В Государственной думе планируют обсудить введение штрафов за скрутку пробега у подержанных автомобилей. За такие махинации предлагается наказывать штрафами до миллиона рублей.

По оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в России до 15 миллионов машин имеют скрученный километраж. Это 30% от общего автопарка. Чаще всего процедурам «омоложения» подвергается Peugeot, Toyota, Mitsubishi, Chevrolet, Suzuki, ну и, конечно же, Lada.

Массовый характер ситуация с недостоверными данными о пробеге носила в 1990-е годы и в начале нулевых. Тогда скрутить пробег перед продажей считал едва ли не своим долгом каждый уважающий себя продавец. Вишнёвые «девятки» заезжали к автоэлектрику «бабушками», а выезжали «девушками», которые скинули 50, 80, а то и 100 … нет, не лет, а тысяч километров. Ушлые владельцы авто, которые хотят продать своего железного коня подороже, есть и сейчас. А на спрос всегда находится предложение: интернет изобилует объявлениями о скрутке пробега, а в популярной сети YouTube можно найти тысячи роликов, обучающих этому несложному навыку.

«Я расскажу вам, как скрутить пробег на большинстве японских автомобилей на примере замечательного Honda Civic, — рассказывает подписчикам блогер популярного канала «Миша Электроник». — Для этого нам понадобится снять щиток приборов, выпаять микросхему, перепрошить микросхему, впаять обратно, поставить — и оп, у нас новый пробег: вместо 161 тысячи км 70 тысяч».

Скрутка пробега — не что иное, как мошенничество, объясняют эксперты. Человек, продающий машину после такого рода манипуляций, заведомо вводит покупателя в заблуждение. Это всё равно что ты отдаёшь деньги за навороченную кофеварку, а заворачивают тебе турку с дырявым дном, которое протекает. В Европе скрутка пробега уже давно вне закона. Наказания предусмотрены разные. Для физлица — 100 евро (около 7 тысяч в переводе на наши деньги), для юрлица — до 1000 евро (около 70 тысяч). Все техцентры в Европе обязаны сообщать в полицию, если обнаружат факты скрутки одометров. А если на скрутке поймали несколько раз, в Германии за такое правонарушение могут посадить в тюрьму на один год. Во Франции — это два года лишения свободы и штраф в 37 500 евро (около 2,5 миллионов в переводе на рубли).

машинаВ России за скручивание пробега ответственности нет. Фото: Whitehotpix / Globallookpress

В России за скручивание пробега ответственности нет: ни для тех, кто оказывает эту незамысловатую услугу, ни для тех, кто выступает заказчиком. Между тем в РОАД считают, что необходимо наказывать физических лиц, попавшихся на таком бизнесе, суммой в 300 тыс. рублей, а юридических лиц — в 1 млн рублей. В организации подчёркивают: речь в данном случае идёт не об условном владельце ржавой «копейки» дяде Васе, который решил поддаться искушению и увеличить цену своему железному коню, а о слесаре Виталии, который на этом зарабатывает и берёт с дяди Васи плату за оказанную услугу по смотке километража.

«Ввести ответственность за предоставление такой услуги для многочисленных сервисов, которые рекламируют возможность скрутить пробег, мы считаем абсолютно целесообразным, — отметил в интервью Царьграду глава РОАД Олег Мосеев. — Это контролируемая история: это рекламные объявления с указанием телефонов, адресов, это контрольные закупки. Выявить компании, которые занимаются такой незаконной деятельностью, достаточно просто».

Что касается заказчиков услуги, то есть непосредственно владельцев автомобилей, то их привлекать к ответственности пока не планируют. Всё потому, что определить виновного в скручивании пробега в том случае, если автомобиль за свою механическую жизнь сменил 3, 4, 5 собственников, непросто. Продавец может и не знать о манипуляциях, которые были проведены с машиной до него. То есть это слишком запущенная на сегодняшний день история для того, чтобы рубить с плеча и подводить под наказание каждого дядю Васю. Но работать в этом направлении, безусловно, нужно, говорят специалисты отрасли и отмечают, что в России необходимо создать открытую базу данных по пробегу автомобилей, как это уже сделано, например, в Европе и США.

машинаВ России необходимо создать открытую базу данных по пробегу автомобилей, как это уже сделано, например, в Европе и США. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Приобретатель подержанного авто сможет ввести данные: государственный регистрационный знак или VIN-номер и узнать всю подноготную лота: что к моменту прохождения первого техосмотра был такой-то пробег, ко второму — такой-то и так далее. Но есть одно, но очень жирное «но». Строка «пробег» на сегодняшний день не является обязательной для заполнения при прохождении ежегодного техосмотра, а главное, нет ответственности за неверно внесённые данные.

«Сейчас в технологических картах есть поле «пробег», только не прописана ответственность за неправильное внесение пробега, нет обязательств по фотофиксации пробега, — продолжает Олег Мосеев. — Мы говорим о том, что при ежегодном техосмотре было бы правильным фиксировать пробег. Мы обращались с этим в Российский союз автостраховщиков (РСА), получили отрицательный ответ, обращались с этим вопросом в Центробанк, который курирует страховой рынок, получили отрицательный ответ. ЦБ даёт формальный отказ просто для того, чтобы не брать на себя дополнительную ответственность».

Центробанк похож на осьминога с множеством щупалец. Он отвечает не только за банки, как это принято считать, а ещё за страховые и клиринговые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные потребительские кооперативы, рейтинговые агентства и так далее. Не справляется Центробанк с объёмом ответственности, возложенным на него, и претензии, озвученные Олегом Мосеевым, — тому подтверждение.

Специалисты уверены: мегарегулятор от львиной части полномочий нужно освобождать — это если в общем, а если в частности, то двигаться к обелению автомобильного рынка, чтобы «омолаживающие процедуры» для машин ушли в прошлое.

Автор:
Иваткина Мария