Ещё одно флагманское и стратегическое предприятие Украины вскоре может завершить свою многолетнюю трудовую историю. Оказавшийся в глубоком кризисе после 2014 года, «Электротяжмаш» так и не смог преодолеть возникшие проблемы, большая часть из которых — закономерный результат новейшей экономической политики страны.

Предприятие – очередное умирающее советское производство с богатым прошлым. Первой специализацией основанного в 1946 году завода был выпуск тяговых электродвигателей для тепловозов. В 1954 году было освоено производство турбогенераторов для ТЭС и АЭС, которые станут одним из главных профилей деятельности предприятия. В последующие годы линейка продукции пополнилась гидрогенераторами, электрическими машинами постоянного тока, а также электрооборудованием для городского и железнодорожного электротранспорта.

Однако славные дни «Электротяжмаша», судя по всему, остались далеко позади. Недавно стало известно о том, что харьковскому машиностроительному гиганту за долги отключили водоснабжение. Задолженность предприятия, копившаяся еще с марта 2019 года, к июню текущего года достигла почти 1,5 млн. гривен (56 тысяч долларов). «Мы неоднократно официально уведомляли «Электротяжмаш» о данной задолженности, но руководство предприятия не реагировало и не предпринимало практических шагов для погашения долга», — заявили в «Харьковводоканале». Кроме того, завод накопил долги за электроэнергию, в связи с чем энергетики грозят вскоре еще и обесточить производство.

Впрочем, долги за услуги ЖКХ – это, пожалуй, наименьшая из проблем. Ранее трудовой коллектив предприятия объявлял забастовку с требованием погасить долги по зарплате. Как стало известно, руководство задерживало выплату заработной платы более чем за 2-3 месяца. Суммарные долги перед рабочими превысили 34,2 млн гривен. Правда на текущий момент согласно последним сообщениям СМИ, зарплатные долги были погашены.

Однако сильно картину это не меняет. Предприятие в долгах перед своими поставщикам и кредиторам на сумму свыше полумиллиарда гривен. Счета «тяжмаша» уже арестованы на основании судебных исков, и впервые за многолетнюю историю образовались долги по налоговым отчислениям. Суммарная задолженность завода составляет порядка 1 млрд. гривен (37 млн. долл.). Еще более туманными являются перспективы производства на ближайшее будущее. Как выяснилось, у завода практически отсутствуют новые заказы на 2021 год, а работа по заключению контрактов с потенциальными заказчиками толком не ведется.

Хотя еще совсем недавно «Электротяжмаш» демонстрировал все признаки жизни. Предприятию удалось пережить девяностые годы, а в двухтысячные и вовсе началась вторая жизнь завода. К примеру, по итогам 2010 года было произведено продукции на 875 млн. гривен (110 млн. долл.). С 2009 года осуществлялось обновление производственных мощностей, что позволило в последующие годы расширить портфель заказов. Помимо работы на обновление генераторов в украинской энергетике, «Электротяжмаш» поставлял гидро и турбогенераторы в Россию, Казахстан, Грузию, Литву, Польшу. Однако ситуация начала радикально меняться в 2014 году. Осенью завод перешёл на неполную рабочую неделю из-за сокращения объёмов производства, а количество работников пришлось сократить на 900 человек. В 2015 году из-за разрыва торгово-экономических связей с Россией были аннулированы заказы на 41 млн. долларов – что составляло почти 40% годовой выручки. Фактически, это явилось прямым следствием указа Петра Порошенко, подписанного в сентябре 2014 года. Указ №744 «О решении СНБО о защите Украины и усилении ее оборонной способности» предписывал аннулировать разрешения на экспорт в Россию для 166 предприятий.

Однако любопытно, что добила предприятие отнюдь не потеря российского рынка. Все-таки больше половины контрактов «тяжмаша» приходилось на внутренний рынок и другие страны. Основная причина разорения актива банальна. Это коррупционные схемы менеджмента по выкачиванию денег: заключение заведомо убыточных сделок за «откаты», необоснованные растраты и прочие всевозможные темные схемы по выводу средств со счетов предприятия. В 2019 году произошла смена руководства, уже набившего руку на подобных делах. У руля машиностроительного предприятия оказался депутат Запорожского областного совета Виктор Бусько. По некоторым сведениям, его назначение лоббировал экс-глава Администрации Порошенко – Игорь Райнин. С тех пор финансовое положение ухудшилось многократно, фактически поставив некогда передовое производство в шаге от банкротства.

Стоит отметить, что разорение «Электротяжмаша» — лишь часть более масштабной схемы и вершина гигантского коррупционного айсберга. Дело в том, что не так давно предприятие попало в новый перечень госпредприятий, подлежащих приватизации. Предварительно загнанное в долги, предприятие продается по цене за вычетом возникших долговых обязательств – то есть фактически даром. И продается в интересах тех же людей, что его банкротили, присваивая себе выкачанные деньги. Затем, если актив представляет коммерческие перспективы, его долги реструктурируются и производство возобновляется. И, опять же, в интересах той же группы лиц, что его разграбила. Если же таких перспектив нет, актив банкротится и продается на металлолом. Подобными схемами на сегодняшний день опутаны сотни госпредприятий Украины, фигурирующих в программе приватизации.

А «Электротяжмаш» в этом плане интересен тем, что является одним из крупнейших предприятий в Харькове и его банкротство спровоцирует всплеск социального недовольства в регионе. Стало быть, весьма вероятно, что власти бросятся спасать актив, дабы избежать негативных политических последствий. Коррумпированный менеджмент предприятия и его покровители понимают, что Киев в столь непростое время не рискнет допустить увольнения нескольких тысяч рабочих завода и покроет все убытки, делая приватизацию ветерана машиностроения более выгодной.

Дмитрий Заворотный