БПЛА «Шахед-238» трех модификаций на выставке в Тегеране. Кадр из репортажа иранского ТВ

Иранская оборонная промышленность известна своими разработками в области беспилотной авиации, и регулярно представляет новые образцы. На недавней выставке в Тегеране впервые продемонстрировали перспективный ударный беспилотный летательный аппарат «Шахед-238». Внешне и по своей конструкции он похож на некоторые уже известные образцы, но при этом отличается составом агрегатов. За счет этого он имеет более высокие тактико-технические характеристики.

Две премьеры

В конце сентября иранское телевидение показало документальный фильм, посвященный национальным разработкам в области беспилотной авиации. В нем демонстрировались все основные БПЛА последних моделей, а также некоторые новые изделия. Так, впервые открыто показали беспилотник схемы «бесхвостка», внешне похожий на известный аппарат «Шахед-136», но оснащенный реактивным двигателем. Какие-либо подробности этого проекта на тот момент не раскрывались. Его точное название тоже оставалось неизвестным.

Впрочем, на днях появились первые сведения об этой разработке. Так, 19 ноября верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи посетил университет аэрокосмических наук и технологий «Ашура» (г. Тегеран). К визиту высокопоставленного лица университет и предприятия обороной промышленности подготовили выставку современных и перспективных вооружений, на которой показали несколько любопытных образцов.


«Шахед-238» на испытаниях, вид снизу. Кадр из репортажа иранского ТВ

В рамках этой выставки состоялась официальная «премьера» нового ударного БПЛА под названием «Шахед-238». Судя по характерному внешнему виду, именно этот аппарат ранее появлялся в документальной телепрограмме. При этом на выставке представили сразу три модификации беспилотника с разными особенностями конструкции и соответствующими различиями в функциях и возможностях.

К сожалению, подробные сведения о новом иранском БПЛА пока отсутствуют. Раскрыты только самые основные его особенности и отличия от предыдущих изделий серии «Шахед». Тем не менее, можно ожидать, что в будущем разработчики или эксплуатанты будут раскрывать наиболее интересную информацию. Кроме того, даже доступные данные уже сейчас позволяют сделать некоторые предположения и выводы.

На какой стадии находится проект «Шахед-238», и как скоро такие БПЛА попадут в войска, не сообщается. Можно считать, что он уже дошел, как минимум, до летных испытаний. Учитывая темпы развития иранской беспилотной авиации, следует ожидать скорый запуск серийного производства и старт поставок в вооруженные силы и Корпус стражей Исламской революции. Кроме того, нельзя исключать интерес со стороны третьих стран и появление экспортных контрактов.

На готовой базе

Новый иранский БПЛА внешне похож на хорошо известное изделие «Шахед-136». Этот факт привел к появлению версии о преемственности двух проектов. Предполагается, что новый беспилотник «Шахед-238» фактически является доработанной и усовершенствованной версией предыдущего образца, получившей новый двигатель и иные приборы. Так ли это, неизвестно, но наличие общих технических решений и некоторых компонентов очевидно.


Современные иранские БПЛА на недавней выставке. Кадр из репортажа иранского ТВ

Новый «Шахед-238» построен по схеме «бесхвостка» с выраженным фюзеляжем, плавно сопряженным с треугольным крылом. На законцовках крыла имеются вертикальные поверхности. Сверху на хвостовой части фюзеляжа предусмотрен выступающий воздухозаборник двигательной установки. Сам хвост аппарата оформлен в виде обтекателя оживальной формы с отверстием для сопла двигателя.

Вероятно, сходство двух БПЛА не ограничивается только внешним видом. Они могут иметь одинаковые размеры и схожие весовые параметры. В таком случае «Шахед-238» имеет общую длину ок. 3,5 м при размахе крыла ок. 2,5 м. Стартовая масса – не менее 200 кг, и до четверти ее может приходиться на боевую часть.

«Шахед-238», в отличие от предшественника, получил силовую установку в виде одного турбореактивного двигателя. Используется компактное изделие неназванной модели, имеющее малые размеры, достаточные характеристики тяги и короткий ресурс, соответствующий особенностям эксплуатации. По всей видимости, именно замена двигателя была главной целью проекта – за счет нее планировалось изменить летно-технические характеристики и связанные с ними боевые качества.

На выставке в Тегеране демонстрировались три модификации нового БПЛА, отличающиеся составом средств управления. Изделие со сплошным носовым обтекателем, вероятно, имеет средства инерциальной и/или спутниковой навигации, при помощи которых может совершать полет по заданному маршруту к намеченной неподвижной цели.


