Сейчас, во время войны государства Израиль с Сектором Газа, трудно говорить о мире, перспективы которого даже не просматриваются. Но об этом нужно говорить, ибо война должна чем-то окончиться.

Для понимания ситуации нужно вспомнить несколько базовых исторических, политических и организационных вещей – подавляющее арабское население Палестины в конце 19-го века, огромная массовая эмиграция евреев из Европы в конце 19-го – начале 20-го века, Британский мандат на Палестину, решения ООН 1947 и 1948 годов и результаты последней результативной для Израиля войны 1967-го года, по итогам которой государство Израиль продолжает незаконно оккупировать сирийские и палестинские территории. Последнее юридическое изменение между Палестиной и Израилем произошло в 1993 году, после подписания соглашений в г. Осло, в результате чего возникла Палестинская Автономия с крайне ограниченными правами. Последнее политическое событие в самой Палестинской Автономии – выборы в палестинский парламент в 2006-м году, победу на которых одержало движение ХАМАС, которое по итогам этих выборов сформировало правительство, которое смогло функционировать только в Секторе Газа, так как движение ФАТХ после государственного переворота сохранило за собой власть на Западном берегу реки Иордан.

Для мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке недостаточно только соглашения между палестинцами и государством Израиль – в конфликт так или иначе вовлечены все соседние страны региона, и о мирном соглашении можно говорить только в случае подписания некоего межгосударственного соглашения между всеми странами региона, а, значит, так или иначе устраивающего эти страны.

Предложения арабских стран сформулированы в виде так называемой Арабской мирной инициативы 2002 года, выдвинутой и одобренной на саммите Лиги арабских стран в Бейруте, и подтвержденной в 2007-м году на саммите в Эр-Рияде.

Эта инициатива сформулирована следующим образом (Википедия):

«справедливый и всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке является для арабских стран стратегической целью, и он должен быть достигнут в соответствии с международным правом, требующим аналогичных обязательств со стороны правительства Израиля.

В связи с этим ЛАГ предлагает Израилю:

  • Полностью отступить с оккупированных с июня 1967 годатерриторий до границ 4 июня 1967 года, включая уход с принадлежащих Сирии Голанских высот и захваченной территории в Южном Ливане (фермы Шебаа).
  • Достичь путём обсуждений справедливого разрешения проблемы палестинских беженцевв соответствии с 194-й резолюцией ООН. В отличие от более ранней позиции ЛАГ, инициатива не требует безоговорочного права палестинских беженцев на возвращение на территорию Израиля.
  • Согласиться с созданием независимого и суверенного палестинского государства на оккупированных с 4 июня 1967 года палестинских территориях на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, со столицей в Восточном Иерусалиме.

В ответ арабские страны обязуются:

  • Считать арабо-израильский конфликт завершённым, подписать мирный договор с Израилем и обеспечивать безопасность для всех государств на Ближнем Востоке.
  • В рамках всеобъемлющего мира установить нормальные отношения с Израилем.
  • Отвергать все требования палестинцев, выходящие за рамки данной инициативы.»

В тексте инициативы aрабские государства призывали правительство Израиля и всех его граждан принять данную инициативу с целью сохранить возможность достижения мира, остановить кровопролитие и позволить арабским странам и Израилю жить в мире и добрососедстве, обеспечив будущим поколениям безопасное и стабильное существование. Также ЛАГ призвала мировое сообщество, все страны и организации поддержать данную инициативу

Надо заметить, что сейчас, спустя уже более чем 20 лет с момента принятия этой мирной инициативы арабскими странами, другого формата справедливого и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке быть не может. Не может быть мира без прекращения израильской оккупации. Не может быть мира без создания независимого палестинского государства.

Государство Израиль, оккупирующее сирийские и палестинские территории с 1967 года, делает все, чтобы сделать их возвращение невозможным. На оккупированных сирийских Голанских высотах и на Западном берегу реки Иордан все это время строятся и расширяются незаконные израильские поселения, израильские правительства приняли 2 закона о присоединении к территории государства Израиль (аннексии) сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима. Политически государство Израиль все это время старается натравить арабские и исламские страны региона друг на друга, поддерживает сепаратистские движения, в частности в Южном Судане (что привело к отделению его от самого Судана) и в Курдистане, поддерживало ИГИЛ в Сирии до его разгрома сирийской армией.

