1 июля Геннадий Кернес дал интервью «Радио Свобода», 2 июля окончательно подтвердил, что будет вновь баллотироваться на пост мэра Харькова, а вчера, 3 июля, блогер Анатолий Шарий опубликовал большое интервью с харьковским городским головой. Уже сейчас очевидно, что борьба за престол Первой столицы будет разворачиваться не на шутку, но с известным результатом.

Для начала несколько тезисов из интервью Кернеса.

  • Голосовал я за Зеленского, но Порошенко не такой уж и плохой. Янукович – предатель, а лучший президент – это Кучма.
  • В горсовет Харькова на местных выборах пройдут «Слуга народа», «ОПЗЖ», партия Шария и блок Кернеса.
  • Я против выхода Харькова из Украины и всеми силами старался не допустить ХНР. В Харькове нет сепаратистов.
  • Крым имел право проводить референдум, но я не ожидал, что они выберут присоединение к России.
  • Разгул националистов прямо связан с персоной главы МВД, который не может должным образом наладить работу своих подчиненных. По этой же причине, я не верю, что покушения на меня когда-нибудь будет раскрыто.
  • В 2014 году по приказу Авакова пьяные люди в Харькове устраивали беспорядки и захватывали ОГА.
  • Победа и маршал Жуков – для меня святое, никто этого не сможет отнять. И мне все равно, что думают обо мне остальные.
  • Люди Майдана не могут заниматься экономикой, главное достижение Майдана — незаконное свержение власти.

К Кернесу на Украине двойственное отношение. С одной стороны, ему отдают должное, что он смог сохранить в городу свою атмосферу, Харьков не впал в нацистский шабаш, в котором оказался Киев. С другой стороны, ему пришлось пойти на молчаливый союз с Порошенко с 2015 года. Так, проходя между струек, ему удалось остаться одним из сильных и популярных градоначальников.

Все прекрасно помнят, как 1 марта 2014 года в Харькове собрался самый большой митинг Антимайдана, который на тот момент возглавили Кернес и Добкин. До этого действительно по заданию «лидеров Майдана», включая Авакова, несколько десятков человек захватили ОГА и провели там 2 недели в пьяном и наркотическом угаре, мешая работе чиновников. Это была одна из причин для проведения акции протеста. Кернес и Добкин возглавили митинг, не потому что сами хотели, а потому что многотысячной возмущенной толпой надо было управлять, иначе она разнесла бы весь город. Да и стоило учитывать желание горожан, которые не принимали и не принимают Майдан до сих пор.

Но ни Кернесу, ни Добкину никогда не хотелось, чтобы Харьков присоединился к России. Вариант с Новороссией еще как-то мог бы их примирить с действительностью, но вхождение в РФ в качестве южного округа – никак нет. Ведь даже сейчас Харьков является единственным самодостаточным городом в стране, который, при желании, может сам себя обеспечивать, не нуждаясь в подачках Киева. Более того, он также является наиболее комфортным и растущим мегаполисом Украины, что не раз было отмечено наградами Совета Европы и многими рейтингами. И это заслуга именно Кернеса, которому позволяют рулить Первой столицей так как он хочет, взамен прося лишь не вмешиваться его в международную повестку, а может просто не хотят связываться. Геннадия Адольфовича вполне устраивает данный расклад, ибо плевать ему на всю Украину, лишь бы в родном городе было все отлично. Впрочем, ему точно так же, увы, плевать на Донбасс, так как он не входит в сферу его интересов.

В России Кернес стал бы зависим от губернатора, от президента и от многих наделенных властью людей. Пришлось бы стать захудалым мегаполисом в огромной стране, а не первым в рейтинге комфортности городом на Украине. Как говорил Гай Юлий Цезарь — лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.

А вот идея с Новороссией, как с самостоятельным государством, пришлась бы ему по душе при условии, что столицей будет Харьков. И, конечно, при условии признания всеми международными сообществами, это даже более важно, чем столица. Увы, проект не смог заиграть красками и на данный момент находится лишь в мечтах некоторых украинцев.

Довольно неожиданно прозвучало его заявление о праве Крыма на референдум. Еще никто из украинских политиков открыто об этом не говорил. Видимо, опасаясь неких возможных конкурентов от того же монобольшинства, Кернес пустил в ход тяжелую артиллерию. Почему опасаясь? Все мы помним разгром прокернесовских кандидатов на выборах в Раду. Многие тяжеловесы просто-напросто не удержались на своих местах, так как Харьков в надежде на русскоязычного президента и его желание мира в Донбассе дал один из самых высоких результатов «Слуге народа» по Украине – более 86%. Гипотетический кандидат от Зеленского, которому явно не нравится Кернес, может перетянуть на себя часть его электората. Но, к счастью, ситуация для монобольшинства, как и президента, в последнее время складывается не лучшим образом. Постоянные скандалы и профнепригодность многих «слуг» откатили рейтинг партии, но на поле еще остаются ОПЗЖ и партия Шария. Кандидатом от Шария судя по всему станет давний приятель Кернеса, занимавшийся его раскруткой на прошлых выборах, Роман Катеринчик, который в силу теневых договоренностей перетащит на свою сторону любителей «зеленых», а после сольет голоса Кернесу, лишив таким образом «слуг» какого-либо преимущества. Что касается ОПЗЖ – то тут пока неясно, все будет зависеть от личности кандидата. Но, как показывает практика, даже при запросе на оппозицию во времена Порошенко экс-регионалы не набирали большинство. А с учетом вступления в игру партии мэра «Блок Кернеса — Успешный Харьков» на их душу останется 10-20%.

К слову, Блок Кернеса уже начал агитационную работу: молодежное крыло проводит субботники, убирая мусор на улицах города и создает новое радио для студентов. Старшие члены партии презентуют Центр поддержки бизнеса, а заодно осваивают регионы, занимаясь озеленением в райцентрах. Таким образом, Кернес решил попробовать расширить свое влияние на весь регион. А это – довольно серьезная заявка, так как многие мэры Харьковской области не справляются со своими обязанностями, и он явно хотел бы получить в муниципалитетах области своих людей.

В целом же, все заявления Кернеса, прозвучавшие в двух интервью – националистической «Свободе» и оппозиционному Шарию – подчеркивают желания жителей Юго-Востока, которые вынуждены жить в украинской действительности. «Да» — двуязычию, дружбе с Россией, «нет» — украинизации и националистической повестке. Пока конкурентов у него на этом поле не проявляется.

Юлия Гаврильчук