Штаб экс-кандидата в президенты Белоруссии Светланы Тихановской, которая мнит себя уже «национальным лидером», конечно, отжег. Там, в штабе, с подачи, видимо, иностранцев, действительно считают белорусов идиотами. Причем клиническими и легковерными.

Руководитель штаба Тихановской Мария Мороз (какая шикарная фамилия в плане полной «отмороженности» слов и действий) в своем недавнем видеообращении не только призвала граждан Белоруссии к всеобщей забастовке, но и пообещала им… компенсации за возможные материальные потери от подобной политической активности. В силу, похоже, особой интеллектуальной одаренности, эта самая Мария и не скрывает, что готова бороться с президентом Александром Лукашенко любой ценой, потому что ему, мол, «понятен только язык силы и конкретного экономического ущерба». Значит, круши все вокруг, лишь бы Лукашенко ушел. А вместо этого: «Не бойтесь. Нас не оставят в беде, в Белоруссии уже созданы фонды помощи. Белорусская диаспора также собирает средства по всему миру. Даже Илон Маск спрашивает, чем помочь».

Согласитесь, особенно про любознательного и щедрого Маска, который на своем космическом «Драконе» таранит забастовщикам в Белоруссии свои печенюшки и доллары, вставило. Хотя весь мировой опыт забастовочного движения гласит: щедро платят только штрейкбрехерам, которые гасят забастовки. Или — тайно — только организаторам забастовок, которые должны либо разорить прежних владельцев, либо раздраконить власти.

Но не суть. Анализировать ситуацию в Белоруссии с каждым днем все труднее. С одной стороны, все вроде бы ясно. Стороны готовы стоять до конца. И внутри Белоруссии, где «батька» сказал, что не уйдет, ну, а про оппозицию так сказочно высказалась пани Мороз. И за пределами республики, где коллективный Запада в лице США и Евросоюза однозначно не признали президентские выборы 9 августа, а Лукашенко уже провозгласили «персоной нон грата», но Россия и Китай уже поздравили переизбранного «батьку» с победой и как бы поддерживают его.

С другой стороны, как сказала бы мифическая «дочка токаря с БелАЗа», не все так однозначно в складывающейся ситуации этого, казалось бы, ясного и бескомпромиссного противостояния. И прежде всего, может показаться, что «поплыл» сам Лукашенко. Он то говорит, что только его убийство заставит власти Белоруссии и его лично пойти на новые выборы. То вроде бы согласен на досрочную кампанию всех – и президента, и парламента, и местного самоуправления. Но при одном условии – если будет срочно проведена конституционная реформа. То есть подготовлена новая Конституция Белоруссии, по которой потом и произойдет полная перезагрузка власти. Чтобы, не исключено, передать всю полноту власти не президенту, а правительству и премьер-министру, коим и собирается стать в новых условиях Лукашенко.

И это не шутка, а обычная уловка там, где авторитарные лидеры стараются обойти законом ограниченные сроки президентства. Так было в Украине в 2004 году, где изменили Конституцию и обкорнали полномочия «оранжевого» президента Виктора Ющенко по самое никуда. Так было в Грузии в 2009-2010 годах, где президент Михо Саакашвили в конституции перераспределил полномочия в пользу премьера, но сам этим не воспользовался – его турнули и пообещали посадить на цугундер. Точно такая же картина случилась в 2017-2018 годах в Армении, где экс-президент Серж Саргсян тоже проделал указанный конституционный трюк, но рулит страной сегодня «цветной» и «бархатный» премьер Никол Пашинян. Чем-то похожим грешила и Молдавия, где вообще все непонятно.

Однако некоторую ясность в белорусские непонятки могут внести слова самого Лукашенко. В разговоре с рабочими на заводе колесных тягачей он как бы невзначай обмолвился: мол, вот поменяем Конституцию и в январе «встретимся и поговорим». Это вполне может быть просто полемической фигурой речи: опытный популист и не такое скажет, чтобы сиюминутно сорвать аплодисменты или задурить головы слушателям.

Но, с другой стороны, эти слова Лукашенко могут означать и то, что он медленно, но уверенно склоняется к тому, что выходом из кризиса в стране может быть некая договоренность о так называемом «переходном периоде», во время которого стороны и договорятся окончательно, как им жить дальше. Помните, как в 2014 году президент Украины Виктор Янукович согласился на такой переходной период: дескать, боевики с «евромайдана» расходятся, а сам он правит до декабря 2014 года, но параллельно организовывает и проводит досрочные президентские выборы. В срок они должны были бы быть в марте 2015-го, а так передвигались на три месяца.