Вместо всеобъемлющего мира государство Израиль выбрало постоянную оккупацию и постоянную войну.

Надо заметить, что государство Израиль в военном отношений крайне уязвимо из-за небольшой территории, и по мере развития в мире военных ракетных технологий и появления их у соседних (и не только у соседних) с Израилем государств, вся территория государства Израиль будет крайне уязвимой. Уже сейчас йеменские хуситы, объявившие войну Израилю, обстреливают территорию государства Израиль с территории Йемена своими ракетами. Недавно на вооружении ливанского движения «Хизбалла» появились новые мощные ракеты, одной из которых сегодня была обстреляна израильская военная база на севере Израиля. Для того, чтобы нанести государству Израиль существенный ущерб, который может вынудить его сесть за стол переговоров, и не с позиции силы, достаточно поражения нескольких значимых объектов на его территории – Хайфского нефтеперерабатывающего завода, аэропорта имени Бен-Гуриона или ядерного центра в городе Димона, военных аэродромов и так далее..

Сейчас, во время очередной израильской агрессии против Сектора Газа, повлекшей за собой многочисленные человеческие жертвы, политическое руководство многих стран, в том числе России, Китая, Турции заявило о том, что единственным выходом из ближневосточного конфликта является создание независимого палестинского государства. С технической точки зрения это решение может быть формализовано только на основании решений ООН 1947 – 1948 годов и указанной выше Арабской мирной инициативы. Состоится ли это событие, чем закончится нынешний все более и более разгорающийся конфликт на Ближнем Востоке, покажет время, причем ближайшее время – ни у Израиля, ни у США, ни у ХАМАСа нет ресурсов на достаточно длительный конфликт в его нынешнем формате (400 тысяч мобилизованных в армию резервистов в Израиле, 50 рейсов в день военно-транспортных самолетов США из США и Европы в Израиль, блокированный Сектор Газа и так далее).

Нарастает внешнеполитическая блокада Государства Израиль – Йемен объявил Израилю войну, Алжир, который не признает государство Израиль, готов объявить Израилю войну, в Тунисе готовы проголосовать за предоставление правительству полномочий вести войну против Израиля, а в Великой Мечети Туниса еще 14 октября приняли фетву с объявлением Израилю священной войны – джихада, Боливия разорвала дипломатические отношения с Израилем, ряд стран, в том числе Турция, Иордания, Египет, Бахрейн, отозвали из Израиля своих послов.

В Израиле считают, что пока за Израилем стоят Соединенные Штаты Америки, государству Израиль нечего опасаться. Проблема в том, что бывший мировой гегемон сейчас зашатался перед огромным количеством внешних и внутренних проблем. Из-за отказа многих стран от использования доллара в международных расчетах США больше не могут транслировать свою инфляцию на мировые рынки, в результате чего они больше не могут привлекать внешние и внутренние займы, номинированные в долларах, по нулевой ставке – Резервная система США уже повысила ставку рефинансирования до рекордных 5%, и теперь казначейство должно ежегодно тратить около 500 миллиардов долларов в год только на обслуживание государственного долга, общая сумма которого уже превысила 30 триллионов долларов. Дефицит государственного бюджета США растет, причем в последнее время быстрее, чем раньше. Соединенные Штаты сейчас должны находить деньги и на увеличивающиеся военные расходы, и на финансирование Украины и Израиля, и на финансирование ликвидации последствий урагана и пожара на Гавайских островах, и на укрепление южной границы, через которую с начала года в США уже проникло более 2,5 миллионов человек, причем не только из Латинской Америки, но даже и из Африки. Американские межконтинентальные ракеты не летают, старые корабли идут на слом, США проигрывает военно-морское соревнование с Китаем по надводному флоту и с Россией по подводному флоту. В случае неизбежного дальнейшего увеличения всех американских внутренних и внешних проблем поддержка Соединенными Штатами Америки государства Израиль будет становиться все более и более проблематичной. Государство Израиль само массово не производит большое количество обычных вооружений, в том числе ракет и снарядов, и по многим позициям сильно или полностью зависит от США.

Все это означает, что государство Израиль в перспективе в случае продолжения политического конфликта и возникновения новых военных конфликтов может стать нежизнеспособным, и единственным выходом для него, может быть, уже сейчас, является возврат к мирным переговорам в формате Арабской мирной инициативы и к признанию независимого палестинского государства.

 

Михаил Ошеров для ИО «Русский дозор»