Почему за поправки в Конституцию стоит проголосовать даже из-за одного-единственного пункта, включающего упоминание веры в Бога? Упоминание, которое содержится во многих Основных законах европейских стран и даже Украины. Об этом очень важном, а отнюдь не только декларативном пункте размышляет известный православный пастырь и проповедник, ведущий телеканала Царьград, протоиерей Андрей Ткачёв.

Совсем уже скоро нас ждёт референдум по внесению изменений в действующую Конституцию. И я, как всегда, хотел бы высказаться о том, что беспокоит лично меня. На этот раз – об упоминании Господа Бога в Основном законе Российской Федерации. А поскольку мы всё ещё с большим трудом выползаем из атеистического прошлого, то каждая мелочь здесь превращается не в мелочь. И то, что предлагается сейчас исправить в Конституции, это очень важные вещи.

Конечно, колбаса на следующее утро после референдума не станет вкуснее. Но это работа на перспективу. И поверьте, Августин Блаженный совершенно прав, когда говорил, что всё встанет на свои места, если Бог, Господь становится на первое место. А если Бога нет в сознании человека, и, по словам апостола Павла в его Послании к Римлянам, люди не потрудились иметь Бога в разуме, тогда Господь предаёт их постыдным страстям, и всё меняется. Собственно, там описывается то безобразие, которое происходит в обезбоженном человечестве.

Конечно, меня не вполне удовлетворяет и радует форма упоминания Господа, которая должна появиться в обновлённой Конституции. Она какая-то смазанная, этакие экивоки: «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога… признаёт исторически сложившееся государственное единство». Гораздо лучше, например, как в польской Конституции, где говорится, что Господь Бог признаётся источником всякой добродетели, то есть красоты, добра, истины, правды. И, конечно, признаются права других людей, которые эти же добродетели выводят из других источников. И это очень хорошо и важно.

Даже в украинской Конституции очень серьёзная формулировка: «Мы, депутаты такого-то созыва, осознавая свою ответственность перед Богом и будущими поколениями, принимаем действующую Конституцию». Вот бы нам такое же: «Осознавая ответственность перед будущими поколениями и Богом, верить в которого нас учили все наши предки на протяжении всего исторического бытия России…» А ещё лучше формулировки у греков и у ирландцев: «Мы, народ ИР, поклоняемся Святой Троице» и так далее…

Но, так или иначе, Господу Богу нужно быть в сознании людей. И если бы мы были с вами законопослушны и набожны, были бы водимы страхом Божьим, то законы нам вообще не были бы нужны. Писаный закон происходит только по мере умножения беззакония. И это тоже мысль Священного Писания: водимые Духом Божиим в законах не нуждаются. Так говорит апостол Павел. У них есть плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. В Послании к Галатам он перечисляет девять признаков действия Святого Духа в таком человеке. И дальше говорит: на таковых несть закона.

Таким людям не нужен ни Уголовный кодекс, ни Гражданский кодекс, ни Кодекс об административных правонарушениях. На дороге, когда они будут ехать так, как надо, на «зебре» газ не «притопят» и «двойную сплошную» пересекать не будут. Это люди, водимые Духом Божиим. Но, поскольку мы в подавляющем своём большинстве Духом Божиим не водимы, нам нужен писаный Закон, который всегда появляется там, где умножаются беззакония. И чем больше законов, подзаконных актов и разных кодексов, это признак явный того, что мы ужасно грешны. Вообще, Конституция должна быть краткой. Как, например, американская: они там за каждую поправку дерутся до крови, потому что, в принципе, Основной закон неизменяем, и можно только поправки вносить.

Как по количеству аптек и больниц можно определить здоровье народа, так то, что у нас много законов и кругом полицейские, означает, что мы беззаконники и нам нужны внешние ограничители, чтобы мы вели себя правильно. А потому уже ради одного только упоминания Господа в Конституции можно прийти на избирательные участки. Всё остальное – детали, а нерушимость границ, запрет на иностранное гражданство у высших чиновников, ежегодная индексация пенсий и другие вещи, введённые в наш Основной закон, в принципе, мне по душе.

Да, можно «протащить контрабасом» какие-то вещи, которые мне не по душе, но таковы условия игры, нам навязали игру, в которой мы принимаем пакетное голосование. Но я считаю, что только ради одного Господа можно поставить галочку в графе «Да», потому что нужно, чтобы Бог вернулся в сознание людей. Объективно Он есть, а субъективно в головах людей и в сердцах их Его нет. Именно отсюда и проистекают все сложности, непонятности и корявости нашей с вами жизни, которую мы проживаем совокупно, вместе, коллективно, соборно.

Слава Богу, живущему вовеки. И да воссияет имя Его святое в сердца и умах наших сограждан. Будьте Богом хранимы.

Автор:
Андрей Ткачёв