16 мая 1908 года в Российской Империи принимается закон об обязательном начальном обучении с поэтапным в течение 10 лет введением в действие.

Согласно переписи 1897 года, в Империи насчитывалось 21% грамотного населения. В европейской России без учета Привислинских губерний и Кавказа доля грамотного населения составляла 22,9%. При этом наивысший процент грамотных, 70-80 %, был зафиксирован в Прибалтийских губерниях. Столичные губернии дали следующие результаты: Санкт-Петербургская — 55%, Московская — 40%. В Ковенской губернии грамотных оказалось 42% и 36% — в Ярославской. Во всех остальных губерниях Европейской части Империи число умеющих читать было менее 30%.

После того как властям удалось-таки справиться с революционным хаосом 1905-1097 гг., они намеревались осуществлять политику спокойного и постепенного развития реформ. Период с 1907 по 1914 годы был отмечен бурной законотворческой деятельностью. Дума наконец проявила себя как работоспособный орган.
Одним из наиболее важных преобразований той эпохи стали реформы в области начального образования. Практически все законопроекты по развитию народного образования разрабатывались и осуществлялись при непосредственном участии Императора Николая II.
Новый закон, принятый в 1908 г., делал начальное обучение обязательным и определял важнейшие направления начального образования:
1. «1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе».
2. Срок обучения в начальной школе должен составлять 4 года.
3. На одного учителя должно было приходиться 50 детей.
4. Ответственность за открытие необходимых училищ возлагались на органы местного самоуправления, под руководством и надзором Министерства народного просвещения.
5. Министерство должно было решить вопрос о финансировании новых учебных заведений.
6. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом».
7. «Министерство народного просвещения отпускает <…> на каждую, входящую в сеть школу пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста».

Закон от 3 мая 1908 г., подписанный Государем Императором Николаем II, предусматривал также дополнительное финансирование (в форме кредита) объемом в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, что стимулировало его ускоренное развитие. Согласно этому же указу, начальное образование во всех школах, на которые распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах), являлось бесплатным. К 1913 году общее число вновь открытых школ превысило 130 000. Некоторые критически настроенные исследователи указывают на то обстоятельство, что обсуждение законопроекта в Думе затянулось на три года и он несколько раз отклонялся. И это действительно так. Что не может отменить непреложного непреложной истины: всеобщее начальное образование в Империи можно считать установленным фактом.
Результат реформ не заставил себя ждать. К 1917 году показатель грамотности населения оценивался уже в районе 40-43%. Это говорит о том, что за время царствования Императора Николая II в России был реализован «национальный проект» в области образования. Была открыта и профинансирована обширная сеть школ, обеспечивающих доступ к образованию всем детям подданных Империи. В СССР декрет об обязательном начальном образовании для детей в возрасте 8—10 лет начнет действовать только с сентября 1930 года.

Илья Рябцев