О демографическом кризисе в России в последние годы было написано немало – и учеными, скрупулёзно ведущими статистику и рисующими устрашающие графики, и просто публицистами, которые размышляли в духе «нужно же что-то делать». Темпы вымирания русского населения действительно неприятно поражают, однако справедливости ради данная проблема коснулась всего белого населения Европы вообще.

Начиная со второй половины 60-х годов рождаемость в большинстве стран Европы стала падать, из-за чего численность белого населения стала неуклонно уменьшается. При этом за счёт более высокого уровня рождаемости удельный вес «цветного» европейского населения стремительно растёт. Растет численность населения и в Азии (особенно в исламских странах), Латинской Америке и Африке.

Что касается России, то статистика нам демонстрирует, что русские регионы России имеют самую низкую рождаемость в мире. Более того, самую низкую среди регионов РФ. Так, суммарный коэффициент рождаемости в 2019 в Ивановской области составлял 1,27; в Смоленской – 1,21; в Ленинградской – 1,075. При этом СКР в одном из беднейших регионов РФ – Тыве – зафиксирован 2,72 (вдвое выше, чем в русских регионах), а в Чеченской республике он достигает 2,5 [1].

В связи с этим возникает вопрос – в чем причина того, что русское население России стремительно вымирает? Часто среди причин называют экономическую ситуацию, однако она, по мнению автора, не является главным фактором демографической ямы.

Следует выделить четыре аспекта, которые коренным образом влияют на уровень рождаемости. Аспект первый – разрушение института семьи. Аспект второй – аборты. Аспект третий – урбанизация. И лишь четвертым аспектом следует назвать экономические факторы. Рассмотрим эти вопросы в историческом контексте.

Аспект первый – разрушение института семьи после революции

Революция 1917 года оказала серьезное влияние на институт семьи в России. Первые годы советской власти характеризуются как период разрушения традиционной семьи и отказа от преемственности семейного законодательства, связанного с формированием новых отношений между супругами, родителями и детьми [2].

От некоторых радикальных левых можно услышать, что, мол, традиционных ценностей вообще не существует, по этой причине следует уточнить, что подразумевается под традиционными семейными ценностями и традиционной семьей.

Традиционные ценности можно определить как ценности консервативные, выражающие приверженность традиционным порядкам, социальным и религиозным доктринам, определенному моральному кодексу. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

В период Российской империи брак регулировался на основе синтеза государственных и религиозных норм, где последние имели первостепенное значение. В дореволюционной России в брак вступали практически все, за исключением тех людей, кто по состоянию здоровья был вынужден оставаться внебрачным. Расторгались браки при этом крайне редко.

Семья обычно была многодетной. К концу XIX века женщины в среднем рожали семь детей, а к концу 1910-х гг. этот показатель снизился до пяти. Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. В дворянских усадьбах сберегали портреты дедов и прадедов, рассказы и предания о них, а также их вещи.

В конце XIX – начале XX века численность населения Российской империи увеличивалась довольно быстрыми темпами. Темпы прироста населения в России за период 1850–1910 гг. превышали темпы прироста населения в Германии, Великобритании, Франции. Всего за 16 лет (1897–1913 гг.) прирост населения в России составил около 40 млн человек.

Дореволюционная семья была самостоятельной, независимой хозяйственной ячейкой, в дела которой государство почти не вмешивалось, за исключением случаев уголовного характера [2]. Родители обладали как рядом прав по отношению к детям, так и обязанностями – заботиться не только об их материальной обеспеченности, но и об умственном и нравственном воспитании.

В первые годы после революции семья стала рассматриваться как пережиток «буржуазного» прошлого, способствующий эксплуатации женщин и сохранению патриархального чувства собственности у мужчин. Правила приличия, принятые до революции, стали осмеиваться как «мещанство» и «обывательщина», молодое поколение стало неуважительно относиться к институту брака.

Если до революции в России не существовало широкой практики бракоразводных процессов, то в первые годы после революции развод можно было получить на основании простого заявления, достаточно было известить партнера по браку о разводе, при этом его согласия не требовалось.

Пришедшее к власти в октябре 1917 года правительство осудило семью как буржуазный институт и пообещало упразднить ее, так как, по мнению большевиков, «семья как хозяйственная единица, с точки зрения народного хозяйства, должна быть признана не только беспомощной, но и вредной… Коммунистическое общество упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата» [3].

В течение первых десяти лет послереволюционного периода членами нового советского правительства было предложено несколько вариантов отношения государства к семье «в переходный период от социализма к коммунизму». Одной из центральных идей в семейной политике первой половины 1920-х годов стала идея общественного воспитания, так как стояла задача воспитания «нового человека» – строителя коммунизма.

Марксистка А. М. Колонтай утверждала, что ребенок, воспитанный обществом, якобы будет лучше подготовлен к новому образу жизни, чем ребенок, воспитанный в семье:

«Человек, воспитанный в учреждениях республики рабочих, будет лучше приспособлен к жизни в рабочей коммуне, чем человек, чье детство прошло в закрытой среде эгоистичных семейных привычек» [4].

