сьюарде, штат Аляска. Но уже 18 августа, в 60 морских милях от берега Аляски, на борту от короткого замыкания в электросети случился пожар в машинном отделении. Результат пожара: правый дизель-генератор и правый главный гребной электродвигатель не работают. Миссия, разумеется, сразу была отменена, корабль развернулся и направился в свой порт приписки Сиэтл для осмотра и ремонта. Пострадавших при ЧП официально не было.

«Я благодарю команду Healy за их быстрые действия по безопасному тушению пожара», — заявила Линда Фаган, вице-адмирал, командующий Тихоокеанским регионом БОХР США. — Эта авария, однако, означает, что Соединенные Штаты ограничены в ледокольных возможностях до тех пор, пока Healy не будет отремонтирован, и это подчеркивает критическую потребность страны в полярных судах безопасности». (Polar security cutter — так зовутся ледоколы БОХР США.) Переведя с адмиральского на человеческий, получаем, что США остались без единственного ледокола, задействованного в операциях в Арктике, потому что «Полар Стар» привлекается к снабжению Антарктической экспедиции, и над ним трясутся и даже не скрывают этого — ему замены нет. Надолго или нет поломался «Хили», видно будет.

Разумеется, пожар — не редкость на современных судах. И выход из строя гребного электродвигателя — тоже. Не так давно на проходящем испытания и завершающем уже их новейшем универсальном двухосадочном атомном ледоколе типа ЛК-60Я (пр. 22220) «Арктика» тоже вышел из строя один из главных электродвигателей. И он требует замены, которая может быть проведена только в будущем году. Но на этом кораблей таких двигателей еще 5 штук, и атомоход просто временно снизил свою мощность на винтах с 60 МВт (82 тыс. л.с.) до 50 МВт (67 тыс. л.с.), что все равно делает его и самым крупным в мире и одним из мощнейших в мире (уступит разве что «50 лет Победы» и «Ямалу» из действующих с их 75 тыс. л.с.) и мало сказывается на его возможностях, которые все равно в первый год эксплуатации вряд ли были бы задействованы на полную катушку — техника требует времени на освоение. Но у России неатомных и атомных ледоколов порядка 40 штук, а у США, можно сказать, было полтора.

Новый ледокол

Конечно, американцы прекрасно понимают, что это не дело. И ищут различные пути решения проблемы вплоть до попыток покупки бесхозных ледоколов в странах вроде Швеции или Финляндии (что достаточно маловероятно) или рассматривая возможность заказа ледоколов финнам (что тоже маловероятно из-за лоббизма в самих США и особенностей законодательства). А пока что заказана разработка и постройка головного своего ледокола. В прошлом году БОХР США заключила с судостроительной компанией VT Halter Marine Inc. контракт на детальное проектирование и строительство тяжелого ледокола следующего поколения на сумму 745 млн. долл. Плановый бюджет американского ведомства на 2021 финансовый год требует 555 млн. долл. на строительство второго тяжелого ледокола и разрешение перевода еще 70 миллионов из другой программы для продолжения финансирования программы тяжелых ледоколов. Суммарно же контракт включает в себя опцион на постройку еще 2 ледоколов, за общую цену 1,94 млрд. долл. Правда, за время пути собачка не просто может, а обязана подрасти, и цена наверняка вырастет. Первый ледокол должен быть достроен в 2024 г., хотя наверняка срок сдвинут и сошлются на коронавирус.

Ледокольные страдания США
Новый американский ледокол (проект)

Что же это за корабль? Размерения его 138х26,4м, полное водоизмещение указано в 22900 т, тип энергоустановки — дизель-электрическая, мощность 45200 л.с. (33 МВт), толщина льда, которую он сможет проходить — 1,8 м (в обычном режиме прохождения). Если взглянуть на изображение судна, размещенное на сайте компании-строителя (разработчик проекта там другой — Teamed Associates, Inc.), то видно, что проект весьма консервативен. Нет «модных» обводов форштевня, смахивающих на таранные форштевни старых броненосцев и броненосных крейсеров. Нет и обтекаемого полубака, слившегося воедино с надстройкой — такое решение используется на строящемся ныне «сверхледоколе» — отечественном ЛК-120Я «Лидер» (проект 10510), который заложат 28 сентября на ССК «Звезда» и назовут «Россией». Сам же строитель нового американского ледокола объясняет консерватизм корабля тем, что он происходит от проекта «Поларштерн II», который так и не начали пока строить. Вместимость корабля составляет 186 человек и автономность его 90 сут. Ледокол будет иметь движители типа «Азипод» от ABB/Trident Marine, двигатели от Caterpillar, система управления и АСУ — «Рэйтеон» и т.п. В общем, ледокол как ледокол. «Королем Арктики» ему не быть, но смотрится в проекте вполне достойно.

А вот что у них получится, когда построят, и как это судно будет Арктику покорять, посмотрим через несколько лет. Главное, чтобы не сопровождали каждый выход в море рассказами о героическом противостоянии российской агрессии против свободолюбивых белых медведей и моржей, как они это делают при каждом выходе «пострадавшего» «Хили». Утомил уже этот цирк.

Автор:
Я. Вяткин, специально для «Военного обозрения»
Использованы фотографии:
VT Halter Marine Inc.