В преддверии заседания Священного Синода Русской Православной Церкви распространяются слухи о возможности такого решения …

Вчера вечером об этом же написал в своем блоге в Фейсбуке протоиерей Всеволод Чаплин: «Некоторые агитируют за срочнейшее предоставление Москвой УПЦ автокефалии, которую та не просит. Дескать, «ход на опережение»!».
До нас также дошли подобного рода слухи.
Таким образом, информация идет из разных источников, и, можно предположить, что, по крайней мере, в среде Священноначалия или церковной бюрократии такой вариант обсуждается. Понятно, что Священный Синод не вправе принимать подобного рода решения, окончательное решение за Архиерейским Собором, который, как предполагается, соберется в Москве в связи с 10-летием патриаршества Предстоятеля нашей Церкви 1 февраля. Однако позиция Священного Синода в данном случае очень важна.
На первый взгляд, предполагается маловероятным, чтобы Святейший Патриарх Кирилл поддержал такое самоубийственное для себя решение. Однако мы вполне допускаем, что Патриарха могут подталкивать к такому решению.
Кто же может стоять за этим решением?
Во-первых, Отдел внешних церковных связей. Почему? Именно на ОВЦС лежит значительная доля вины за то, что мы не смогли воспрепятствовать действиям Константинопольского патриарха Варфоломея по созданию так называемой «Православной церкви в Украине» (ПЦУ). Отдел сосредоточил свои усилия на «ватиканском направлении», не уделяя должного внимания взаимодействию с Православными Церквями. В результате мы не получили от православного мира поддержки.
Насколько нам известно, решение о создании «украинской церкви» в Константинополе было принято весной 2018 года. Попытки Русской Православной Церкви воспрепятствовать этому начались только в августе, когда стало известно, что на сентябрьской архиерейском синаксисе Константинопольского патриархата будет обсуждать вопрос об украинской автокефалии. Тогда отчаянную попытку спасти положение предпринял Святейший Патриарх Кирилл, плетевший в Стамбул на встречу со своим коллегой. Но было уже поздно. Патриарх Варфоломей не захотел слушать наши аргументы.
Получается, что ОВЦС либо проморгал начальную стадию подготовки этого решения, когда ему можно было наиболее эффективно противодействовать, либо рассчитывал, что удастся повлиять на позицию патриарха Варфоломея через папу Римского Франциска, с которым с завидной регулярностью встречался глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев).
Ежели так, то надежды оказались тщетными, да и быть иначе не могло. Ватикан один из основных выгодополучателей откола Украинской Церкви от Русской. Теперь наши церковные дипломаты ездят к Понтифику жаловаться на греков, греки ездят жаловаться на русских, и Ватикан без особых усилий со своей стороны превращается в «судию Вселенной», отбирая этот неформальный титул у Патриарха Александрийского.
Но почему именно ОВЦС может инициировать идею предоставления автокефалии УПЦ? Понимая свою вину за происшедшее, наши церковные дипломаты, наверняка, хотят оправдаться. После так называемого «объединительного собора» и, особенно подписанного президентом Украины Порошенко закона о переименовании Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в Русскую Православную Церковь на Украине, что означает начало отъема монастырей и храмов, у Москвы нет практически никаких возможностей повлиять на ситуацию.
Православный мир нас не поддержал, единодушия в осуждении разбойничьих действий Константинополя мы не наблюдаем. Недавно мне довелось принимать участие в круглом столе Византийского клуба, освященном расколу Восточно-христианской цивилизации, на котором выступал секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, который пессимистично (получается вполне реалистично) заявил примерно следующее: что бы мы сейчас не сделали, есть целый ряд Православных Церквей, которые нас не поддержат ни при каких условиях.
Вот в этих условиях и могла родиться идея «сыграть на опережение», предоставив автокефалию Украинской Православной Церкви.
Впрочем, инициатива может исходить и не из ОВЦС, а из Киева. И это гораздо опаснее, поскольку на это труднее возражать из Москвы. Ежели вдруг завтра в бумагах участников заседания Священного Синода окажется просьба от Блаженнейшего митрополита Онуфрия с просьбой рассмотреть вопрос о даровании автокефалии, это будет самый плохой сценарий. Ежели Блаженнейшего в этих тяжелых условиях перед лицом опасности открытых гонений на своих священнослужителей и мирян убедят написать такое прошение, возражать будет очень трудно.
Однако наши источники на Украине уверяют нас, что митрополит Онуфрий придерживается другой точки зрения. Да и внутренне чувство подсказывает, что подобного рода проект мог возникнуть в Москве. Неслучайно идею «опережающей автокефалии» Украине уже давно проталкивают московские представители «пятой колонны» в нашей Церкви — протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Алексей Уминский, не так давно влиятельный церковный чиновник Сергей Чапнин и др.
Какова логика такого сценария? Внешне в ней даже есть смысл, и она выглядит заманчивой. Ежели Москва заявит о предоставлении автокефалии УПЦ, будет создана серьезная проблема для Константинополя. Все Православные Церкви будут поставлены в условия, когда им нужно будет выбирать — какую из двух украинских церквей признать. Поскольку в одной — бывшие раскольники, а в другой — канонические священнослужители, то мировое Православие может признать вторую Церковь, которой даст автокефалию Москва. Тогда патриарх Варфоломей окажется один со своей ПЦУ.
Схема, конечно, соблазнительная. Однако, даже если это и так, если удастся обмануть «лукавых греков» и «хитрых хохлов», эта схема будет означать только тактический, но не стратегический выигрыш. Стратегически мы проигрываем, сами отделяя Украину от Русской Церкви.
Такое решение, ежели оно будет рассматриваться завтра Синодом, можно сравнить с решением Святейшего Синода в феврале 1917 года признать законность отречения Царя от власти и подчиниться «благоверному Временному правительству». Тогда такое решение тоже казалось вполне правильным, реалистично отражавшим ситуацию. Церковь тогда тоже тактически выиграла, получив поддержку от захвативших власть февралистов, добившись разрешения на проведение Поместного Собора. Но стратегически Церковь проиграла, и вскоре многие из тех синодалов, кто принимал роковое решение, подверглись гонениям и даже приняли мученическую кончину.
Если Москва согласится на дарование автокефалии УПЦ, тогда надо будет признать правоту Петра Порошенко, первый комментарий которого по поводу «объединительного собора» был таким: «прощавай Третий Рим»! Действительно, автокефалия УПЦ — это не просто численное уменьшение Русской Церкви вполовину, не только добровольный отказ от наших святынь и истоков, это отказ от вселенского предназначения России, отказ от служения Третьего Рима. И за это вполне может последовать Божие наказание!
Нашим архиереям нужно брать пример со своих собратьев из Сербской Церкви, Архиерейский Собор которой на предложение признать отделение колыбели сербской цивилизации Косово и Метохии от Сербии четко заявил, что этого ни в коем случае нельзя делать, ибо отнятое силой, силой можно и вернуть, а отданное добровольно, не вернуть уже никогда!
Анатолий Степанов, главный редактор Русской народной линии 

В связи с предстоящим завтра, в пятницу, заседанием Священного Собора Русской Православной Церкви поползли слухи о том, что на нем будет рассмотрен вопрос о даровании автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, об этом вчера сообщил сайт журнала «Благодатный Огонь», который цитирует публикацию сайта Аминь.su и опирается на собственные источники информации.