А. М. Колонтай считала, что воспитание детей в семье неэффективно, так как детям могут «привиться консервативные буржуазные ценности». Такой подход к воспитанию поддерживал и А. В. Луначарский, по мнению которого при выборе одного из двух воспитателей – родителей в лице матери и государства в лице школы – приоритет должен отдаваться школе [2].

Получается, что традиционные и консервативные ценности все-таки были, и их даже побаивались, однако на это радикальные левые могут привести другие аргументы – общество до революции, мол, было архаичным и «неправильным», а поэтому и хорошо, что его разрушили.

Некоторые законы Российской империи действительно были в какой-то степени архаичными, однако к чему привела политика большевиков по уничтожению института семьи? А к тому, что к 1935 году число разводов по сравнению с 1913 возросло в 68 раз.

Наблюдалась примитивизация моральных норм – опросы показывали, что встретить любимого/любимую и создать семью для значительного числа респондентов были событиями нетождественными. После принятия нового Кодекса о браке и семье в 1926 году в Петербурге число разводов выросло с 5 536 в 1926 году до 16 006 в 1927 году[5]. Росло и количество абортов, которые были официально разрешены (подробнее об этом ниже).

В середине 1930-х годах большевики изменили свою политику по отношению к семье. Государство, заинтересованное в повышении рождаемости и увеличении численности населения, отказалось от осуждения «буржуазной патриархальности» и вернулось к модели традиционной семьи. Разводы стали осуждаться. Как и в Западной Европе того времени, стали использоваться материальные стимулы, побуждающие семью иметь несколько детей [6].

Сторонники упразднения семьи вдруг резко изменили свои взгляды и стали ее защитниками. Так, в 1927 году академик С. Я. Вольфсон утверждал, что

«социализм несет с собой отмирание семьи»,

а уже в 1937 году он же писал следующее:

«Утверждения, что социализм несет отмирание семьи, глубоко ошибочны и вредны» [2].

Однако, несмотря на повышение статуса семейных ценностей, государство и в сталинский период решительно настаивало на том, что женщины должны работать. Женщины таким образом взяли на себя «двойную ношу»: ожидалось, что они будут выполнять традиционную роль хозяйки в семье, но при этом трудясь на заводе или в колхозе [6].

В 1966 году после упрощения процедуры развода в СССР количество расторгнутых браков увеличилось. Всего за год их количество удвоилось – если в 1965 году их было 360 тысяч, то уже в 1966 году – 646 тысяч. А к концу столетия разводы стали обыденной практикой: в 1994 году на 100 браков приходилось 60 разводов. А в 2015 году на 100 браков приходилось уже 70 разводов.

Следуя последним данным, в 2020 году в России распалось 73 % браков, что явно свидетельствует о развале института семьи.

Аспект второй – аборты

Из первого аспекта вытекает второй – проблема абортов. Советский Союз стал первой страной в мире, легализовавшей аборты по желанию в 1920 году. Можно сказать, что в первые годы после прихода к власти большевики принимали «прогрессивные» законы, которые и не снились многим тогдашним либералам (впоследствии они признавались, что в каких-то аспектах брали пример с Советской России).

На Западе это произошло только спустя полтора десятилетия в результате второй волны феминистского движения, и то зачастую о полной легализации искусственного аборта долгое время речи не шло – Верховный Суд США, например, легализировал аборты только в 1973 году.

Прогрессивное для своего времени, но не продуманное законодательство в сфере либерализации института семьи, сексуальной жизни и репродуктивных прав женщин привело к росту заболеваний, передающихся половым путём, и росту числа абортов. При этом идеология «свободной комсомольской любви» и построения нового общества не включала в себя политику повышения сексуальной грамотности населения и доступной контрацепции.

После разрешения абортов, количество данных операций резко возросло. В частности, в Самаре были созданы абортные комиссии, которые регистрировали и выдавали разрешение на искусственное прерывание беременности. В докладе о работе абортной комиссии был зафиксирован неуклонный рост числа абортов из года в год. Материалы комиссии в статистике дают возможность выявить количество операций по прерыванию беременности в г. Самаре: в 1925 году абортов было произведено 1 881, в 1926 году – 2 441, в 1927 году было уже зафиксировано 4 216 абортов. Таким образом, к концу 1920-х годов количество абортов в г. Самаре увеличилось в 2 раза [7].

По сравнению с 1924 годом количество абортов на 100 родов в Москве в 1927 году значительно увеличилось – с 27 в 1924 году до 86 в 1927. В 1934 году количество учтенных абортов увеличилось по сравнению с 1924 годом в 10 раз.

Игнорируя вопрос о контрацептивах, власть оставила женщине в качестве единственного способа регулирования рождаемости аборт, превратив производство этой операции в своеобразную индустрию, введя за нее плату и последовательно повышая ее вплоть до официального запрета аборта в 1936 году.

