Воскресные выборы в Европарламент не принесли никаких перемен, невзирая на локальные победы правых в некоторых странах Европейского союза, в том числе во Франции, Австрии и в крупнейшем федеральном регионе Бельгии — Фландрии. Во многих странах Евросоюза, включая Германию, правящие партии потерпели полное поражение.

По предварительным результатам выборов, общий баланс сил между наднациональными политическими группами или фракциями в структуре Европейского парламента останется почти неизменным за одним исключением — рейтинг «зелёных» обвалился — с четвёртого места они переместились на шестое. Первое место осталось у Европейской народной партии (ЕНП), две правые фракции незначительно улучшили свои позиции, но остаются лишь на четвёртом и пятом местах и едва ли смогут влиять на решения Европарламента. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая входит в ЕНП, уже объявила о своей победе и сказала, что уверена в своём назначении на новый срок на саммите ЕС в конце июня. По её словам, новое большинство в Европарламенте будет сформировано только ведущими партиями, оно останется «проевропейским и проукраинским».

Европейская партия власти ЕНП даже усилила свои позиции, получив 189 из 720 мандатов, против 177 из 705 в ЕП 2019—2024 годов. Остальные ведущие партии позиции несколько сдали, но общее соотношение сил практически не изменилось. На втором месте были и остаются социалисты со 135 мандатами, на прошлых выборах они получили 140 мандатов. На третьем — либералы (куда входит «Ренессанс» президента Франции Эмманюэля Макрона) — 83 места, против 102 в прошлый раз. На четвёртом месте умеренные правые, получившие 72 мандата (68 в прошлом ЕП), на пятом с 58 мандатами расположились крайне правые из фракции «Идентичность и демократия», куда входит французская партия «Национальное объединение». Именно благодаря этой партии группа заметно улучшила свои позиции — в прошлом составе у неё было только 49 мандатов. Это хороший результат, но ровно ничего не меняющий в общей картине. Зелёные получат 53 мандата против 71 в прошлом ЕП, позиции левых неизменны (35 мандатов), более 90 депутатов не входят в существующие фракции. В число депутатов без фракции входит «Альтернатива для Германии», которая была в мае исключена из группы «Идентичность и демократия». Явка составила 51%, что чуть выше, чем на прошлых выборах 2019 года (50,66%). Это всё предварительные данные, но общая картина уже не изменится, могут быть лишь небольшие колебания цифр.

Последствия озвучила фон дер Ляйен, их суть — в Брюсселе не изменится ничего. Более того, теперь, когда выборы завершились, Еврокомиссия с очень высокой вероятностью сделает несколько непопулярных шагов. Во-первых, уже в июне она рекомендует начать переговоры с Украиной о вступлении в ЕС, которые откладываются с марта. Во-вторых, запустит серию новых антидемпинговых расследований против Китая, что фактически может довести противостояние с Пекином до уровня полноценной торговой войны. В-третьих, она попытается принять новые инициативы по санкциям против России и по военной-финансовой поддержке Украины, но здесь её свобода манёвра ограничена, поскольку практически всё, что было в её силах, Еврокомиссия уже сделала.

Более интересны выводы, которые можно сделать, анализируя итоги голосования по странам. Во многих ведущих европейских странах оно было протестным. Самая очевидная картинка во Франции, где «Ренессанс» Макрона с треском проиграл партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Аналогичная динамика в Австрии, где лидирует Австрийская партия свободы.

Интересны итоги в Германии. По предварительным подсчётам, обнародованным телеканалами ARD и ZDF, ХДС получил 23,6 процента, а ХСС — 6,6 процента голосов избирателей. При этом Христианско-демократический союз занял первое место среди всех партий, а вместе консервативный блок победил со значительным отрывом.

На втором месте, как и ожидалось, оказалась «Альтернатива для Германии» с 16,2 процента голосов. С большим отрывом от блока ХДС/ХСС на третьем месте идёт Социал-демократическая партия Германии, за ней с 11,9 процента голосов — партия «Союз 90-х/Зелёные». Третья партия коалиционного правительства, СвДП, набрала 5 процентов голосов.

Предсказуемой сенсацией выборов стал относительно высокий результат нового левого «Союза Сары Вагенкгнехт», который отобрал у Левой партии голоса избирателей и набрал более 5 процентов. У Левой партии только 2,7 процента голосов.

Наблюдатели расценивают результаты выборов как выражение недовольства партиями правительственной коалиции, в общем зачёте получившими меньше голосов избирателей, чем оппозиционный блок ХДС/ХСС. Партия канцлера ФРГ Олафа Шольца — СДПГ показала наихудший результат на общегерманских выборах за весь период существования ФРГ.

Аналогичная история в Бельгии, где фламандская либеральная партия Open VLD премьер-министра Александера Де Кроо опустилась на шестое место.

В Бельгии проходили не только выборы в Европарламент, но и выборы в национальный парламент, и для королевства это означает смену правительства. Но и здесь результат неоднозначен — если в нидерландскоязычной Фландрии два первых места заняли правые партии, то во франкоязычной Валлонии на первом месте оказались либералы, но не партия премьера, а франкоязычные — «Реформаторское движение» (MR), куда входит глава Евросовета Шарль Мишель. В итоге от Бельгии в Европарламент проходит равное число правых и либералов. Таким образом, ситуация на выборах напоминает старую шутку: «Как такое получается, что в нашей стране все вместе за, но каждый в отдельности — против?»

