Нет дешёвых российских энергоносителей – не будет и хвалёного «европейского экономического чуда»

Похоже, привычка «стрелять себе в ногу» вошла у европейских политиков в традицию. Вступив в «газовую войну» с Россией (причём сама Россия вопреки заявлениям отдельных западных политиков в ней даже не учувствует) и тем самым подорвав свою энергетическую стабильность, лидеры Евросоюза на этом не остановились и решили заодно угробить и один из столпов собственной экономики – хвалёный европейский автопром.

Дошло до того, что о проблемах крупнейших автомобильных концернов Европы заговорили на страницах местной прессы. Так, в издании L’Echo вышла статья с характерным названием «Апатия европейских автопроизводителей», в которой рассказывается, как на фоне удручающих показателей в первом квартале 2024 года автопроизводители всеми силами стараются сохранить хорошую мину при плохой игре.

Но обо всём по порядку. Для начала пара слов о том, кто на самом деле виноват в том, что Европа лишилась дешёвых российских энергоносителей. Примерно с неделю тому назад (пока ещё) глава британского Кабинета министров Риши Сунак заявил, что в прекращении поставок российского газа в страны ЕС виноват лично Президент России.

«Безрассудство Путина приблизило нас к опасной ядерной эскалации, опаснее, чем во время Карибского кризиса. Путин прекратил поставки газа, и это оказало разрушительное воздействие на жизнь людей и поставило под угрозу безопасность нашего сектора энергетики», – отметил британский премьер.

Угрожая санкциями, Урсула фон дер Ляйен топит европейскую промышленность

Полагаю, нелишним будет ему напомнить вот эту фразу, прозвучавшую из уст главы Еврокомиссии (ЕК) Урсулы фон дер Ляйен ещё в сентябре 2022 года:

«Я твёрдо убеждена, что настало время ввести ограничения цен на трубопроводный газ, поставляемый из России в Европу».

Уверен, ни для кого не секрет, что любая попытка директивного регулирования цен потребителем неминуемо сказывается в негативном ключе на желании поставщика продавать свои товары. Впрочем, как мы все помним, до спора о стоимости дело даже не дошло. Некие «неизвестные силы» просто взорвали два российских газопровода, физически лишив Европу возможности получать по ним голубое топливо. От поставок электричества или нефти из России европейские комиссары отказались уже сами, в рамках очередного, уже не помню какого по счёту, пакета антироссийских санкций.

Но в том-то и проблема, что, как признавались ведущие европейские эксперты в области экономики и энергетики, знаменитое европейское экономическое чудо чуть меньше чем полностью зиждилось именно на дешёвом российском сырье.

В итоге первыми удар ощутила химическая промышленность Европы, как наиболее энергоёмкая, затем дело дошло до крупных производств в иных отраслях. И вот, наконец, колесо европейской «генотьбы» (когда одна неприятность сменяется другой), как называли бы это нынешнее друзья европейцев украинцы, докатилось и до автомобилестроения.

Как пишет L’Echo, финансовые руководители двух немецких Mercedes и Volkswagen и одного голландского Stellantis (нидерландская транснациональная корпорация по производству автомобилей, образованная в 2021 году в результате слияния итальяно-американского автопроизводителя Fiat Chrysler Automobiles (FCA) с французской компанией Groupe PSA) производителя практически одновременно выступили с очень похожими как по форме, так и по содержанию заявлениями, смысл которых заключается в том, что резкий спад продаж в первом квартале 2024 года следует считать лишь временным явлениям, и запланированный в этом году выход на рынок новых моделей должен исправить ситуацию.

  • «Мы выпустили на рынок четыре новые модели из 25, запланированных на этот год, в том числе 18 электрических. Таким образом, мы сможем добиться значительного улучшения прибыльности во втором полугодии», – заявили представители VAG (Volkswagen Audi Gruppe).
  • «Мы сокращаем складские запасы, чтобы повысить устойчивость наших цен в рамках подготовки к выводу на рынок новых продуктов, которые, как ожидается, появятся в ключевых регионах уже в этом году», – заверила всех финансовый директор Stellantis Натали Найт.
  • «В первом квартале 2024 года мы выпустили на рынок четыре новые модели из 25, запланированных на этот год, в том числе 18 электрических. Таким образом, мы сможем поспособствовать значительному улучшению роста продаж во втором полугодии», – как под копирку с коллегами из Volkswagen добавила она.