После принятия в 1936 году постановления о запрещении абортов их количество в Москве в расчете на 100 родов уже в 1937 году кратно уменьшилось. Этот закон также отменил принятую в 1926 году упрощенную процедуру развода, при которой развод можно было оформить в ЗАГСе по одностороннему желанию одного из супругов.

Подобные перемены, по-видимому, были вызваны в первую очередь падением рождаемости и тревогой по поводу того, что данные о численности советского народонаселения не показывают сильного прироста, ожидавшегося при социализме. Институт свободного брака еще существовал (был упразднен только в 1940 году), но к концу 1930-х годов уже не пользовался такой популярностью, как раньше [2].

Аборты в Советской России снова были разрешены в 1955 году (Указ от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов»), после чего рост производимых абортов многократно увеличился, в то время как рождаемость еще более упала. Это понизило смертность среди девушек, делавших аборты нелегально, однако демографическая ситуация от этого ухудшилась. В 1970-х годах по количеству абортов СССР опережал самую многочисленную страну мира – Китай.

В 1990–1997 гг. количество абортов в России более чем в 2 раза превышало количество родов. Что касается данных за последние годы, то они сильно разнятся – следуя данным Минздрава РФ, количество абортов не превышает порядка 400 тыс. за год (411 414 в 2021 году и 395 201 в 2022). Однако многие считают, что официальные цифры сильно занижены.

В 2022 году в Москве на Международной научно-практической конференции «Аборт и здоровье женщины» эксперты заявили, что в 2022 году россиянки избавились примерно от 1 миллиона 795 тысяч нерожденных детей. А депутат Госдумы РФ Пётр Толстой в ходе парламентских слушаний на тему демографической политики в этом году заявил, что в России ежегодно совершается от 800 тысяч до 1,5 млн абортов. Цифры действительно пугающие.

Теперь подведем некоторые промежуточные итоги.

Промежуточные итоги

У многих читателей наверняка возникнет вопрос – как можно улучшить ситуацию? Поэтому тезисно следует обрисовать контуры возможных позитивных изменений.

Во-первых, России необходимо возвращение к некоторым традиционным ценностям, для того чтобы возродить институт семьи. Умеренная пропаганда должна быть направлена на возрождение консервативных ценностей и традиционной модели распределения ролей между полами в обществе: мужчина – глава семьи, зарабатывающий деньги, женщина – жена и мать, которая занимается домом.

С раннего детства у человека должна формироваться мысль, что родственники должны помогать друг другу. Пусть читатели не воспринимают в штыки подобный пример, однако в традиционной семье в тех же США в 1940–1950-е годы под родственниками понимали вовсе не одних только родителей и детей, ибо родственные отношения распространялись достаточно широко. Сейчас у нас многие не поддерживают отношения даже с близкими родственниками, а многих и вовсе не знают, что не есть хорошо.

Те же «дикие» народности, а также приезжие мигранты из Средней Азии, представители кавказских народов – очень чтят семейные традиции, всегда поддерживают своих, и в демографическом плане ситуация у них куда лучшем, чем у русских.

Еще раз: автор не говорит о том, что женщинам нужно запретить работать, об этом речи нет, однако женщина, с моей точки зрения, в первую очередь все-таки должна быть хранительницей домашнего очага, а уж потом труженицей.

Во-вторых, аборты должны быть максимально усложнены. С учетом доступности средств контрацепции, избежать нежелательной беременности девушке/женщине не так уж сложно. Поэтому если молодые люди хотят секса ради секса, то презервативы и контрацептивы им в помощь. Аборты же следует максимально ограничить и разрешать их только в случае, если:

а) женщина по медицинским показаниям не может рожать (болезнь, слабое здоровье и т. д.);
б) зачатие произошло в результате сексуального насилия.

На сим рассмотрение двух аспектов следует считать завершенным. В следующем материале будут рассмотрены еще два фактора, влияющих на демографическую ситуацию – урбанизация и экономическая ситуация.

Использованная литература:
[1]. Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры. Национальный демографический доклад – 2020 / С. В. Рязанцев, В. Н. Архангельский, О. Д. Воробьева [и др.]; Отв. ред. С. В. Рязанцев. – М.: ООО «Объединенная редакция», 2020.
[2]. Цинченко Г. М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №. 1 (37). С. 174–182.
[3]. Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс. – М.: Москва, 1919. 61 с.
[4]. Цитата по: Коллонтай А. М. Положение женщин в эволюции хозяйства: Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова. – М.: Молодая гвардия, 1923.
[5]. Савчук А. А. Новое брачное законодательство и его влияние на изменение численности браков и разводов на советском Дальнем Востоке РФ в 1920-е гг. // Власть и управление на Востоке России, 2012, № 3. – С. 149–156.
[6]. Пристланд Д. Красный флаг: история коммунизма; [пер. с англ.] / Дэвид Пристланд. – М.: Эксмо, 2011.
[7]. Кобозева З. М., Скачкова У. О. «Жертва аборта»: отношение к родам и абортам в первые годы советской власти. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Том 23. № 4. 2017. С. 17–22.