Можно с уверенностью сказать, что сигнал этих выборов в Брюсселе услышан не будет. Фон дер Ляйен и значительная часть брюссельской элиты сделают из этих выборов только один вывод, что они победили. Продолжению интенсивной реализации зелёного курса ЕС нисколько не помешает повсеместный провал партий «зелёных». Продолжение углубления конфликта с Россией и санкционной политики не остановит явное голосование граждан многих стран ЕС против результатов этой политики, проводимой их властями. Переоценки курса Брюсселя не будет, в особенности если фон дер Ляйен останется на своём посту. Будет лишь ужесточение пропагандистской кампании, борьбы с «российским влиянием и дезинформацией». Ибо именно «недоработкам» в информационном поле будут приписаны все провалы правящих партий на европейских выборах.

Всё это ставит очень серьёзный вопрос об адекватности европейской демократии. Однако ответ на него известен заранее. Европарламент как таковой — это не более чем имитация законодательной власти. ЕП не является полноценным парламентом, он лишён права законодательной инициативы, то есть права самостоятельно предлагать и разрабатывать европейские нормы. ЕП служит исключительно для проштамповки решений Еврокомиссии. Громкие резолюции ЕП не являются обязательными к исполнению даже для институтов Евросоюза. Это тот случай, когда европейские выборы — это не более чем опрос общественного мнения в каждой отдельной стране.

В целом по Европе они в лучшем случае показывают среднюю температуру по больнице. Напрямую они не оказывают никакого влияния на механизмы принятия решений в Брюсселе, которые сосредоточены в руках Еврокомиссии. Назначение же главы Еврокомиссии, согласно базовым документам ЕС, к выборам в Европарламент также не имеет никакого отношения и осуществляется решением саммита глав государств Евросоюза по итогам закрытых консультаций.

«Европарламент. 1. Урсула фон дер Ляйен остаётся главой Еврокомиссии — правительства ЕС. Её коалиция — Европейская народная партия, набрала относительное большинство. Главным образом за счёт ХДС Германии. 2. Главная сенсация — разгром Макрона, тот даже объявил досрочные выборы. 3. Польша — Туск победил. Враг России. 4. Венгрия. Орбан победил. 5. Австрия. Партия свободы, которая за мир с Россией, победила. 6. Нидерланды. Такая же партия свободы, которая раньше получила голосов больше всех, но после многомесячных переговоров осталась в оппозиции, потеряла первое место. 7. Германия. Разгром правительства Шольца, его партия на 3 м месте с 14%. Но Альтернатива для Германии, которая за мир, только 16%. А всю выгоду получила ХДС, которая тоже за войну с Россией. 8. Словакия, премьер Фицо, который за мир, и в которого стреляли, — второе место. А либеральная партия Прогрессивная Словакия, активист которой стрелял в премьер-министра, — на первом месте. В общем, избиратели Европы требуют: Жёстче надо, Жёстче! Но что конкретно жёстче? Неясно», — написал в своём телеграм-канале политический эксперт Сергей Марков.

Спикер Государственной думы России Вячеслав Володин отметил, что итоги выборов в Европарламент ещё подводятся, но уже сейчас можно сделать промежуточные выводы на примере ключевых и крупнейших государств Евросоюза.

«Позор Европы Макрон и Шольц — с треском проиграли. Франция. На избирательные участки пришли 52,5% избирателей — самый высокий уровень участия на европейских выборах с 1994 года. „Национальное объединение‟ Марин Ле Пен получает почти 32% голосов. Партия Макрона — Ренессанс — получила в 2 раза меньше (15,2%). Это крах политики Макрона, который он признал, распустив Национальное собрание и объявив внеочередные парламентские выборы. Германия. Для партии Шольца результаты выборов стали худшими за всю историю. Социал-демократы набирают порядка 14%, пропустив вперёд не только христианских демократов (30%), но и евроскептиков из „Альтернативы для Германии‟ (16%). Правящая коалиция Шольца лишилась поддержки немцев, оппозиция уже требует вотума недоверия правительству или проведения внеочередных выборов. Результаты во Франции и Германии прогнозируемые.

Экономика стагнирует, миграционный кризис, страны вопреки своим национальным интересам втянуты в войну на Украине. Макрон и Шольц из последних сил цепляются за власть. Правильно им самим уйти в отставку и перестать издеваться над гражданами своих государств», — говорится в телеграм-канале председателя Госдумы.

Американская газета New York Times, анализируя успех правопопулистских партий Европы на общеевропейских выборах, признаёт, что одним из факторов стала война на Украине, которая привела к росту инфляции и цен на энергоносители, так как Европа решила отказаться от дешёвого российского газа и нефти.

Газета отмечает, что часть «ультраправых в Европейском парламенте настроена пророссийски и хочет добиваться скорейшего заключения мирного соглашения с Украиной на условиях России». И признаёт, что их голоса могут повлиять на ослабление многомиллиардного финансирования и поставок вооружений.

«Лидеры Европейского союза уже смягчили экологическую политику и пересмотрели миграционную политику блока, чтобы учесть опасения традиционных консервативных и ультраправых избирателей, но успех на выборах более радикальных правых партий может привести к ещё большим изменениям». — прогнозирует издание.

Источник