Российский БПЛА «Герань-2» над Украиной. Фото AFP

Еще один выставочный образец получил прозрачный обтекатель, указывающий на применение оптической или инфракрасной головки самонаведения либо на возможность обнаружения и захвата цели оператором. На третьем экспонате обтекатель закрыли неким чехлом или наклейкой. Возможно, этот БПЛА получил радиолокационную ГСН.

Не так давно стало известно о появлении разведывательной модификации «Шахеда-136». От базовой версии она отличается оптико-электронным «шаром» под носовой частью. В недавнем документальном фильме о БПЛА иранское телевидение показало аналогичную версию нового «Шахеда-238». На выставке, однако, такой беспилотник отсутствовал.

Имея габариты и массу на уровне «Шахеда-136», новый БПЛА должен использовать те же пусковые установки. Известно, что такие беспилотники могут стартовать с наклонных направляющих в стационарном исполнении или на подходящей наземной платформе. Также выпускается самоходная пусковая установка на автомобильном шасси с транспортно-пусковыми контейнерами.

Технический потенциал

Судя по доступным данным, новый иранский БПЛА «Шахед-238» действительно представляет собой дальнейшее развитие предыдущего «Шахеда-136». Глубокую модернизацию исходного образца осуществили в основном за счет установки другого двигателя, что привело к изменению основных летно-технических характеристик. Кроме того, изменились боевые качества аппарата.

Планеры БПЛА двух моделей имеют минимальные отличия, что упрощает одновременный выпуск техники двух моделей. То же касается и бортового оборудования. Ранее иранская промышленность показала новые модификации «Шахеда-136» с головками самонаведения, а теперь те же или аналогичные приборы использовали в проекте «Шахед-238».


Один из вариантов пусковой установки для аппаратов «Шахед-136». Фото Telegram / Dambiev

Более старый беспилотник-камикадзе «Шахед-136» комплектуется двигателем внутреннего сгорания мощностью 50 л.с. с толкающим винтом. Такая силовая установка разгоняет аппарат до 180-190 км/ч, а большой запас топлива в свободных объемах конструкции позволяет получить дальность порядка 2-2,5 тыс. км. Вероятно, новый реактивный двигатель отличается увеличенной мощностью и может существенно повысить скорость полета. При этом следует ожидать определенное сокращение дальности, связанное с более высоким расходом топлива при сохранении его количества на борту.

Характерной особенностью «Шахеда-136» является сокращенная заметность для радиолокационных средств наблюдения. Новый «Шахед-238» не имеет вращающегося воздушного винта, а выступающий воздухозаборник выведен на верхнюю сторону планера. Все это должно дополнительно уменьшить заметность БПЛА и повысить вероятность прорыва ПВО.

Можно предположить, что по боевым качествам новый «Шахед-238» в целом похож на предыдущий «Шахед-136». В то же время, он способен быстрее проходить заданный маршрут и выполнять атаку цели, хотя для этого придется пожертвовать боевым радиусом. Наличие нескольких вариантов бортовой аппаратуры с разными функциями обеспечит более гибкое применение. В зависимости от типа цели, можно будет использовать наведение по координатам или при помощи ГСН. Также возможно ведение разведки, в т.ч. в интересах применения других БПЛА. Новый комплекс также сможет использовать разные пусковые установки, соответствующие текущей задаче.


Новая пусковая установка с контейнерами. Кадр из репортажа иранского ТВ

Расширенная линейка

Иранская промышленность достаточно давно освоила выпуск беспилотников-камикадзе «Шахед-136» и массово выпускает их. Такая техника применяется для решения задач как иранскими вооруженными силами, так и лояльными иностранными формированиями. Кроме того, в прошлом году появилась российская версия этого изделия – «Герань-2». Такой БПЛА самым широким образом применяется российской армией и наглядно показывает свой потенциал и возможности.

В недавнем прошлом Иран модернизировал «Шахед-136» и оснастил его новыми средствами наведения. Кроме того, теперь фактически разработана его реактивная модификация. Получившееся изделие «Шахед-238» сохранило все преимущества базовой конструкции, а также имеет свои собственные сильные стороны. При этом удалось сохранить потенциал для дальнейших модернизаций.

Следует ожидать, что новый иранский БПЛА в скором времени дойдет до серийного производства и поступит в войска – конечно, если на выставке не показывали уже серийный образец. В представленном виде «Шахед-238» во всех модификациях имеет все шансы повторить успехи предшественника. При этом теперь иранские беспилотники могут рассчитывать на интерес со стороны заказчиков. Его появлению поспособствуют как их собственные положительные качества, так и реклама в виде российского опыта применения унифицированных «Гераней».

Автор:
Рябов Кирилл