Укрывавшаяся в московской полиции от своей семьи чеченка Лия Заурбекова выехала из России. Данную информацию подтвердила адвокат девушки Наталия Тихонова, подчеркнув, что в целях безопасности не может раскрыть детали.

Соратник главы Чечни Рамзана Кадырова, депутат Госдумы Адам Делимханов, в свою очередь, уверен, что Заурбекову вернут родным в республику, а сообщивший о ее побеге член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Александр Ионов призвал не преувеличивать степень угрозы для чеченки, сбежавшей из родного дома из-за морального и физического насилия.

Заурбекова, по мнению советника главы Чечни Адама Делимханова, оказалась под чьим-то влиянием и была введена в заблуждение. Девушкой манипулируют, заявил соратник Рамзана Кадырова, подчеркнув, что виновного накажут по закону.

При этом между родственниками и 19-летней Заурбековой нет никаких недопониманий, заверил Делимханов. Соратник Кадырова взял ситуацию под личный контроль и сообщил, что в ближайшее время он встретится с близкими 19-летней чеченки и ситуация будет исчерпана.

Правозащитник Ионов, в свою очередь, напомнил, что право на личную жизнь и свободу действий человека защищено Конституцией. При этом, по его словам, ни о какой угрозе жизни для 19-летней Заурбековой речи не было и нет. Член СПЧ призвал дождаться заявления самой чеченки о ее местонахождении. «В нашей стране существуют проблемы с правами человека, но не более чем в других странах и не стоит преувеличивать и выпячивать отдельные кейсы», — сказал Ионов.

Заурбекова сбежала из Чечни в Москву 13 мая. Кризисная группа «Марем» сообщила, что семья ежедневно оказывала на Заурбекову физическое и психологическое давление. Девушка опасалась за свою жизнь, поэтому решила уехать из города, написав заявление, что она ушла из дома по собственному желанию и просит ее не искать.

Утром в четверг, 16 мая, Заурбекова увидела своего отца при выходе из дома. Она вызвала полицию, после чего сотрудники правоохранительных органов отвезли ее в столичное отделение полиции на Каширском шоссе. Оказалось, родители девушки подали на нее в розыск как на несовершеннолетнюю, хотя девушке уже исполнилось 19 лет. По словам Заурбековой, найти ее помогли полицейские. Сообщалось также, что сотрудники правоохранительных органов использовали камеры с распознаванием лиц в рамках проведения розыскных мероприятий.

По словам адвоката Даниила Бермана, в случае подачи заявления о пропаже человека, полицейские должны сначала разыскать его и провести беседу, выяснив, хочет ли сам человек сообщить данные о своем местонахождении. И только в том случае, если разыскиваемый сам пожелает, эти данные могут быть раскрыты заявителям. «В других случаях сотрудники полиции выступать какими-то частными детективами не только не могут, но и не имеют права», — добавил адвокат, раскритиковав действия полиции.

Заурбекова несколько часов провела в заблокированном ее родней полицейском участке по району Нагатино-Садовники. Сообщалось, что сначала полицейские отказывались сопровождать девушку, однако впоследствии правозащитникам и адвокату пообещали обеспечить безопасность Заурбековой. Девушка записала видео из отдела МВД, где выразила опасения, что родственники могут причинить ей вред, если доберутся до нее. «У отделения полиции при выходе стоят если не больше, то человек десять точно. Когда мы первый раз выходили, меня схватили прямо на глазах полицейских. Из-за страха не можем выходить пока что из отделения полиции, потому что если они на глазах у полицейских сейчас устраивают такое, я не знаю, что они могут сделать за пределами этой территории», — пожаловалась сбежавшая из дома чеченка.

Стоит отметить, что один из мужчин, приехавших за Лией к отделению полиции, на входе в здание сдал пистолет. В разговоре с журналистами окружившие здание мужчины рассказали, что они «хотели все нормально урегулировать» и не понимают, зачем Заурбекова живет в Москве. Вечером в четверг, 16 мая, они заявляли, что к отделению якобы направляются некие представители властей Чечни. Впоследствии Заурбекова покинула отдел полиции вместе с адвокатом. По словам секретаря общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы по защите прав человека Алексея Мельникова, сбежавшая от родни чеченка находится в безопасном месте. Где конкретно сейчас Заурбекова, он не уточнил.

Напомним, что случаи побега девушек из Чечни не являются редкостью. Один из самых известных случаев произошел с уроженкой Чечни Седой Сулеймановой. Девушка в октябре 2022 года приехала в Санкт-Петербург и рассказала правозащитникам, что решила сбежать из республики, так как родственники заставляли ее следовать местным обычаям, а в случае неповиновения она подвергалась избиениям. Кроме того, девушку хотели насильно выдать замуж. Спустя полгода, в августе 2023 года, уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев отчитался о возвращении в республику 26-летней девушки и заверил, что ей ничего не угрожает. Омбудсмен опубликовал фото с чеченкой, на которой пользователи заметили на шее Сулеймановой след, похожий на синяк.

В июне 2023 года похожая ситуация произошел с Селимой Исмаиловой, которую задержали пограничники во Внуково по подозрению в краже 85 тысяч рублей у родственницы. Чеченка сбежала от семьи из-за домашнего насилия, составив заявление, где указала, что ушла добровольно. Девушка попросила не искать ее с помощью правоохранительных органов. Об уголовном деле, возбужденном в отношении нее, Исмаилова не знала.

Источник