В Польше продолжают исполнять постановления так называемого закона о декоммунизации, согласно которому мемориальные объекты, посвящённые Красной армии, освободившей Польшу от нацистов, подлежат демонтажу.

Инициатором такого злодейства выступил Польский институт национальной памяти (ПИНП) – государственная организация, ответственная за насаждение в стране русофобской идеологии. В рамках этой идеологии запрещена публичная демонстрация советской символики, а памятники красноармейцев приравнены к такой символике.

Конечной целью кампании является полное уничтожение каких бы то ни было следов освобождения Польши советскими солдатами, чтобы будущие поколения поляков ничего об этом не знали.

Между тем именно РККА поляки обязаны спасением одной из главных католических святынь Польши монастыря Ясна Гура в Ченстоховой (Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской). Монастырь принадлежит ордену паулинов, здесь хранится знаменитая Ченстоховская икона Божьей Матери, одинаково почитаемая католиками и православными.

Монастырь Ясна Гура для поляков – символ национального единства и главный паломнический объект, кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1991 г. здесь проходил Всемирный день молодёжи с участием папы римского Иоанна Павла II. Тогда поклониться Ченстоховской иконе Божьей Матери пришли около миллиона человек.

Русские войска дважды занимали монастырь. Первый раз в 1772 году, второй – в 1813 году в ходе войны с Наполеоном. Зимой 1945 года на подступах к монастырю остановились войска маршала Ивана Конева.

Вот как описывает те события польский журнал Przegląd Prawosławny («Православное обозрение»): «Когда у стола, заваленного картами, [Конев] обдумывал стратегию дальнейших сражений, неожиданно появилась перед ним женщина, вся в чёрном и с чёрной шалью на голове. «Немедленно наступай на Ченстохову», – сказала она по-русски и исчезла.

Маршал выбежал за ней. «Где эта женщина?» – спросил стерегущих его штаб постовых. Но они никого не видели. Конев долго не раздумывал. Отменил предыдущий приказ и дал следующий – идти на Ченстохову.

16 января 1945 года войска Украинского фронта под его командованием взяли город. Наступление было настолько неожиданным, что гитлеровцы ничего не успели разрушить».

Ранее встреча Конева с Богородицей в штабе под Ченстоховой нигде не описывалась. Но польские православные утверждают, что всё было именно так. Журнал сообщает: «24 января маршал Конев в окружении штабных офицеров вошёл в санктуарий. Остановился перед иконой Божьей Матери. И сказал: «Это она тогда была у меня».

О явлении Коневу Богородицы упоминается на официальной странице монастыря, но с припиской, что точной уверенности в этом событии нет. Польские православные, впрочем, отвечают: «Зато есть полная уверенность, что это войска Конева спасли монастырь для будущих поколений поляков».

В 1944 году Ясна Гура была превращена немцами в крепкий узел обороны. Монахи-паулины через Ватикан пытались уговорить Берлин не уничтожать монастырь. Когда в Ватикане узнали о бегстве немцев из монастыря, сразу приписали его спасение себе. Но паулины рассказывали позже, что немцы готовились сжечь монастырь и уже подвезли горючее, и только дерзкая атака Конева заставила их бежать. Ватикану отстоять Ясну Гуру не удалось, но это удалось русскому маршалу Коневу.

Многие из поляков не знают, а некоторые и не хотят знать, что монастырь в Ясной Гуре спасли красноармейцы. В его подвалах немцы спрятали 200 авиабомб, чтобы они взорвались во время атаки и разрушили этот символ католической Польши. Тогда ответственность за это злодеяние свалили бы на Красную армию, озлобив поляков. Лишь благодаря отваге и находчивости наших сапёров гитлеровская провокация не удалась.

ПИНП намеренно игнорирует эти факты. Ни Конев, ни его солдаты никаких почестей от нынешних польских властей не удостаиваются. Напротив, недавний демонтаж статуи Конева в столице Чехии польская пресса описывала с нескрываемым злорадством, а затем с тем же чувством писала об осквернении советского памятника в Болгарии.

Причина такого отношения – желание Польши добиться регионального лидерства в Восточной Европе. Добиться его можно только за счёт ослабления влияния России, а добиться ослабления её влияния Варшаве самой не под силу, требуется сильный союзник. Такого союзника она нашла в лице США. Во всём следуя в фарватере американской политики, в том числе в сфере идеологии, Польша проводит антироссийскую политику.

Вызвавшись на роль главного стражника восточного фланга НАТО, Варшава не заинтересована в том, чтобы в душе у поляков теплилось чувство благодарности к России. Как их тогда настраивать на возможную войну с русскими? Сегодня вся мощь польской пропаганды направлена на демонизацию Советского Союза и России, отрицание жертвенного вклада советских воинов в освобождение Польши из-под фашистского ярма.

Посему Варшава предсказуемо уцепилась за альтернативную версию спасения Ясной Гуры усилиями ватиканских клириков. Но даже если это так, как быть с фактом обезвреживания немецких авиабомб советскими сапёрами? Ведь не падре из Ватикана их разминировал!

Но Варшава делает вид, будто никакого разминирования не было. А уж явление маршалу Богородицы не признает и подавно, ведь это означало бы признать факт Божьего благословения советских подразделений, которые нынешняя пропаганда называет советскими оккупантами.

Даже если бы явление Девы Марии в штабе Конева было непререкаемым фактом, всё равно на странице монастыря паулинов появилась бы приписка: точной уверенности в этом событии нет. Того требует дело русофобской пропаганды.

Валентин ЛЕСНИК