Последние данные СМИ говорят, что рынок труда в России наконец-то меняется, что завидные прежде менеджерские должности перестали быть заведомо высокодоходными. Подчиненные снова, как в СССР, могут получать больше, чем их руководители, – мастера цеха найти легче, чем станочника высокого разряда. Царьград проверил эти данные и усомнился в них

Коллеги из «Российской газеты» опубликовали срез предложений для рабочих в Москве и выяснили, что автослесарь, просто ставящий и снимающий АКПП (даже не перебирающий их!), может рассчитывать на 120 тысяч рублей в месяц, инженер промышленного и гражданского строительства – на 100 тысяч, как и, кстати, высококвалифицированный маляр-штукатур. Сантехник имеет возможность получать 85 тысяч, не считая чаевых, токарь – 80 тысяч.

Истоки проблемы

Конечно, примененный при этом метод поиска вакансий по сайтам-агрегаторам сложно назвать эффективным для анализа реального положения в стране, однако интересные выводы делать все же можно. Но сначала – предыстория вопроса.

В начале 1990-х годов реальное производство в стране упало почти до нуля. Деньги в страну поступали только из нефтегазовой сферы и из печатного станка. Страна помешалась на торговле – степенные завлабы и нервные прорабы, вооружившись клетчатыми сумками, мотались в Польшу, Турцию и Китай, чтобы купить, продать, перекупить, перепродать. Но своим детям они такого будущего отнюдь не желали и по советской инерции твердили: «Учись, сынок, без бумажки в этой стране ты никто».

И одновременно с торговым бумом страну охватило всеобщее помешательство на высшем образовании, благодаря изменениям в законах появилось бесчисленное множество коммерческих организаций (почему-то их называют вузами) по изготовлению и продаже соответствующих дипломов. Создалось ощущение, что стране, оказавшейся в экономической яме, больше всего нужны юристы и бухгалтеры.

Живо вспоминался тогда анекдот про трех попутчиков на корабле, демонстрировавших свою лихость выбрасыванием за борт элитных продуктов, которых в их странах очень много. Русский выбросил тогда высококачественную водку, кубинец – коробку сигар, а американец – своего адвоката. Еще одно доказательство того, что постсоветская Россия явно пошла по американскому пути развития.

Но вечно так продолжаться не могло. С одной стороны, в стране росло число белоручек с высшим образованием, с другой – постепенно начинался подъем производства, начали вновь требоваться квалифицированные рабочие. В начале 2000-х с ними проблем не было – еще держались в строю многие советские кадры. Однако сейчас их время ушло чисто физически.

Фото: visivastudio / Shutterstock.com

Но откуда взять новых специалистов, если одни эмигрировали, другие пьют, третьи щеголяют высшим образованием, а образование профессиональное – в руинах?

Деньги есть, рабочих нет

Стать квалифицированным рабочим не так уж просто. Существует миф о том, что любой «рукастый мужик» с большим гаражным опытом, которого нелегкая занесла в менеджеры или журналисты, может в случае чего легко сменить профессию. Это, конечно, не так. Хотя внешне ничего сложного в работе, например, сварщика или столяра нет, любитель – пусть и продвинутый – будет виден издалека.

Поставьте профи и «рукастого мужика» хотя бы банально просверлить стену под дюбель – и скорость, и точность, и аккуратность окажутся разными. При некоторых училищах существуют курсы переподготовки для взрослых, но большинство кандидатов в слесари, к сожалению, не подозревают об их существовании.

Ну а тех, кто уже всерьез занимается слесарным делом, может заинтересовать широчайший выбор слесарных верстаков предлагаемых по ссылке https://2mgroup.ru/slesarnyj-verstak/. Тут главное профессионально подойти к выбору нужного приспособления, учитывая основные критерии такого отбора. А именно: определиться с размером, материалом столешницы, необходимыми функциями и, наконец, с ценой. Все это легко можно будет сделать по предложенной ссылке на сайте 2mgroup.ru.

Еще одним источником профессионалов теоретически могут быть мигранты. Кто лучше по соотношению цены/качества – наши или пришлые?

Фермеры средней полосы, скажем, нанимая работников, откровенно предпочитают среднеазиатов местному населению, и аргумент у всех один: «Они не пьют!» То же касается предприятий сферы ЖКХ, правда, там добавляется еще и возможность производить определенные манипуляции с зарплатой (если по ведомости московскому дворнику без российского гражданства начислено 50 тысяч «белыми», можно почти не сомневаться, что на руки он получит тысяч 30).

А вот в рабочих специальностях, где требуется хоть какая-то квалификация, ситуация обратная! Мигранты не нужны почти никому, ведь на поверку их профессиональный уровень редко простирается дальше классической триады «подай – принеси – пошел прочь».

Уже на уровне ремонта квартир большинство рачительных хозяев предпочитают нанимать соотечественников или работяг из Украины и Белоруссии: здесь есть свои издержки, но качество работ, скорее всего, окажется существенно выше.

Фото: Africa Studio / Shutterstock.com

Клиент себе не враг, работодатель тем более. И из их поведения несложно сделать вывод: мы импортируем из Средней Азии не просто низшую прослойку рабочего класса, а уровень плинтуса этой прослойки. Плинтуса, криво обрезанного и наспех прибитого.

Итак, славян вытесняют из рабочих специальностей через демпинг. Но тем, кому нужно качество (работа с АКПП – яркий пример; тут клиенты такие, что делать работу спустя рукава попросту опасно), приходится искать профессионалов. А они вывелись. Не подготовили их.

Отсюда и высокие зарплаты.

* * *

Вот только есть нюанс, о котором проправительственная «РГ» умалчивает, а вот Росстат выдает «государственную тайну». Срез по Москве не есть срез по России!

Если посмотреть средние зарплаты в «рабочих» отраслях по всей стране (данные Росстата по итогам 2017 года), картина окажется совсем не такой радужной для работяг. Средняя номинальная начисленная заработная плата по России составила 39 167 рублей. В то же время в «обработке древесины (кроме производства мебели)» – 25 657 рублей, в производстве мебели – 22 188 рублей, в строительстве – 33 678 рублей…

Если вычесть зарплаты директоров и их окружения, картина будет еще более печальной.

Так что нет, не стала Россия страной победившего рабочего класса, не торжествует сантехник над владельцами подшефных унитазов. Локальный успех работяг в Москве обусловлен исключительно тем, что здесь есть клиенты, готовые платить очень много и требующие соответствующего качества. А никак не переформатированием рынка труда.

Мельников Михаил, Царьград