Хаммаршельд, Торрихос, Биедич, Хабьяримана, Машел… Раиси?

Высшая комиссия по расследованию размеров и причин катастрофы 19 мая вертолёта президента Ирана Эбрахима Раиси представила свой первый официальный отчёт. Разбившийся вертолет загорелся после того, как набрал высоту. Примерно за полторы минуты до катастрофы пилот потерпевшего крушение вертолёта связался с двумя другими вертолетами летной группы. При этом подчеркивается, что на обломках винтокрылой машины следов пуль или других признаков внешнего воздействия не обнаружено.

Известно, что разбившийся вертолет загорелся только после столкновения с горой. Из-за сложной местности, тумана и низкой температуры поисковая операция растянулась на всю ночь, а также продолжилась ранним утром понедельника, и в пять часов утра с помощью иранских беспилотников были определены точные координаты катастрофы. Наконец, в разговорах дежурной вышки с летным экипажем подозрительных случаев не было замечено.

При этом значительная часть информации требует более тщательного изучения, но по итогу финальный доклад будет опубликован народу Ирана.

По мнению заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военного эксперта Владимира Евсеева, вероятность естественных причин крушения составляет 90 %, соответственно – 10 % остаётся на версию, предполагающую какое-либо дистанционное воздействие (к примеру, «закладку» на вертолёте американского производства, приведшую к отказу двигателя или других систем).

Колумнист проправительственного турецкого издания Hürriyet Абдулькадир Сельви высказывал сомнения относительно естественных причин катастрофы. Как известно, Турция отправила в район катастрофы беспилотник, оснащённый приборами ночного видения и тепловизионными камерами. Безусловно, различные версии и предположения относительно причин трагедии будут циркулировать и далее, особенно на фоне турбулентной и крайне напряжённой ситуации в регионе. Политические убийства под видом авиапроисшествий, отравлений, несчастных случаев и прочих подобного рода происшествий – традиционная практика работы западных спецслужб.

Имеются и более радикальные предположения, суть которых сводится к тому, что убийство Раиси и его соратников якобы «было одобрено Нетаньяху и израильским военным кабинетом», включая Бенни Ганца и Гади Эйзенкота. «Источник в израильских службах безопасности подтвердил, что Израиль несёт ответственность [за смерть иранского президента]. Он использовал фразу, которую Израиль использовал, комментируя предыдущие убийства: «Любой глава государства, отдающий приказ о нападении на Израиль, подписывает себе смертный приговор», – пишет журналист Ричард Сильверстайн.

«Все были весьма удивлены, как спокойно Израиль отреагировал на нанесенный иранский удар, так что Израиль вполне мог совершить что-то подобное. Кроме того, кто знает, во что вовлечено ЦРУ», рассуждает подполковник армии США в отставке Эрл Расмуссен обращая внимание на последовательность событий: президент Ирана погиб при крушении вертолета после покушения на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, угроз в отношении президента Сербии Александра Вучича и попытки переворота в Турции (мы бы ещё добавили сюда недвусмысленные угрозы премьер-министру Грузии Ираклию Кобахидзе). Всё это произошло в течение одного месяца и, по мнению Расмуссена, во внешней политике очень редко бывают совпадения «просто так».

Так или иначе, «внезапные авиаслучайности» и схожие прецеденты, обусловленные политическими факторами, имели место не единожды. Так показательна гибель в 1961 г. в небе британской Северной Родезии (с 1964 г. – Замбия) Генсека ООН шведа Дага Хаммаршельда, участвовавшего в урегулировании конфликта Египта с Израилем, Великобританией и Франций в 1956 году. Будучи одним из инициаторов санкций ООН против режима апартеида в ЮАР, в 1960-61 гг. он небезуспешно посредничал в урегулировании конфликта между сепаратистами и правительством Конго (Заир, до 1960 года колония Бельгии). Именно на заключительные переговоры Хаммаршельд и вылетел 18 сентября 1961 г. на шведском самолете SE-BDY в Северную Родезию, однако на подлёте к пункту назначения судно потеряло управление и потерпело катастрофу.

Сепаратистов вооружали, финансировали и политически поддерживали корпорации Запада, контролировавшие на обширной территории Конго колоссальные месторождения урана, цветных металлов, марганца, плантации кофе, какао, хлопка, сахарного тростника. Разумеется, прекращение войны в этой стране прямо противоречило их интересам, да и недавний неудавшийся переворот в Киншасе свидетельствует о том, что метода работы ЦРУ поменялись не сильно…

Только 17 августа 2011 года британская The Guardian опубликовала результаты независимого расследования, согласно которым самолёт Хаммаршельда был сбит либо сепаратистами, либо бельгийско-французскими истребителями: они появились вблизи пункта назначения в канун приземления самолёта с Хаммаршельдом…

Ещё один пример. 31 июля 1981 года американский самолёт DHC-6 Twin Otter, на котором Омар Торрихос, президент Панамы в 1968-1978 гг., главком национальной гвардии с 1972 г., вылетел на юг страны, вскоре вдребезги разбился. Документы расследования аварии были захвачены американцами при их вторжении в Панаму в 1989 году под предлогом «борьбы с наркотрафиком». Но попытка их обнародовать в 1991-м сорвалась по причине окрика из Вашингтона, запретившего «разглашение секретной информации».

Хосе де Хесус Мартинес, помощник и телохранитель Торрихоса, в 1987 г. в панамской телепрограмме «Свидетели истории» заявил, что «гибель Торрихоса, которого ненавидели в США, – дело рук ЦРУ… Навигационная система самолёта наверняка была выведена из строя в канун его вылета». Аналогичное мнение высказал в мексиканских СМИ в 1982 г. брат погибшего Моисес. В 1979 г. О. Торрихос настоял на предоставлении «временного убежища» свергнутому шаху Ирана М.Р. Пехлеви и его жене Шахбану, и в беседе с ним низложенный монарх рассказал об участии спецслужб США в иранских событияхв ноябре 1978 – феврале 1979 гг.

