Американцы в своих дипломатических боях вокруг Ирана терпят поражение за поражением. Впрочем, на дипломатических фронтах США вообще в последнее время «не прет» — чего стоят только «успехи» в области стратегической стабильности, например, по СНВ-3 или с КНДР, в отношениях с ЕС и европейской НАТО. Или вот с Ираном. Пару недель назад американская дипломатия потерпела достаточно серьезное, хотя и ожидаемое многими поражение. Американцы выставили на голосование в СБ ООН проект антииранской резолюции — и проиграли. И сейчас пожинают плоды. Хотя, по большому счету, последствия здесь будут для многих.

Вместо изоляции России — изоляция Америки

В отношении Ирана, как мы знаем, действует оружейное эмбарго, установленное резолюцией СБ ООН №2231 от 2015 г., той, что утвердила связанный с ним принятый тогда Ираном, всеми пятью постоянными членами СБ ООН, а также ЕС «Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе» (СВПД). Действует план до осени 2020 г. Документ запрещает поставки в Иран боевых самолетов и вертолетов, танков, военных кораблей и подлодок и боевых ракет с радиусом до 300 км.

Американцы, видя, что действие санкций СБ ООН подходит к концу, сначала пытались протолкнуть через Совбез резолюцию с еще более жестким режимом санкций, вплоть до полного запрета на поставку любой продукции военного или двойного назначения в Иран. Но еще в кулуарном обсуждении им было заявлено, что вето на подобную резолюцию будет, причем будет множественным: не только Россия и Китай проголосуют «нет», но даже и союзники США — Британия и Франция. Тогда американцы перерисовали свой документ и просто предложили продлить нынешний режим санкций под предлогом, что Иран, мол, не выполняет СВПД. И оказались практически в полной дипломатической изоляции. «За» проголосовали только сама представительница США Келли Крафт и представитель такой «важной» мировой державы, как Доминиканская Республика.

Резолюция была ожидаемо ветирована РФ и КНР, которые, как друзья и союзники, действуют в СБ ООН с согласованных позиций практически всегда, а в вопросах ближневосточных — всегда. А все остальные страны, включая Британию и Францию, воздержались. Причем среди непостоянных членов СБ ООН (которые права «вето» не имеют) хватало не только стран, достаточно негативно относящихся к США или положительно к Ирану, вроде Вьетнама или Индонезии с ЮАР, но были и Германия с Бельгией, и даже Эстония посмела не поддержать своего хозяина! И даже маленькие Сент-Винсент и Гренадины, которых на карте большинство не отыщет. Это, безусловно, была пощечина г-ну Помпео, считающему себя крутым дипломатом, и вообще американской линии в отношении ИРИ.

Не все так просто, или О пользе подстеленной соломки

Что же, Иран скоро сможет обратиться к России и Китаю за нужным ему вооружением? Как бы не так! Все куда сложнее. Дело в том, что в свое время, когда принимался СВПД, действовал другой режим санкций, причем бессрочно, «до выполнения Ираном условий» других резолюций СБ ООН, №№1696 и 1737 от 2006 г., 1747 (2007 г.), 1803 и 1835 от 2008 г., 1929 (2010 г.). Их приняли, как видим, немало, ввиду реальных и мнимых прегрешений Ирана в области ядерной программы, которая давно превратилась в пугало для европейцев, и не только для них.

Если бы Иран реально хотел обзавестись ядерным оружием, за все эти годы уж давно бы обзавелся, и никто бы ему не помешал. Сильно КНДР остановили санкции, помешали создать ядерные и термоядерные (либо бустированные тритием, полутермоядерные — мнения расходятся на этот счет) заряды, МБР и БРПЛ? А Иран поставили ли санкции на колени, уничтожили ли его ОПК? Нет, ни в коем случае. Причем Россия, будучи, как минимум на словах, активным сторонником ядерного нераспространения, за эти резолюции активно голосовала либо воздерживалась, да и Китай тоже. Ну и отношения наши с Ираном тогда были куда сложнее нынешних, «спаянных», например, Сирией. Лишний раз из-за них отношения портить с Западом было опрометчиво тогда, не были мы готовы к противостоянию.

В общем, принятие СВПД и резолюции №2231 эти старые санкции прекратило. Но американцам удалось тогда подстелить соломки. Они протолкнули положение, в котором сказано, что любой участник СВПД может заявить о существенном неисполнении чьих-то обязательств по СВПД (кстати, Иран тоже может, в теории), и тогда в течение месяца СБ ООН обязан проголосовать по резолюции по данному вопросу и о прекращении действия положений, предложенной либо этим заявителем, либо другой страной, либо председателем Совбеза. Что в этом случае надо сделать США? Правильно — ветировать любой этот проект, резолюция торпедируется, старые международные санкции возвращаются в полном объеме. Хитро? Да, весьма. Американцы теперь, скорее всего, по этому пути и двинутся. Тем более что доказательств неисполнения Ираном своих обязательств у них не больше, чем у англичан по поводу истории с «Новичком» либо у самих США в истории с мнимым вмешательством в выборы. Сами американцы признают, что поймать иранцев на нарушении им не удалось, но зачем это им, когда есть универсальное «хайли лайкли»? Заяви, что уверен, что нарушают, а дальше просто потопи резолюцию!