Разумеется, столь идентичные заявления не могли не вызвать серьёзные колебания на фондовых рынках. Биржевые брокеры – народ суровый и, как правило, лишены излишнего романтизма, предпочитая верить только фактам. А они упрямо показывают, что тенденция на низкий спрос на электромобили от европейских производителей продолжает сохраняться. А ведь они, как мы видим, именно на эти модели делают особую ставку.

Давая свои пояснения, представители Stellantis попытались убедить всех, что провал начала года был запланирован. Но столь нарочитое желание прикрыть явные проблемы вызывало лишь ещё большее недоверие.

В свою очередь финансовый директор Volkswagen Арно Антлиц решил пойти по иному пути и, признав наличие сложностей, предпочёл тут же назначить ответственного. По его словам, всему виной «сложная конкурентная среда».

Дело в том, что, в отличие от конкурентов, европейские производители тратят на выпуск электромобилей слишком значительные суммы, которые, принося им меньшую прибыль, в итоге практически не окупаются.

И тут мы возвращаемся к вопросу о дешёвых энергоносителях, отсутствие которых и превращает производство европейских автомобилей в слишком дорогое удовольствие – сначала для производителя, затем и для их конечного потребителя.

И единственное, что пока ещё держит европейский автопром на плаву, – это продажи автомобилей с традиционными (внутреннего сгорания) или гибридными двигателями. Именно за их счёт общие показатели за 2023 год оказались вполне приемлемыми.

Но необъяснимый с точки зрения здравого смысла ужас ситуации в том, что всю полученную прибыль автомобильные концерны Европы уже пообещали вложить в производства новых … электромобилей.
И здесь пора поговорить о том, кто они – эти ужасные конкуренты, на которых жаловался финдиректор VAG? А это американцы и китайцы.

Как отмечается в публикации L’Echo, в сегменте электромобилей европейским производителям приходится иметь дело с Tesla и её очень агрессивной ценовой политикой. Американская компания, чьи основные производственные мощности сосредоточены на территории США, с учётом установленных там низких цен на энергоносители может легко позволить себе демпинговать на европейском рынке.

А сами европейцы ничего не могут с этим поделать. Вводить заградительные пошлины против американских товаров им никто не позволит.

Другое дело Китай. Как отмечают эксперты издания, у китайцев очень продвинутая вертикальная интеграция, которая позволяет китайским производителям держать довольно низкие цены на электромобили.

Так, китайский промышленный конгломерат BYD, включающий в себя производителя автомобилей BYD Auto и производителя аккумуляторов и электроники BYD Electronic, изначально создавался как компания по производству аккумуляторов, но со временем он стал контролировать всю производственно-сбытовую цепочку своих транспортных средств – от добычи полезных ископаемых до комплектующих. А это, в свою очередь, позволило значительно снизить затраты на производство.

В итоге китайские модели начали вытеснять европейские с автомобильного рынка Европы, с чем в первую очередь и связан провал в продажах основных европейских производителей.

Как сообщили в компании Mercedes-Benz, с прошлого года операционная маржа упала с 14,9% до 9,6%, в то время как продажи автомобилей сократились на 8%. Эдак ещё пару лет таких показателей и впору будет говорить о переходе Европы на гужевую тягу.

Китай не США, которым Европа перечить не сможет. И тут уже еврокомиссары во главе с Урсулой фон дер Ляйен решили показать зубы.

Выступая на заседании Европарламента, председатель ЕК заявила, что электромобили из Китая наводнили рынок ЕС и потребовала от Пекина добровольного сокращения экспорта, иначе, как заверила фон дер Ляйен, Брюссель будет принимать жесткие экономические меры.

Кстати, подобные угрозы, являющиеся с некоторых пор проявлением той самой «честной конкуренции» на западный манер, стали следствием санкционной политики США против КНР, в фарватере которой и движется Евросоюз.

Как отметил во время своего визита в Пекин Президент России Владимир Путин, «США ввели санкции на китайские электромобили, потому что китайские машины стали лучше».

Впрочем, судя по всему, загибающемуся прямо на наших глазах европейскому автопрому это уже никак не поможет. Не BYD, так Tesla его обязательно добьёт. Впрочем, их преимущество перед европейцами – лишь следствие происходящего, а виной всему самоубийственная политика руководства Евросоюза.

АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