Именно Торрихос добился в 1977-м соглашения с Вашингтоном о переходе с 1998-2000 гг. под суверенитет Панамы одноимённого канала и «зоны безопасности» Пентагона по его берегам. Лидер небольшой латиноамериканской страны в конце 1970-х годов инициировал переговоры о создании политико-экономического блока с Кубой и сандинистской Никарагуа с возможным присоединением Коста-Рики, бросая тем самым вызов адептам колониальной «Доктрины Монро»…

Ещё один малоизвестный эпизод. 18 января 1977 г. руководитель югославской республики Босния и Герцеговина (БиГ) Джемал Биедич с супругой провожали на аэродроме Белграда президента СФРЮ Иосипа Броз Тито, направлявшегося с государственным визитом в Ливию. Обратно в Сараево они возвращались на американском самолёте Learjet 25, вскоре внезапно потерявшем управление и врезавшемся в горы. Биедич с супругой и экипаж погибли. Тито, прервав визит, вернулся в Югославию. Погибший поддерживал в титовской Югославии борьбу с хорватскими, албанскими, словенскими и прочими националистами, выступал за более жёсткие меры против сепаратистов, за укрепление единства крупнейшей на тот момент Балканской страны. Более того, он считался одним из вероятных преемников И.Б. Тито.

Дж. Биедич и Мао Цзедун

Дж. Биедич и Мао Цзедун

Незадолго до этой авиакатастрофы на Биедича в Боснии были совершены покушения: террористы смогли скрыться, но выяснилось, что за неудавшимися терактами стояла местная албано-хорватская группа, выступавшая за отделение по западному подрывному сценарию от Югославии Боснии и Герцеговины, Хорватии, Косово…

И снова – Африка. Жювеналь Хабьяримана, президент Руанды (до 1962 г. бельгийская колония в Центральной Африке), с середины 80-х начал национализацию собственности бельгийских компаний. Прежде всего, это касалось добычи олова и вольфрама, по запасам которых Руанда занимает одно из ведущих мест в Африке. Хабьяримана выступал за политико-экономический союз всех стран региона, как и за отказ от неоколониальной валютной системы, навязанной Чёрному континенту бывшими метрополиями. Схожую политику проводил в 1980-х – начале 1990-х гг. Сиприен Нтарьямира, президент соседней Бурунди (тоже бывшее владение бельгийцев). Они возвращались из Дар-эс-Салама, где проходила конференция по ситуации в Руанде, направляясь вместе 6 апреля 1994 г. на французском самолете Dassault Falcon-20 на переговоры с тогдашним прозападным главой Конго (Заир) Мобуту Сесе Секо. С территории Конго поставлялось оружие националистам в Бурунди и Руанду, а поэтому главы этих стран хотели «урезонить» такую политику колоритного диктатора.

Президенты Бурунди и Руанды, 1992 г.

Однако вскоре после вылета самолёт был поражён из ПЗРК вблизи границы с Конго. Останки президентов Бурунди, Руанды и лётного экипажа обнаружились в приграничном районе, а инцидент стал одним из сигналов к начавшейся вскоре массовой резне при полном попустительстве европейских «миротворцев» сотни тысяч жизней…

А 19 октября 1986 года, внезапно потеряв управление, разбился Ту-134, в котором погиб возвращавшийся из Замбии президент Мозамбика Самора Мойзес Машел. В ходе переговоров лидеры соседних государств, вместе с Зимбабве, договорились об усилении санкций против расистского режима апартеида в ЮАР (до 1994 г.) с привлечением соседней Ботсваны. Предполагаемые новые ограничения включали в том числе и запрет на транзит внешнеторговых грузов ЮАР, однако гибель Машела поставила на этих планах крест.

Не обошли авиационные инциденты и советских лидеров. Так, примечателен обстрел в феврале 1961 г. вблизи морского побережья Алжира двумя французскими истребителями самолёта Ил-18, в котором делегация СССР во главе с председателем Президиума ВС СССР Леонидом Брежневым направлялась в Гвинею, добившуюся в 1958 г. независимости от Франции. Никто не пострадал, самолёт, немного повреждённый снаружи, увернулся из-под снарядов. Тем не менее МИД СССР выразил протест, назвав происшедшее «отъявленным бандитизмом». Французы, извинившись, заявили, что самолет якобы отклонился от курса, сблизившись «на минимальное расстояние» с воздушным пространством комбинированной базы ВМС-ВВС Франции в Мерс-эль-Кебире на побережье тогда ещё «французской» Северной Африки (кстати, эвакуации этого объекта Алжир добился только к 1968 году, через 6 лет после получения независимости).

В Москве оправдания парижан восприняли со скепсисом, однако на эскалацию не пошли, подписав с бывшей французской Гвинеей соглашение о поставках в СССР бокситов (алюминиевого сырья), которые с перерывами в середине 1990-х – начале 2010-х годов, продолжаются и сегодня…

Таким образом, «случайные» авиакатастрофы наряду с иными методами политического бандитизма как средство устранения неугодных политиков остаются неизменным инструментом в арсенале сил международного империализма и колониализма, не скрывающих своих враждебных намерений в том числе и в отношении Ирана. Чего стоят только экзерсисы Энтони Блинкена, не скрывавшего своей радости после трагедии в горах Карадага, так что вовсе не исключено, что со временем на этот счёт появятся дополнительные подробности.

ДМИТРИЙ НЕФЁДОВ