Вот Лукашенко, как и Янукович, не исключено, тоже планирует так же сохраниться у власти по согласию сторон, а потом либо ишак подохнет (оппозиция выдохнется), либо падишах укрепится (он сам подготовится или изменит условия властной игры). И есть только одна закавыка, которую не может не учитывать Лукашенко. Гарантами сделки Януковича и лидерами «евромайдана» выступили руководители и представители МИД Германии, Франции и Польши. И чем все это закончилось, известно всем: уже на следующий день «сотник Парасюк» призвал пустить кровушку президенту, и Янукович оказался в Ростове-на-Дону. А договоренности с ним с гарантиями коллективного Запада можно было репринтить на туалетную бумагу – они того стоили. И бумага, и гарантии.

Поэтому Лукашенко если и согласится на переговоры о трансфере власти и переходном периоде, то только под гарантии России, с которой у Белоруссии, напоминаю, союзное государство. Ну, может быть, еще ОБСЕ или Китая, чтобы типа все были представлены, и Запад, и Восток. И Евросоюз уже как бы согласен, ибо в своей резолюции уже сказал: «Мы присоединяемся к белорусскому народу в его требовании новых и свободных выборов под наблюдением независимых наблюдателей».

Россия пока думу думает. Потому что если будет принято решение о переходном периоде и будут проведены соответствующие переговоры с соответствующими договоренностями, то начнется самый увлекательный процесс – подготовка, накачка и раскрутка своих кандидатов. И в президента, и в депутаты парламента, и в руководители на местах. И поскольку Конституция Белоруссии пока не изменена, то главным представляется кандидат в президенты. И запад, разумеется, захочет своего, а Россия – своего. Кто эти люди? – вот наиглавнейший вопрос, над ответом на который сегодня, как мне кажется, должны думать все и везде.

Если этого всего не случится, то у Белоруссии возможны лишь следующие варианты:

— Лукашенко давит протесты и на какое-то время остается при власти и пытается у нее удержаться. То ли только на штыках, то ли видоизменяя условия жизни и задабривая всячески не только своих сторонников, но и оппонентов. Насколько хватит такой власти, доподлинно не знает никто. И не может знать. Оппозиция же в это время формирует либо только правительство в изгнании, либо еще и своего «президента Гуайдо» — Светлану Тихановскую, которой и понадобятся подачки Илона Маска. Ведь Литва без посторонней помощи ее долго не прокормит — литовцам самим жрать нечего;

— Лукашенко сносят, как лидера Румынии Николае Чаушеску в 1989 году, и уже без него либо сразу передают власть оппозиции, либо устраивают переходной период с какой-нибудь «белорусской Розой Отунбеавой» — временным президентом. На то время, когда стороны изготовятся и перезагрузят власть в новых условиях на досрочных выборах. Как в Киргизии в 2010-2011 годах. И не так и важно, по новой ли, по старой ли Конституции, это детали;

— поляки уже предлагают свой механизм смены и трансфера власти – «круглый стол», за который в 1989 году сели лидер Солидарности» Лех Валенса с соратниками и руководители коммунистической Польши. И там получилось. Достаточно вспомнить, что трое участников того «стола» — сам Валенса, его соратник Лех Качиньский и перекрашенный «комми» Александр Квасьневский – стали потом президентами страны. А еще семь человек побывали в разное время премьер-министрами Польши. Причем со стороны посткоммунистов четверо – Чеслав Кищак, Лешек Миллер, Юзеф Олексы и Влодзимеж Цимошевич, а со стороны оппозиции трое – Тадеуш Мазовецкий, Ян Ольшевский и Ярослав Качиньский. Серьезные, как видим, ребята сели за стол. Другой разговор, куда пришла Польша, но трансфер власти прошел мирно. Номинально — при посредничестве лишь польских церквей, но под присмотром и дряхлеющего СССР, и агрессивно-наступательного Запада;

— чисто гипотетически возможен также военный переворот, когда белорусский генералитет самоорганизуется и возьмет на себя ответственность за страну, опираясь на армию, которая себя пока еще никак не запятнала. Так лидер Польши генерал Войцех Ярузельский, в 1981 году спасая свою страну от вторжения войск Варшавского договора по чехословацкому образцу 1968 года и не давая победить «Солидарности», ввел военное положение, А в 1989 году после «круглого стола стал «Розой Отунбаевой» — тем переходным президентом, который в 1990 году провел выборы и передал власть победителю – Леху Валенсе. Мирно передал. Так и в Белоруссии-2020 генералы могут взять власть в свои руки и направить страну либо на запад, либо в Россию, либо остаться посредине и бесплодно поиграться в лукашенковскую «многовекторность». С тем же результатом: ни Запад, ни Россия Белоруссию уже не выпустят…

Вот, собственно, такие есть варианты. Запасаемся попкорном, временем и сочувствием – Белоруссия вступает в период крутой трансформации и реформ, что, как утверждают китайцы, не дай Бог никому. Доказано Украиной…

Владимир Скачко