Первенство России в создании вакцины против коронавируса объясняется не только умом и сообразительностью, но и прагматичным подходом к делу. Которого не сумели продемонстрировать учёные США. И теперь США хнычут и жалуются…

Представители России уже опровергли очередной фейк американского CNN о том, будто бы США отказались от предложения Москвы по сотрудничеству в разработке COVID-вакцины. Не то опровергли, что Америка отказалась, а то, что Россия предлагала. Было бы кому предлагать – так можно по факту интерпретировать корректный комментарий помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова агентству «Интерфакс».

Жалко коротконогая ложь CNN объясняется в собственной информации этого телеканала, который сам президент США называет «фейковым». Чистая методичка: сослаться на слова неназванного «высокопоставленного российского чиновника», который якобы проблеял американскому СМИ:

С американской стороны существует общее чувство недоверия к России, и мы считаем, что технологии, включая вакцины, тестирование и лечение, не принимаются в США из-за этого недоверия.

Ну да, ну да – среди российского чиновничества сегодня вот прямо так и принято посыпать себе голову пеплом при разговоре с американскими фейкомётчиками…

Но их, фейкомётчиков, можно понять. Даже посочувствовать. Ведь проект ускоренной разработки вакцины от COVID-19 в США называется «Операция «Сверхзвуковая скорость». И несмотря на весь этот «сверхзвук», вдруг оказалось, что Россия первой создала и объявила о регистрации уже готовой вакцины. То есть вышло то же, что с ракетами: пока американцы гулко барабанили себя по надутым щекам, русские обогнали их на гиперзвуке. Что остаётся делать? Естественно, объяснять, что это неправильный гиперзвук. Неправильно было выходить на гиперзвук. Пусть бы умерли от вируса ещё сотни тысяч, но надо было ещё три года продолжать проверки и испытания. Пока первыми не выбросили бы вакцину на рынок американцы.

А раз не выбросили они – все остальные вакцины неправильные. А русская – в особенности.

Правильная комбинированная вакцина

Одной из составных частей истерического визга Запада по поводу регистрации русской вакцины стало дежурное объявление о том, что, дескать, «международная общественность» не может доверять русским, так как они не опубликовали научных данных, что же собой представляет их вакцина. Логика примерно та же, по которой Запад «не доверяет» информации о «Посейдоне» или С-500, потому как вреднючие русские не публикуют секретных данных об их устройстве. И вообще негодяи – не делятся технологиями, в них заложенными.

Нет, министр здравоохранения Михаил Мурашко пообещал уже, что данные об исследованиях новой вакцины будут опубликованы, «возможно, к понедельнику». Но «святые 90-е», верится, ушли, и российские учёные и производственники не будут рваться поделиться с западными конкурентами своими технологическими и коммерческими тайнами.

Что ж, давайте это сделаем мы. В расчёте получить за это от благодарного Вашингтона орден Сутулого I степени.

Итак, из строго открытых и даже официальных данных Минздрава мы имеем следующее описание препарата:

Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом.

Комбинированная – потому что состоит из двух компонентов, созданных на основе разных так называемых серотипов. Этот термин обозначает группу микроорганизмов одного вида, которую, строго говоря, создаёт не природа, а учёные – ради вящей систематизации. Например, по признаку вирулентности, генетических особенностей, присутствия токсинов и так далее.

Мурашко

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко обещает, что данные о российской вакцине будут опубликованы в ближайшее время. Фото: roszdravnadzor.ru / Globallookpress

В общем, в случае с нашей вакциной первый компонент создан на базе 26-го серотипа, который вызывает первичный иммунный ответ на вторжение чужака в клетку. Второй, сделанный на основе 5-го серотипа, этот иммунный ответ разгоняет и усиливает.

Векторная же – потому что этим понятием обозначают вакцины, изготавливаемые на основе вирусов-носителей, они же «вирусные векторы». По сути, берётся вирус, из его «организма», структуры удаляются все патогенные элементы, а на их место вставляется генетическая «картинка» вируса. То есть его генетический материал, сам по себе уже безвредный, но узнаваемый иммунной системой клетки, исторгающей и уничтожающей чужака-интервента. И главное – запоминаемый иммунным механизмом в качестве врага и мобилизующий её.

Как, скажем, свастика для русского человека. Исторически – уважаемый со времён древних индоевропейцев символ Солнца. Но после того как свастика побыла на знамёнах пришедших нас уничтожать нацистских орд, любое её появление до сих пор заставляет внутренне мобилизовываться. Ибо это символ смертельного врага.

Что даёт такая комбинация?

Прежде всего, вирусный вектор может заразить клетку только один раз. Но поскольку он, можно сказать, «выхолощенный», то уже не может размножаться в организме далее.

Второе преимущество: в качестве вирусного вектора можно использовать любой патогенный вирус. В частности, этим и объясняется быстрота, с которой в России была произведена антиковидная вакцина. Она просто создавалась на платформе, на которой уже, как выразился министр здравоохранения Мурашко, «сделано шесть продуктов». А среди этих шести такой, к примеру, как так и не поддавшийся американцам вирус лихорадки Эбола. При помощи русских эпидемиологов переставший терзать Африку. Кстати, тогда Америка точно так же вопила о том, что «не верит», «надо доказать», «русские лгут».

вакцина

В лаборатории Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф. Гамалеи Минздрава России. Фото: РФПИ и Центр имени Гамалеи/ТАСС

Очень образно эту картину обрисовал директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи академик Александр Гинцбург:

Вакцина была создана за 5 месяцев. А платформа, на основе которой появилась эта вакцина, создавалась на протяжении 20 лет двумя, а то и тремя поколениями учёных.

Как следует далее из официальных данных, российская вакцина «выполнена на аденовирусном векторе». Что такое аденовирусы? Это, просто говоря, те, что поражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. То есть вызывают ОРВИ и издавна знакомы человеческому организму. И относительно не то чтобы безвредны, но вызывают ту форму инфицирования, про которую говорят: «Лечишься – болеешь семь дней, не лечишься – целую неделю». Зафиксировано 7 видов аденовирусов человека и 57 серотипов.

Таким образом, русская вакцина нацелена на возбуждение природного иммунного ответа человеческого организма на издавна знакомых ему врагов. Иначе говоря, ответа давно отработанного, автоматического. Вроде удара себя по уху, когда в ночной тьме над ним завизжит безумный комар.

По словам учёных, там есть ещё один важный фактор кроме автоматизма – достаточно длительное выделение антигена. Но, правда, не настолько длительное, чтобы раз и навсегда. Потому требуются так называемые подхлёсты, то есть повторные введения антивирусного препарата. Насколько часто потребуется делать такие «подхлёсты» с нынешней вакциной, пока не очень понятно. Что называется, практика покажет. Кое-кто уже высказывал предположения, будто вакцина сможет обеспечивать иммунитет к ковиду на два года. Но чтобы понять, так это или не так, надо эти два года сперва прожить. Так что подтверждений нет ни подобным оптимистичным, ни совсем пессимистичным точкам зрения.

Могут ли быть побочные эффекты, о чём прямо-таки со сладострастием вещают западные СМИ? Тут опять же всё покажет время. Регистрация вакцины и даже её обещанное скорое применение вовсе не отменяют третью стадию клинических испытаний. Но из того, что уже зафиксировано у испытателей, отмечены местная отёчность и боль, повышение температуры, снижение аппетита, головная боль, заложенность носа, першение в горле. Хотя это естественно: вакцинация и означает, по сути, маленькое заражение. Только в безопасных для организма масштабах.