Конгресс США до сих пор не утвердил пакет финансовой помощи для Украины в размере 60 миллиардов долларов. Дело затягивается, так как вопрос этот стал частью предвыборной кампании Трампа. Ему выгодно политизировать эту тему на фоне миграционного кризиса в Америке.

Пока Трамп бодается с Белым домом, взяв в заложники тему помощи Украине, ЕС утвердил свой пакет финансовой помощи Киеву в размере 50 миллиардов евро. Зеленский очень надеется на то, что Европа поддержит Украину финансами, пока американская помощь зависла в конгрессе.

Насколько тяжелой является экономическая ситуация Украины? Сможет ли Украина прокормить себя в наступающем году?

Есть важное различие в финансовой помощи США и Европы. Вашингтон в 60 миллиардов включил в основном финансирование производства оружия и снарядов, поставки беспилотников для Киева. Европейский пакет иной: там заложены средства в основном на поддержку бюджета Украины. Кроме того, плечо загибающейся экономике Украины подставил и МВФ. В этом смысле Киеву гарантируется финансовая стабильность, что немаловажно в условиях войны.

Могут ли европейцы направить часть средств на финансирование производства оружия для Украины, пока зависла военная помощь Вашингтона? Это вряд ли, так как промышленные мощности не справляются с уже выданными авансами Киеву. Так, ВПК Европы уже провалил программу ускоренного производства патронов и снарядов для ВСУ. Если, по западным расчетам, ВС РФ делает 10 000 выстрелов в день или порядка 4 миллионов выстрелов в год, то ВСУ на сегодня ввело режим экономии в размере нескольких тысяч выстрелов в сутки.

А ведь Европа обещала, что поставит миллион патронов к весне 2024 года, но пока сумела произвести всего лишь 300 000. Дальше не позволяют действующие промышленные мощности: надо строить новые заводы, а на это уйдут годы. Только у США есть такие возможности, а республиканцы их заблокировали. Вот почему в кулуарах НАТО очень обеспокоены тем, что в какой-то момент украинский фронт может из-за снарядного голода дрогнуть и отступить.

А тут еще нарисовалась одна серьезная проблема в Евросоюзе. Экономика Европы в последние годы замедлила темпы роста. Многие страны Европы стоят на пороге жесткой экономии средств, и украинские проблемы здесь со всем не к месту. Вытянет ли это Евросоюз и откуда брать деньги?

Давайте разбираться. Бюджет ЕС формируется на две трети из средств национальных государств, а одна треть со стороны ЕС. Возьмем такие страны, как Латвия, Эстония, Литва — все они выделили на помощь Украине более 1 процента ВВП. В процентном отношении это в два с половиной раза больше, чем размер американской финансовой помощи. Если бы США тратили на помощь Украине тоже 1 процент ВВП, то эта помощь составила бы 200 миллиардов долларов. Поэтому спор в конгрессе идет о пустяковой сумме для Киева. А вот в Европе нагрузка на бюджеты стран-членов ЕС существенная. Американцы уже сумели переложить часть военных расходов на помощь Украине на плечи ЕС.

Но тут есть одна загвоздка: в ЕС действует жесткое бюджетное правило. Там дефицит бюджета не может превышать 2-3 процента, а тут только одна помощь Украине в странах Балтии сжирает уже 1 процент. Там уже расходы превышают доходы и по бюджетному правилу ЕС такие страны подвергаются санкциям. Вот и приходится ЕС менять свои правила: исключать из условий штрафа военные расходы. Но весь механизм контроля тогда идет насмарку и в рядах ЕС разгорелись споры: откуда брать деньги на помощь Украине в условиях и без того дефицитного бюджета.

В этом и была суть спора Венгрии с Еврокомиссией: Будапешт не хотел идти на увеличение помощи Киеву. ЕС же настаивал, что все тяготы страны должны делить поровну. К тому же у Венгрии исторические разногласия с Украиной из-за проживающих там венгров. Украина в отместку внесла венгерские банки в «черные списки». За счет взаимных уступок удалось убедить премьера Орбана снять вето на пакет финансовой помощи Киеву. Однако вопрос, откуда взять деньги, так и остался открытым. Вот почему в ЕС растет соблазн воспользоваться арестованными российскими активами. Тема очень живо обсуждается по обе стороны Атлантики. Но это искушение чревато серьезными последствиями для англосаксонских стран: нарушается принцип верховенства права и вся международная система гарантий летит под откос. Де-факто вводится принцип конфискации чужих средств в условиях военных действий, перекрывается канал возможного взаимодействия с целью поиска мирного выхода. Фронт военных действий сразу расширяется и затрагивает уже и финансовые основы мироустройства, которое и так трещит по швам.

А тут еще и неразрешимая проблема со вступлением Украины в ЕС. Вроде бы ЕС надо повесить морковку перед носом Киева: мол, членство в ЕС не за горами. Однако на практике интеграция Украины с Западом вылетает в такие расходы, что лидеры ЕС как один отделываются туманными обещаниями Зеленскому на вопрос, а когда Украина попадет в «райский сад» по словами Жозепа Борреля. В Брюсселе понимают, что Украина стала самой бедной и нищей страной Европы из-за войны. К тому же там нарастает коррупция и воровство западной финансовой помощи. И это на фоне резкого падения доходов украинцев: они намного беднее, чем в среднем по ЕС. Их доходы составляют треть от среднего показателя по ЕС в пересчете на ВВП на душу населения. По расчетам официальных лиц ЕС, на интеграцию Украины в ЕС потребуется до 186 миллиардов евро в течение семи лет. Придется забирать эти средства из бюджета ЕС, обрезая субсидии другим странам. Короче, Украина стала чемоданом без ручки для ЕС: нести тяжело, а бросить не позволяют американцы.

Иннокентий Вишневский