Опасные звонки
Настоящий бум телефонных мошенников. «Мне поступил звонок с городского телефона, — рассказал Солодков корреспонденту «Известий». — Мужчина представился сотрудником ВТБ, назвал себя по имени и отчеству, так же обратился и ко мне. Он сказал, что от моего имени получено заявление на закрытие счета, и спросил, в какое время и в каком отделении банка мне удобно получить деньги. Я понял, что это «развод» и прервал разговор. Потом пытался дозвониться по этому телефону, но номер был неактивен».
Собеседник «Известий» назвал звонок опасным. Ведь мошенники, скорее всего, пытались выманить клиента в определённое отделение банка «с целью грабежа». Банкиры от версии Василия Солодкова отмахнулись. Замдиректора департамента Центробанка по информационной безопасности Артем Сычев успокоил: такая схема общения мошенников с клиентами уже известна. Никаких физических контактов она не предполагает.
В конце концов, у клиента просто выманят персональные данные, чтобы перевести деньги на «безопасный» счет. Работники банков, с которыми пообщалась корреспондент «Известий», с Сычёвым согласились. Они напомнили главное правило безопасности счёта – «клиент никогда не должен сообщать третьим лицам коды для подтверждения операций из SMS-сообщений или реквизиты своей карты: ССV-код и срок действия карты».
Любопытна в этой связи оценка пресс-службы ВТБ. Там отметили: «Суть схемы мошенников остаётся прежней. Они предлагают сделать глупость, чтобы заполучить деньги». О том, как у преступников оказались личные данные их клиента Василия Солодкова (фамилия, имя отчество, номер телефона, факт наличия счёта в ВТБ), пресс-служба никак не прокомментировала.
Кто стоит за мошенниками?
Мошенничества с банковскими картами с каждым годом не только совершенствуются, но и становятся более частыми. По данным, исследования, проведённого компанией Nilson Report, в России клиентов за год обворовывают на сумму, превышающую 100 млн. евро.
Банкиров это обстоятельство не сильно волнует. Они заточены на борьбу с кредитными мошенниками. Драматические истории их клиентов, в которых люди теряли со счетов сотни тысяч рублей, в лучшем случае вызывают лишь сочувствие.
Как правило, банки от клиентов отмахиваются и потери их никак не компенсируют. Стандартная схема такова. Банк проводит 40-дневное расследование. В подавляющем большинстве случаев ему удаётся доказать, что «клиент сам виноват». Он предоставил мошенникам личные данные (особенно, если это ПИН-код банковской карты) и тем самым способствовал хищению своих средств. Вернуть пропавшие деньги крайне сложно, практически – невозможно.
СМИ, ссылаясь на данные «Информзащиты», отмечают: «Объем несанкционированных операций с использованием платежных карт в 2018 году (более свежих цифр пока нет) вырос на 44 процента, до 1,38 миллиарда рублей, количество таких операций увеличилось почти на треть: преступникам 417 тысяч раз удавалось разными способами получать деньги физлиц».
Почему так выросли мошенничества кредитными картами? Эксперты дают такой ответ на этот вопрос: в Уголовном кодексе «до сих пор не прописана ответственность за использование поддельных карт и производство без умысла последующего сбыта».
Вот такую лазейку преступникам оставили законодатели. То есть получить срок можно (и такие примеры есть) за прямое хищение банковской карты и её использование. Когда поддельная карта делается «без умысла последующего сбыта», к мошеннику полиции подобраться крайне сложно.
Впрочем, должно быть ещё и желание правоохранителей помочь пострадавшим. Но тут наблюдается любопытная коллизия. В сети гуляют примеры, когда телефонные мошенники действуют из мест лишения свободы, а оборудование и SIM-карты им для преступной деятельности поставляют работники правоохранительных органов. Присутствуют в этой схеме и банковские работники «без умысла», сбывающие мошенникам личные данные клиентов. Так что доверчивый человек остаётся один на один с этой хорошо организованной компанией, крайне редко с мошенником-одиночкой.
Успокаивает одно. Россия в этом преступном бизнесе не уникальна. Она занимает только четвёртую строчку в рейтинге исследования уже упомянутой компании Nilson Report, пропустив вперёд Великобританию, Францию и Германию. Действует полноценная отлаженная система, методы которой, в принципе, не новы: попытка втереться в доверие, заставить человека посчитать, что с ним говорит тот, кто хочет ему помочь. Типичная «ударная психология», когда человек сбит с толку несколькими фразами, когда у него смогли вызвать чувство тревоги, паники. Именно эта паника и приводит к необдуманным действиями.
Людей, потерявших деньги, это обстоятельство вряд ли успокоит. Они хотели бы видеть свои сбережения и банковские счета защищёнными. Однако у власти и банкиров другой взгляд на эту проблему. Потому и разгулялись в России банковские мошенники, безнаказанно и открыто совершенствующие свой преступный промысел.
С другой стороны, никакой преступный замысел в данном случае не будет воплощён, если человек уяснит одну простую вещь: ни при каких обстоятельствах реальный сотрудник банка не будет у него выпытывать личные данные счёта или банковской карты. Даже если «на том конце провода» утверждают, что карта заблокирована, то это не повод паниковать. Простейший способ: положить трубку и позвонить в банк. Номер всегда указан на обороте карты.
- Автор:
- Геннадий Грановский
Нет Комментариев