Битва при Треббии, в ходе которой Александр Васильевич Суворов нанёс тяжёлое поражение армии генерала Макдональда, относится к числу малоизвестных, но славных побед русских войск в 1799 году. Её значение не умаляется даже тем фактом, что Россия была втянута в войну вопреки её национальным интересам и проливала кровь своих солдат для спасения австрийской монархии.

Суворов, назначенный императором Павлом I главнокомандующим русско-австрийскими войсками, появился в Италии в начале 1799 года и нанёс французским революционным войскам несколько болезненных ударов. В битве при Адде  он разгромил отряд генерала Моро, одного из лучших полководцев французской Директории. После этого русские войска триумфально вошли в Милан и значительно потеснили большую часть французских войск в северной Италии.

Апеннинский полуостров был чрезвычайно важен для Франции в стратегическом отношении, поэтому французское командование приложило огромные усилия для того, чтобы попытаться нивелировать успехи Суворова. Для противодействия ему была двинута армия генерала Макдональда, которая находилась на территории бывшего Неаполитанского королевства (юг Италии). Французы надеялись соединить силы своей южной армии с остатками войск генерала Моро, которым было приказано идти на встречу с Макдональдом. К счастью, объединения французских сил так и не произошло.

Макдональд, безусловно, был куда менее талантливым полководцем, чем Суворов. Более того, по военному мастерству он уступал даже генералу Моро, битому при Адде. Впрочем, у французов под рукой не было другого командующего, поэтому они надеялись, что соединённые силы подавят русские войска численным преимуществом.

Неаполитанская армия Макдональда состояла из ветеранов итальянских революционных войн, поэтому считалась «обстрелянной». Ранее она уже неоднократно била австрийцев, союзников России по коалиции. Французский командующий имел смутное представление о том, как воюют русские солдаты, поэтому верил, что сможет разгромить Суворова в решающей битве. Позднее, вспоминая в мемуарах о своём поражении, он написал: «Я был молод во время сражения при Треббии. Эта неудача могла бы иметь пагубное влияние на мою карьеру, меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов».

Карта битвы при Треббии с указанием позиций противоборствующих сторон.
Карта битвы при Треббии с указанием позиций противоборствующих сторон.

Александр Васильевич не стал ждать, пока южные французы соединятся с северными, а собрал все имеющиеся в наличии силы и двинулся навстречу Макдональду. Тот, в свою очередь, поспешил присоединить к своей армии все французские отряды, которые ещё оставались в Италии. Обе армии спешили помериться силами в генеральной баталии, а их командующие пристально следили за действиями друг друга.

Макдональд так и не дождался Моро, против которого Суворов оставил значительный австрийский отряд генерала Бельгарда. Это означало, что сражаться с русско-австрийской армией ему предстояло своими силами. Учитывая то обстоятельство, что численность войск противников была примерно равна (по 30-35 тысяч солдат у каждой стороны), у французского генерала не было ни одного шанса победить гениального Суворова, за плечами которого было множество военных походов и побед. Предложение Макдональда о том, чтобы Неаполитанская армия была переброшена к Генуе и там соединилась с частями Моро, было отвергнуто Директорией.

Французы, пытаясь запутать Суворова, распускали ложные слухи о высадке свежих французских войск в итальянских портах, однако русский фельдмаршал на подобную уловку не попался. Он хладнокровно следил за тем, как действовали Макдональд и Моро, ожидая возможности ударить по самоуверенному противнику. Главный лагерь русских войск находился в районе города Алессандрия, где копились силы и продовольствие. Здесь Суворов и дождался известий о подходе войск Неаполитанской армии.

Австрийские «союзники» не только не помогали русской армии, но и в буквальном случае путались у неё под ногами. Из Вены поступали противоречивые и нелепые указания, которые мешали сплочению сил. К счастью, русские войска находились под полным контролем Суворова, поэтому он мог использовать их по своему усмотрению.

Макдональду удалось  потеснить отдельные австрийские силы, которые находились у него на пути. Это несколько подняло боевой дух французской армии, которая готовилась к решающему сражению.

Суворов немедленно выступил навстречу Макдональду, оставив незначительные отряды для осады Турина и Алессандрии. Русский командующий главные надежды возлагал на стремительность движения своих войск, чтобы французы были застигнуты врасплох. Как всегда, его расчёт оказался верным.

Картина художника А.Е.Коцебу  «Битва при Треббии».
Картина художника А.Е.Коцебу  «Битва при Треббии».

17 июня 1799 года в авангардном сражении при Тидоне (это было частью битвы за Треббию) вырвавшиеся вперёд французские отряды были наголову разгромлены и отступили к основным силам. Приближался кульминационный момент столкновения двух армий.

18 июня оба войска мерились силами, однако не смогли разгромить другу друга. Впрочем, французов от поражения спасло лишь прибытие на помощь Макдональду больших подкреплений.

Решающая схватка произошла на следующий день, когда Макдональд попытался разбить Суворова, наступая на его лагерь. Основные силы он бросил против центра русских позиций, где ситуация в определённый момент «висела на волоске». Понимая значение личного примера, Суворов явился к солдатам и возглавил ответную атаку. Русские войска перешли в наступление по всему фронту и обратили французов в бегство. Одновременно Багратион нанёс сильный фланговый удар, довершив разгром.

Битва при Треббии стала очередным триумфом Александра Васильевича Суворова. Сильная Неаполитанская армия, приведённая Макдональдом, прекратила своё существование.  Подводя итог сражению, русский командующий написал в депеше, что «Макдональд более чем разбит». С этого момента началось наступление русской армии, которое стало очередным славным эпизодом русской военной истории.

Заглавное фото. Сражение при Треббии. Рисунок неизвестного автора. 1799 год

Нил КОЛЬЦОВ