Накануне, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис заявил, что без участия России достичь прочного мира в Европе невозможно.

«Так или иначе, мы должны найти способ включить Россию в обсуждение „формулы мира‟. Не будет мира, если Россия не скажет своего слова. Но это не означает, что мы должны сидеть в депрессии и ждать, пока Россия что-то сделает», — отметил швейцарский министр.

Во время пресс-конференции Кассис говорил по-английски и, разумеется, упоминая о «формуле мира», употребил слово peace, а не world. Но многозначность этого термина в русском языке рождает интересные аллюзии. Тем более, что сама тема наличия или отсутствия того или иного государства на политической карте, является у западного истеблишмента одной из излюбленных.

Так, накануне Нового года госсекретарь США Энтони Блинкен поставил в заслугу нынешней вашингтонской администрации то, что «Путину не удалось добиться своей основной цели — стереть Украину с лица земли и поглотить её Россией», и уже один этот факт можно считать поражением Москвы.

Вот только с такой точкой зрения согласны далеко не все. По мнению экс-аналитика ЦРУ Ларри Джонсона, необъяснимая одержимость ненавистью к России нынешнего руководства США идёт во вред американской внешней политике, а вовсе не на пользу

«Я думаю, русские, вероятно, каждую ночь молятся: „Спасибо за Энтони Блинкена‟. То, как он сильно заблуждается и оторван от реальности, только помогает России двигаться вперёд. Это, конечно, очень странно. Он не глупый, ходил в хорошие школы. Я знаю, что хороший дипломат — это тот, кому платят за то, что он врёт на благо страны. Но не до такой же степени. Что страшно, так это то, что они реально верят, что у них уже есть какая-то военная победа над Россией, но у них нет никакого понимания о тактиках», — отметил бывший сотрудник спецслужб.

Схожее мнение высказал на днях и известный французский историк и социолог Эммануэль Тодд, прославившийся тем, что ещё в конце 1970-х предсказал распад СССР. На этот раз он пророчит возвышение России и крах Запада.

В интервью изданию Le Figaro Тодд рассказал, что новая консервативная «мягкая сила» Москвы, представляющая противоположность современной западной морали, кажущейся другим странам «безумной», становится всё более популярной в мире. А тот факт, что российская экономика выдержала потрясение санкциями, делает российскую модель ещё более притягательной.

В сочетании с ростом привлекательности России, промышленный спад и упадок образования в США, а также исчезновение протестантизма как системы ценностей западного общества ведут западный мир к неминуемому краху.

И во многом главная проблема отношения коллективного Запада к РФ заключается в искажённом представлении о России, нежелании принимать реальность как она есть и постоянно подпитываемой враждебности ко всему русскому. По сути, Запад на самом деле хочет, чтобы Россия исчезла с политической карты мира, по крайней мере, как целостное геополитическое образование.

Но в том-то и дело, что для стран ЕС было бы значительно выгоднее, если бы не стало мирового диктатора в лице Соединённых Штатов, а вовсе не нашей страны. Тот же Эммануэль Тодд, выступая в эфире одного из французских телеканалов, заявил, что «лучшее, что может случиться с Европой — это исчезновение США».

«Похоже, что одна из навязчивых и стратегических целей Америки заключается в том, чтобы с самого начала предотвратить германо-российское сотрудничество. Именно это пугает американских геополитиков. Но их усилия не увенчаются успехом, потому что война, в конце концов, закончится. Побеждает реальность», — отметил историк.

По мнению эксперта, нынешнюю ситуацию, которую многие называют началом Третьей мировой войны, невозможно сравнивать с тем, что было в 1914-м и в 1939 годах.

«Накануне войны 1914 года мы жили в мире наций, переживающих демографическую экспансию. Экономическая, промышленная и военная мощь росла повсеместно. И все были напуганы тем, что их сосед растёт быстрее. Французы боялись немцев, англичане — немцев, немцы — русских. Демографические ресурсы были безграничны. И это позволило выдержать две мировые войны. Но сейчас развитый мир характеризуется демографическим дефицитом», — подчеркнул учёный.

В результате, последовательная многолетняя политика Вашингтона, направленная на разрушение природного порядка вещей, приведёт лишь к тому, что «США придётся вывести свою империю из Европы, Азии и всех этих регионов, где они поддерживают конфликты». И как только американские военные перестанут «защищать» европейцев, в Европе наступит долгожданный мир.

Удивительным образом с мнением Эммануэля Тодда согласны и в самих США, а также в «верном» союзнике Соединённых Штатов — Великобритании. Правда, выражают они это согласие очень завуалировано, но, тем не менее, довольно понятно.

В начале года американский сенатор Чак Шумер, объясняя причины, по которым Конгресс должен дать согласие на продолжение финансирования киевского режима, читай — войны на Украине, отметил:

«Каждый сенатор должен понимать: если Сенат не одобрит больше помощи Украине, война, которая уже склоняется в сторону России, может оказаться в одном месяце от драматического перелома в российскую пользу… Победа России на Украине положила бы начало зловещему эффекту домино на европейском континенте. Это не тот мир, в который каждый из нас хочет вернуться… Мы находимся в новом отрезке истории, когда демократия снова находится под угрозой». Конец цитаты.

Не обращая внимания на традиционную в таких случаях риторику о защите демократии и каких-то западных ценностей, в словах лидера демократов в Сенате явно слышится страх перед разрушением Pax Americana, которое знаменует конец американской гегемонии в мире.

То, что это неизбежно, доказывают действия Лондона, активизировавшего свои усилия по перехвату рычагов управления ситуацией на Украине. Теперь уже не США, неспособные из-за внутренних разногласий продолжать поддержку киевского режима, диктуют Киеву, что и как делать, а Лондон, который, в отличие от Вашингтона, не требует от Зеленского сесть за стол переговоров, а наоборот только потакает его стремлению к дальнейшей эскалации конфликта.

Так или иначе, несмотря на то, что заявления Блинкена, Джонсона, Тодда, Шумера и прочих — это пока всего лишь заочный обмен мнениями, сам факт антиколониальной риторики, звучащей в центре Европы, уже показателен. Международные кризисы, где США всё чаще приходится уступать, будут усиливать антиамериканские настроения в ЕС. Лев, который не может защитить свою территорию, никому не нужен. И в сложившихся обстоятельствах наверняка найдётся тот, кто захочет сместить его с трона.

Алексей Белов