Как самим себя высечь и ничего не понять

Но и тут есть подводные камни. Дело в том, что заявить о неисполнении иранцами своих обязательств какая-нибудь Эстония не может, это должны сделать страны-участники СВПД. Но США-то из СВПД вышли в 2018 г., заявив о «неисполнении» Тегераном обязательств. Во многом решение было принято с подачи Израиля, с его липовыми доказательствами, с которыми выступал тогда Нетаньяху, со своим «шкафом документов» выглядевший лишь чуть более убедительно, чем клоун Порошенко с куском автобуса. Но в семье самого Трампа произраильское лобби очень сильно. Тогда США рассчитывали, что и их односторонних санкций и различных действий спецслужб и военных угроз хватит, чтобы режим закачался и рухнул. Наверное, Трампу его многомудрые помощники и разведчики такой «блицкриг» пообещали. Но на военные угрозы Тегеран наплевал, попутно «макнув» США и со сбитием дорогого и тяжелого БПЛА, и в истории с обстрелом баз в Ираке. С «майданом» в Иране тоже не заладилось, да и экономика тоже не рухнула, хотя определенный ущерб США нанести Ирану удалось.

В итоге США не имеют права теперь воспользоваться механизмом, который они сами себе и оставили как резервный. Есть еще вариант заставить кого-то из указанных в СВПД участников заявить о неисполнении обязательств ИРИ. Но кого? Россию или Китай? Смешно! Францию или ЕС? Исключено, учитывая сложные отношения Трампа с союзниками по НАТО и то, что именно французы и немцы решают все в ЕС, а немцев недавно американцы еще и дополнительно разозлили с выводом части войск США из ФРГ. Ну не Иран же! Остается Лондон, но и там что-то не рвутся плясать под дудочку Вашингтона в этом вопросе.

Собственно, это и произошло в этот понедельник, когда о том, что США не имеют права требовать от СБ ООН восстановить санкции против Ирана, заявили практически все члены Совбеза. В ходе заседания Франция, Германия, Великобритания, Китай, Россия, ЮАР в числе прочих прямо заявили, что не считают, что США вправе запускать механизм восстановления санкций, так как Вашингтон вышел из ядерной сделки с Ираном. Так, заместитель постпреда Франции при СБ ООН Анна Геген заявила, что СБ ООН «не могут быть приняты никакие дальнейшие шаги навстречу США по данному вопросу» и уведомление со стороны Вашингтона о санкциях не обладает юридической силой.

Но проблема в том, что сами-то США считают, что, раз они указаны в резолюции №2231 как участники и инициаторы плана, то право за ними все равно сохраняется, несмотря на выход из СВПД. Детский сад — штанишки на лямках, а не подход к дипломатии. И на это им и указали в СБ ООН. Все это может породить интересную коллизию: США вообще могут решить, оторвавшись от реальности окончательно, что санкции резолюций 2006-2010 гг. опять работают, а все остальные решат, что нет. Или хотя бы РФ и КНР так решат — этого достаточно. США будут пытаться наказывать своими односторонними санкциями «нарушителей» того, чего уже нет, получать в ответ какие-то еще санкции, и так далее. В общем, правовой механизм СБ ООН может пойти вразнос.

Что иранцам может пригодиться?

Кстати, а что из запрещенного к поставке вооружения Ирану (средства ПВО, например, он получать может и сейчас, как и многое другое) ему реально нужно и откуда именно? Вряд ли Ирану нужны ракеты — своих достаточно, хотя некоторые технологии им бы были интересны, да не все им продадут даже без санкций ООН. Хотя, конечно, систем уровня «Искандера-Э» у иранцев и близко нет, их нет ни у кого, и тут интерес может быть. Интересны иранцам и наши танки (или, в крайнем случае, китайские), такие, как Т-90МС, например. Да, иранцы разработали свой «аналог», танк «Каррар» и пакет модернизации до его уровня имеющихся Т-72С. Но разница между «Карраром» и Т-90МС примерно такая же, как между настоящим брендом и подделкой с базара.

Но больше всего нужны им самолеты, двигатели к ним, ракеты «воздух-воздух» и вертолеты, особенно боевые. Иран многое может делать сам (или с некоей помощью со стороны): баллистические ракеты, малые ПЛ и катера, корветы, БПЛА и т.п. Но авиадвигатели современные им не по зубам, и сами самолеты, и вертолеты тоже. Все иранские конструкции в этой сфере — переделки уже имеющихся у них и освоенных устаревших образцов. Потому их интерес к Су-30СМЭ, Су-35, МиГ-35 или вертолетам Ми-28НЭ вполне понятен. Или к китайским JF-17 и J-10. И интерес США, Израиля и Саудовской Аравии, которые не хотят появления у Тегерана современной и мощной авиации, понятен тоже. В ЕС тоже, видно, питают некие надежды продать иранцам что-нибудь, например, подводные лодки из Франции или ФРГ.

Вот что из этого получится, мы скоро узнаем, а пока иранская делегация во главе с министром обороны страны проявляет крайне высокую активность на форуме «Армия-2020». Видно, присматривают, что прикупить. Удастся ли? Но уж зенитно-ракетные средства ПВО, средства радиотехнических войск ПВО и прочее точно удастся, и это Иран покупает у нас очень активно. Может, скоро какие-то детали о сделках в этой области и всплывут.

Автор:
Я. Вяткин, специально для «Военного обозрения»
Использованы фотографии:
Joshua Woroniecki