Удивительные вещи происходят сегодня в рамках существующих ныне военных союзов – НАТО и ОДКБ.

С одной стороны, Венгрия, член Североатлантического альянса, открыто заявляет, что приготовления НАТО к Большой войне и коллективная помощь Запада Украине её не касаются, и она в них участвовать не будет. На что генсек Альянса Йенс Столтенберг спокойно пожимает плечами и как в старом анекдоте про секс втроём, отвечаете: «ок, вычёркиваем».

«Венгрия дала четко понять, что она не намерена блокировать любые решения в НАТО, которые могут отличаться от нашего, как мы считаем, анализа ситуации. На чем мы сконцентрировались на сегодняшней встрече, так это на том, что любые операции за пределами (НАТО) должны быть добровольными, и Венгрии были предоставлены гарантии, которых она требует», – заявил глава венгерского правительства Виктор Орбан.

«Никто из венгерского персонала не будет участвовать в этой деятельности, и никакие финансы Венгрии не будут использованы, чтобы её поддерживать. В то же время премьер-министр меня заверил, что Венгрия не будет против этих усилий и позволит другим союзникам продвигаться вперед», – рассказал специально, ради встречи с Орбаном, посетивший Будапешт глава НАТО.

По сути, как и в ситуации с выделением Киеву 50 млрд евро из европейского «Фонда мира», премьер Венгрии просто ненадолго «вышел из помещения за чашкой кофе». Ещё никогда библейское «умываю руки» не играло такими красками.

И всё же между этим двумя поступками есть принципиальная разница. Если в случае с европейским бюджетом речь шла исключительно о деньгах – да, и ЕС – это не военная организация (по крайней мере, пока), – то в ситуации с НАТО «особое мнение» одного из союзников по блоку, фактически временно приостановившего своё участие в нём в рамках одной конкретной операции, выглядит, как минимум, странно.

Это как если бы подразделение венгерской армии вдруг встало из окопа и в полном составе отправилось по домам, на прощание заявив «соседям»: делайте что хотите, но без нас.

В то время, когда весь коллективный Запад пребывает в атмосфере «накануне войны», такое поведение Венгрии и реакция на него Столтенберга вызывают обоснованные сомнения в единстве Североатлантического альянса.

С другой стороны – пока ещё член ОДКБ Армения сначала отказывается принимать участие в совместных учениях (при этом в штабных играх и манёврах НАТО участвует регулярно), демонстративно перестаёт платить взносы в фонд Организации и, наконец, открыто говорит о готовности выйти из неё, но не выходит, справедливо опасаясь остаться один на один с Турцией и Азербайджаном.

«Виновными стали те, кто образовал альянс-пузырь, члены которого, как оказалось, не выполнили свои договорные обязательства, а пошли и спланировали войну против нас с Азербайджаном. Мы выйдем. Мы решим, когда выходить. А по вашему мнению, каким должен быть следующим шаг? Не вернемся же обратно! Другого пути нет. Позвольте мне сказать вам, к чему мы стремимся. Мы идем к реальной Армении, Республике Армения — суверенному, безопасному, мирному государству с делимитированными границами. Не беспокойтесь, обратно мы не вернемся», – заявил армянский премьер-министр Никол Пашинян, отвечая на вопрос о планах Армении по выходу из ОДКБ.

Что в первом, что во втором случае «союзнические обязательства» буквально на наших глазах превращаются в какую-то профанацию. Страны, вступившие в тот или иной военный блок, почему-то хотят пользоваться его преимуществами, но совершенно не считают себя этому блоку чем-то обязанными.

Как по мне, одной из причин такой ситуации стало бездумное расширение, как в случае с НАТО, или объединение, как в ситуации с ОДКБ, нескольких государств по чисто географическому принципу.

Альянс стремился передвинуть свою инфраструктуру к нашим границам, так сказать застолбить территорию, не учитывая при этом национальные приоритеты новых участников. И, как оказалось, очень зря.

Мы же сделали, по сути, то же самое, очерчивая зону собственного влияния, но на деле не имея возможности это влияние реализовать или как-то использовать.

Кстати, в этом моменте проявляется принципиальная разница между НАТО и ОДКБ. Американцы, сколотившие западный военный блок ради цементирования собственной гегемонии в Европе, со временем добились того, что могут себе позволить требовать от стран ЕС платить за американскую «крышу». Просто потому что на нынешнем этапе эта «крыша» нужна европейцам больше, чем самими американцам их присутствие в Старом Свете.

Мы же так поступить не можем, ибо начни мы завтра «качать права», наши «союзники» тут же разбегутся. За доказательствами этого тезиса далеко ходить не надо: Грузия, Узбекистан и Азербайджан вышли из ОДКБ уже после 1999 года и, похоже, ни разу об этом не пожалели.

А уж о том, как нынешние члены Организации благодарны России за её помощь в обеспечении их безопасности, можно легко судить на примере Казахстана, устами своего президента Токаева заявившего, что к наведению порядка в республике во время мятежа в январе 2022 года Москва не имеет никакого отношения.

Но есть ещё и третий пример – Турции, – которая вроде как состоит в НАТО, но при этом всё время имеет свою отдельную позицию, а с недавних пор решила вдруг примкнуть к БРИКС, что вроде бы и не военный альянс, но тем не менее с НАТО сочетается не очень хорошо.

Накануне глава МИД Турции Хакан Фидан был принят в Кремле президентом России Владимиром Путиным и в ходе разговора одной из тем стало как раз стремление Анкары присоединиться к «Большой пятёрке».

На мой взгляд, вот таких вот стран, старающихся усидеть сразу на двух, а то и на нескольких стульях, в ближайшее время станет гораздо больше. В каком-то смысле это неизбежный итог многополярности, когда прежде чем снова объединиться всем придётся немножечко размежеваться.

А потому строить стратегические планы вокруг существующих ныне военных союзов в сложившейся ситуации становится бессмысленно и даже где-то опасно. И это, как мне кажется, очень важно понимать.

Алексей Белов