Чего Россия добились в Азии в 2018 году? И оправдался ли поворот на Восток?

После начала украинского кризиса 2014 года Запад ограничил вложения в российскую экономику. И тогда Москва увидела в Пекине спасательный круг. Начали говорить о повороте на Восток. Подводя итоги 2018 года, можно отметить, что он, в общем-то, состоялся.

На данный момент Китай — главный торговый партнер России в мире. В этом году мы с китайцами наторговали примерно на 100 млрд долларов, выполнив таким образом поставленный Владимиром Путиным и Си Цзиньпином план. Россия – ведущий поставщик нефти в Поднебесную. А когда будет запущен газопровод «Сила Сибири», мы окажемся в лидерах и по экспорту газа в КНР.

сила СибириФото: www.globallookpress.com

В 2018 году Китайская Народная Республика, согласно данным информационного агентства S&P Global Platts, стала крупнейшим импортёром природного газа в мире, опередив по этому показателю предыдущего лидера Японию. По данным Международного энергетического агентства, спрос китайской экономики на «голубое топливо» к 2023 году и вовсе увеличится на 60%. На этом фоне только по предварительным расчётам доля российского газа на рынке Китая в ближайшие годы может достигнуть 100 млрд кубометров. С учётом того, что «Сила Сибири» – это только 38 млрд кубометров, остальной объём поставок придётся на СПГ из Ямала и новый газопровод «Сила Сибири-2», согласованный Путиным и Си на ВЭФ,

— отмечает политолог и политический обозреватель Politrussia Роман Романов.

Итоги 2018: Китай — враг или друг России?

Несмотря на продолжающуюся торговую войну между США и Китаем, китайцы возобновили импорт американского газа. В ноябре после месячного перерыва КНР закупил две партии американского СПГ. Связано ли это с растущим спросом в КНР или арестом финансового директора Huawei по запросу США в Канаде — не принципиально. Пекин не сбрасывает со счетов энергетическое партнёрство с Вашингтоном, рассчитывая исключительно на Россию.

Параллельно Пекин и Москва активно развивали военно-техническое сотрудничество. Китайцы – вторые крупнейшие покупатели российского вооружения.  В 2018-м страны провели масштабные военные учения на Дальнем Востоке «Восток-2018». КНР и Россия поддерживали друг друга на международных площадках, когда речь шла о сохранении свободной торговли, нарушении США иранской «ядерной сделки», ситуации в Сирии или корейском урегулировании.

Восток

Учения «Восток-2018». Фото: www.globallookpress.com

Однако при всем этом позитиве не нужно строить иллюзий о дружбе с Китаем. Потому что китайцы очень дорожат отношениями со своим главным экономическим партнером – Соединёнными Штатами Америки. И когда американцы угрожают ввести против Москвы новые санкции «по делу Скрипалей», Пекин начинает переживать за судьбу своих инвестиций в Россию.

По данным российского ЦБ, за январь-июнь 2018-го китайские инвесторы забрали из России миллиард долларов, а объём их вложений упал до 3,184 млрд долларов. Китай отказывается не только от инвестиций, но и от торговли в национальных валютах. На днях министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия и Китай отложили идею подписать договор о взаиморасчётах в национальных валютах, которые составляют сейчас 8% от всей торговли.

Когда мы говорим о России и Китае, то должны понимать, что ни о каком союзе речи быть не может. Это словно два медведя в одной евразийской берлоге. И когда один медведь вырастает в размерах, то ему становится очень тесно рядом с другим. Так что военно-экономический рост Китая вкупе с её населением, десятикратно превышающим наше, остаётся для России стратегическим вызовом.

Поэтому, рассуждая о повороте на Восток, не нужно складывать все яйца в одну корзину. Китайскую. Осознание этого и есть главное достижение России в Азии в этом году. В этом смысле прошедший в сентябре Восточный экономический форум (ВЭФ) – большое достижение в этом направлении. На ВЭФ прибыли лидеры других мощных азиатских стран, таких как Япония и Южная Корея. Японцы и корейцы хотят инвестировать в российские газовые проекты в Арктике. С Токио Москва прорабатывает возможности подключения японских компаний к проектам «Сахалин-2», «Арктик СПГ-2», «Балтийский СПГ» и сооружению перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке. Ещё раньше японский премьер Синдзо Абэ, выступая на петербургском форуме, говорил о заинтересованности Японии в русском «голубом топливе».

форумВосточный экономический форум (ВЭФ). Фото: www.globallookpress.com

Южная Корея увеличила поставки СПГ из России примерно на 20%. Корейская корпорация  KOGAS намерена войти в проект «Арктик СПГ-2». Премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ён заявил, что в следующий раз хотел бы прибыть на ВЭФ на поезде. Сеул рассчитывает, что после наметившегося в этом году корейского урегулирования удастся проложить железную дорогу через территорию КНДР с выходом на Транссибирскую магистраль и Европу. К этой инициативе «железнодорожное сообщество» Мун Чжэ Ин собирается присоединить и США. Русская Арктика привлекает азиатские державы не только своими газовыми ресурсами, но и тем, что здесь проходит Северный морской путь, который в два раза быстрее пути через Суэцкий канал. В сентябре этого года через российский участок Севморпути прошло первое судно, принадлежащее датской компании Maersk.

По традиции Россия продолжала поддерживать тесное взаимодействие с Индией, хотя, как отмечал Владимир Путин, уровень торговли с Дели «не соответствует возможностям» двух стран.

«Мы можем многократно увеличить объёмы наших торгово-экономических связей и взаимного инвестирования», — сказал Путин на форуме «Россия зовет» 28 ноября.

Товарооборот с Индией действительно не соответствует потенциалу двух стран и составляет лишь 10 млрд долларов. Для сравнения: с Японией мы наторговали почти на 16 млрд долларов, а с Китаем – почти в 10 раз больше, чем с Индией. Тем не менее политический уровень отношений не уступает Пекину и Токио. Индия под риском американских санкций покупает российские С-400 и реализует транспортный коридор из Москвы в Мумбаи через железнодорожный мост над рекой Астара на ирано-азербайджанской границе и иранский порт Чабахар.

Контакты с Японией, Кореей, Индией и другими странами Азии крайне необходимы России, чтобы уравновешивать растущий Китай. Москве надо продолжать усилия по достижению мирного договора с Токио без предварительных условий, то есть без потери островов, и прорабатывать возможности для расширения своего военного присутствия в Восточной Азии, например, вернуть себе старую советскую базу Камрань во Вьетнаме. Только так партнерство России с Китаем будет равноправным, а поворот на Восток – оправданным.

Автор:
Гасанов Камран