Волна нарастающего глобального кризиса, спровоцированная пандемией Covid-19 и всеобщим карантином, обещает прицельно ударить по украинской экономике, у которой и без масштабных внешних шоков в последние годы сформировался весьма слабый иммунитет к различным вызовам и угрозам.

Свежие данные украинской статистики не внушают оптимизма. Согласно оценкам Госкомстата, по итогам марта промышленное производство обвалилось без малого на 8% относительно аналогичного периода 2019 года. Всего за январь-март производство просело на 5,1%. В секторе добывающей промышленности падение достигло 4,3%, в сфере обрабатывающей промышленности – 4,6%. Но сильнее всего снизилось производство электроэнергии, газа и пара – на 8,1%. А это является весьма тревожным индикатором грядущей рецессии. Также по итогам января-февраля на 2,6% в годовом выражении сократились грузовые железнодорожные перевозки – другой важный показатель здоровья экономики.

Кроме того, согласно оценкам торгового представителя Украины Тараса Качки, в первом квартале текущего года украинский экспорт уже сократился на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом снижение объемов относительно 4 квартала прошлого года составило 5,5%.

Так или иначе, для промышленности первый квартал 2020 года является худшим с 2015 года. Тогда в разгаре был конфликт на Востоке, парализовавший промышленность Донбасса, а гривна провалилась ниже 30 за доллар. Но в отличие от начала 2015 года, когда проявились почти все негативные эффекты произошедших в стране событий, — сегодня дно еще совсем не нащупано. Оценить потери мешает продолжающийся карантин, каждодневно порождающий новые убытки, а также неопределенная ситуация на ключевых рынках сбыта украинской продукции – в ЕС, Китае и на Ближнем Востоке.

Однако несмотря на то, что эти острые вопросы остаются открытыми, в Киеве уже оценили грядущие потери. И, надо сказать, выглядят эти оценки через чур позитивными. В частности, по данным Нацбанка Украины падение экономики в 2020 году составит 4,8%. Даже с учетом того, что ранее прогнозировался рост в 3,7%, оценка довольно умеренная. Любопытно, что в недавно скорректированный бюджет заложена еще более оптимистичная оценка в 3,9% падения ВВП. Между тем, ранее Международный валютный фонд спрогнозировал падение ВВП Украины по итогам года на уровне 7,7%. И, надо сказать, эта цифра гораздо больше коррелируется с наблюдаемым обвалом в промышленности.

Не отражает меняющиеся реалии и новый бюджет, утвержденный правительством в середине апреля. Согласно последней его версии, государственные доходы в 2020 году уменьшатся на 119,74 млрд. гривен или на 11% от доходного плана. Дефицит бюджета увеличен более чем в 3 раза — с 96,27 млрд. гривен до 298,4 млрд. Хотя корректировки, на первый взгляд, существенные, не стоит забывать о том, что изначальный вариант документа казался весьма нереалистичным, учитывая, что еще в 2019 году Киев столкнулся с бюджетными проблемами, а стремительно нараставший дефицит удавалось гасить исключительно за счет астрономических заимствований. И уже в прошлом году на Украине началось сильное падение промышленного производства, которое в декабре составило рекордные 7%, и это произошло без коронавирусных шоков.

Между тем, учитывая специфику экономики Украины, уже сегодня вызревают довольно серьезные проблемы, способные перечеркнуть любые существующие прогнозы. Ключевые сферы, генерирующие львиную долю доходов бюджета, могут столкнуться с беспрецедентными вызовами. В частности, сельское хозяйство – одна из главных опор экономики. Так, согласно последнему заявлению Минэкономразвития, из-за засухи и коронавируса урожай зерна сократится на 20%. Согласно оценкам ведомства, в стране соберут только 60 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур. Для сравнения, в 2019 году украинские аграрии собрали рекордный урожай объемом 75 млн. тонн, а в 2018 году не менее внушительные 70 млн. тонн. Снижение урожая ударит по экспортерам. Тем более, что правительство может ввести ограничения на экспорт продовольствия из-за возможных социально-экономических последствий.

Другая отрасль, находящаяся в зоне риска, — металлургия. По итогам марта 2020 года предприятия отрасли снизили производство стали на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И это только начало. По итогам апреля-мая производство может упасть на 20-25% в годовом выражении, и это не самый пессимистичный расклад. Остановка прокатных цехов большинства металлургических предприятий Европы в марте-апреле свела на нет спрос на украинские полуфабрикаты. Ситуация осложняется еще и тем, что в бой рвется Китай, активно теснящий Украину на европейском рынке стали. Кроме того, усиливает защиту своего рынка и другой крупный потребитель украинского металла – Турция.

Наконец, третья сфера – экспорт дешевой рабочей силы. По итогам прошлого года украинские разнорабочие сделали рекордный вклад в экономику Украины, перечислив на родину 12 млрд. долларов. Для сравнения, экспорт зерновых в 2019 году составил более скромные 9,6 млрд. долл. Однако в этом году Украина таких цифр не увидит. Всеобщий европейский карантин оставил без работы сотни тысяч украинских заробитчан. И даже после снятия ограничительных мер европейский рынок труда быстро не стабилизируется из-за грядущего кризиса.

Худший расклад в этих важнейших сферах может быстро перечеркнуть все довольно умеренные прогнозы украинских властей. Но какой тогда в них смысл?

Как ни странно, он существует. Попытка обрисовать более-менее сносную картину в экономике связана с желанием властей получить кредиты МВФ, на которые делается главная ставка в борьбе с последствиями грядущего кризиса. Однако МВФ не кредитует безнадежных должников. А именно в этом статусе Киев живет в текущем году, потому что из-за последствий коронавируса упал спрос на украинские долговые бумаги, за счет которых удавалось держать на плаву макроэкономику в прошлом году. И чтобы как-то скрасить картину, власти дают весьма скромные оценки надвигающейся рецессии. Впрочем, эту игру в фонде уже раскусили, спрогнозировав почти вдвое большее падение ВВП, чем предполагают в правительстве Украины. Несмотря на это, кредиторы по-прежнему готовы протянуть руку помощи, но хотели бы подстраховаться, обеспечив кредиты украинской землей. И как только Киев сдвинет с мертвой точки главный вопрос – о продаже земли иностранным компаниям – помощь МВФ не заставит себя долго ждать.

Дмитрий Заворотный