Главное управление специальных программ президента Российской Федерации встретит день чекиста по праву – как выходец из системы КГБ/ФСБ

Секретов в России много. Спецслужб с их особыми секретами – тоже. Но и среди них особой закрытостью отличается Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП).

Подземные короли

Не всё однозначно даже с названием этого органа исполнительной власти России в ранге федерального агентства.

Формально оно создано для того, чтобы обеспечивать «выполнение президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации». Но было бы заблуждением считать это чем-то похожим на занимающиеся мобилизацией граждан военкоматы. ГУСП является преемником Пятого управления Управделами Совета министров РСФСР, которое ведало строительством, модернизацией и реконструкцией пунктов государственного управления, в том числе – и прежде всего – запасных пунктов управления на случай войны.

бункер

Фото: Foxberry  / Shutterstock.com

В общем, можно представить только круг задач: не просто дублирование системы управления в стране, а создание и поддержание параллельной системы, способной заменить основную в условиях военных действий, а то и ядерного нападения противника.

Суровая секретность кажется здесь одним из самых простеньких требований…

После развала СССР и образования Российской Федерации в 1991 году на Пятое управление возложили также обязанности по организации и обеспечению мобилизационной подготовки администрации президента и аппарата правительства. Мало кто помнит об этом сегодня, но Пятое управление было введено в состав администрации президента ещё РСФСР, 5 августа 1991 года, когда обострялось противостояние между российским и союзным руководством. То есть к путчу 19 августа администрация Бориса Ельцина в любом случае имела контроль над запасной системой бункеров и, следовательно, запасной системой власти в России.

бункер

Фото: Gilmanshin / Shutterstock.com

Ну а Главным управлением специальных программ президента Российской Федерации эта структура стала 5 января 1994 года.

Итак, неоднозначность первая: хотя формально, согласно устанавливающим документам, ГУСП «разрабатывает мероприятия по обеспечению перевода государственных органов и Администрации президента РФ на работу в условиях военного времени», «осуществляет методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации государственных органов», «обеспечивает готовность системы оповещения государственных органов, функционирование центра оповещения Администрации президента РФ» и так далее, по факту сотрудников управления можно назвать «подземными королями». Ибо очень многое в их деятельности включено в такой пункт: «Организует поддержание готовности специальных объектов к использованию, их реконструкцию и техническое перевооружение, а также строительство новых объектов».

Сеть подземных городов

Дальше говорить приходится о том, что засекречено ещё тотальнее: о самой сети этих самых параллельных пунктов управления. Её мало кто видел. А кто видел, естественно, молчит. Но кое-что можно себе представить, включив простую логику.

Возьмём некий бункер, где в условиях войны должен собираться и принимать решения высший руководящий состав страны во главе с президентом. Управление без связи невозможно – значит, этот бункер обеспечен максимально возможной и максимально защищённой сетью связи. Это кабели, аппаратура, программное обеспечение, зашифровка-расшифровка. Люди. Для всего этого необходима энергия. Значит, снова: кабели, аппаратура, распределение, безопасность, дублирование, ремонтопригодность. Опять люди. И главное – гарантированная генерация. То есть где-то должны размещаться источники энергии, не затрагиваемые вражескими действиями. Запрятанные, иначе говоря, не хуже самих бункеров.

бункер

Фото: www.globallookpress.com

Дальше: жизнеобеспечение. Подача воздуха, его очистка, в том числе от радиоактивных загрязнений. Подача воды, пищи, вывод отходов. Снова – люди. А если дополнить понятие «жизнеобеспечения» тоже, в общем, имеющей к этому отношение физической защитой и обороной — то вот вам воинские подразделения, вооружение, боеприпасы, снабжение, транспорт и прочее.

В общем, предстаёт перед нами, когда представляешь всё, что нужно для нормального функционирования такой системы, целая подземная страна. Настоящая подземная страна.

И лишь малюсенькое представление о её масштабах может дать посещение бункера Сталина в Измайлове. Не самого крупного и редко им посещавшегося. И к нему, тому бункеру, до сих пор ведёт 11-километровый подземный туннель из центра города, в котором могут разъехаться два грузовика…

Слухи и… слухи

Всю эту подземную страну обслуживает и обеспечивает Служба специальных объектов при президенте Российской Федерации — бывшее 15-е Главное управление КГБ СССР. Координацией и контролем деятельности службы занимается ГУСП. Говорят, её работников называют «кротами».

Тайны этой службы по кромешности вполне могут сравниться с вечной темнотой курируемых ею подземелий (если её люди, само собой, там свет не включат). Но по ходящим в народе слухам, в её распоряжении – целый подземный город в Москве между Мичуринским, Ломоносовским проспектами и проспектом Вернадского. Как раз над ним, говорят, и лежит большой пустырь, что тянется от кампуса МГУ до Матвеевского. И там, под землёй, по слухам, — сеть тоннелей, соединяющих бункеры, командные пункты и системы их обеспечения. Кроме того, сюда тянется параллельное «Метро-2» от правительственных кварталов в центре Москвы. А дальше оно уходит в Подмосковье, в частности, к аэропорту Внуково.

И в принципе, после того как заглянешь в тоннель для бункера в Измайлове, вполне готов будешь допустить, что так оно и  есть.

бункер

Фото: www.globallookpress.com

Некоторые авторы публикаций об этом подземном городе допускают, что в единой системе с ним функционирует массивная система бомбоубежищ под главным зданием МГУ на Воробьёвых горах, неизбежные бункеры Академии ФСБ опять же в Матвеевском, а то и подземелья здания РАН на Ленинском проспекте. И всё это — многоуровневые подземные лабиринты! Кое-кто добавляет к ним ещё и наверняка имеющий место быть подземный комплекс Академии Генштаба в Тропарёво. Но если это так, то эта «Москва под Москвой» должна занимать здоровенный сектор столичной подземной территории!

А ведь Москва не одна…

Запасные пункты управления, накрепко связанные с запасными пунктами снабжения, энергетики и связи и переплетённые со всем подземным, что насооружали для себя военные, раскиданы по всей стране. А параллельно с этим где-то прячутся пункты хранения государственных резервов – запасная система снабжения населения и армии. Даже трудно себе представить, какие деньжищи были вкопаны в землю!

Нужно ли это было? Необходимо ли? Невозможно ответить на этот вопрос, не проверив практикой. Но ведь и практика тут ожидается такая, что проверки этой лучше избегать любой ценой. И система ГУСП, быть может, как раз частью этой цены и является. Ибо враг знает, что даже не разрушить, а хотя бы добраться до запасной командной системы России немыслимо трудно. И очень затратно. Гораздо более затратно для него, чем то, во что она обошлась нам.