105-мм гаубицы 10,5 cm le.F.H.18 получили широкое распространение в вооруженных силах Третьего рейха и в силу хороших служебно-эксплуатационных и боевых характеристик и сравнительно невысокой стоимости входят в число наиболее удачных артиллерийских систем периода Второй мировой. Орудия le.F.H.18 различных модификаций применялись немецкими войсками с первых и до последних дней войны.

В послевоенное время гаубицы le.F.H.18 продолжили службу в ряде стран и пользовались определённым спросом на мировом рынке вооружений. Эти орудия являлись основой при создании собственных гаубиц в Югославии и Чехословакии. Последние случаи боевого применения 105-мм гаубиц, имеющих немецкие корни, зафиксированы относительно недавно.

История создания, серийное производство и характеристики лёгкой 105-мм гаубицы 10,5 cm le.F.H.18

В годы Первой мировой в германской армии имелись лёгкие полевые гаубицы 10,5 cm le.F.H.16 (нем. 10,5 cm leichte Feldhaubitze 16–10,5 см лёгкая полевая гаубица обр. 1916 г.). Для своего времени это была очень неплохая артиллерийская система. При массе гаубицы в боевом положении 1 525 кг, её максимальная дальность стрельбы составляла 9 200 м, боевая скорострельность – до 5 выстр./мин. В 1918 в германской имперской армии имелось немногим более 3 000 гаубиц le.F.H.16.


Гаубица 10,5 cm le.F.H.16 с расчётом на огневой позиции, снимок сделан в начале 1930-х годов

В качестве временной меры до принятия на вооружение новой 105-мм гаубицы с 1933 по 1937 год выпускался усовершенствованный вариант 10,5 cm le.F.H.16 nA (нем. neuer Art – нового образца). Всего заказчик принял 980 таких орудий.

К началу Второй мировой исходные гаубицы 10,5 cm le.F.H.16 и усовершенствованные 10,5 cm le.F.H.16 nA считались устаревшими. Тем не менее они использовались на второстепенных участках фронта и размещались в укреплениях «Атлантического вала».

В связи с потребностью в более совершенном орудии такого калибра, концерн Rheinmetall-Borsig AG создал 105-мм гаубицу 10,5 cm le.F.H.18, принятую на вооружение в 1935 году. Как и многие другие немецкие артиллерийские системы, созданные в 1930-е годы, эта гаубица носила наименование «обр. 18 г.», что позволяло обходить формальные ограничения, наложенные Версальским договором.


Полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18 в музейной экспозиции

Массовому выпуску гаубиц le.F.H.18 способствовала их относительно низкая стоимость производства. 105-мм гаубица обходилась дешевле и требовала меньших трудозатрат при изготовлении, чем другие немецкие серийные артиллерийские орудия, использовавшиеся в полковом и дивизионном звене.

По экономическим показателям гаубица le.F.H.18 существенно превосходила даже 75-мм лёгкое пехотное орудие, предназначенное для использования в батальонном и полковом звене. Так, в 1939 году немецкое Министерство вооружений платило изготовителю за гаубицу 10,5 cm le.F.H.18 16 400 рейхсмарок, а за пехотное орудие 7,5 cm le.F.K.18 – 20 400 рейхсмарок.

По сравнению с 10,5 cm le.F.H.16 гаубица 10,5 cm le.F.H.18 имела ряд существенных преимуществ. При длине ствола 2 625 мм (25 клб.) максимальная дальность стрельбы составила 10 675 м.

Принципиально новым отличием le.F.H.18 от le.F.H.16 стал лафет с раздвижными станинами и большими откидными сошниками, а также подвеска лафета. Боевая ось была снабжена рессорами, что позволяло транспортировать гаубицы механическими средствами тяги. Благодаря трём точкам опоры, лафет с раздвижными станинами стал значительно более устойчив, что было немаловажно при увеличившейся начальной скорости снаряда.

Сектор горизонтального обстрела составлял 56°, что позволяло быстро перенести огонь без разворота орудия и увеличило эффективность стрельбы прямой наводкой по быстро перемещающимся целям. Максимальный угол вертикальной наводки – 42°. Клиновой горизонтальный затвор обеспечивал скорострельность до 8 выстр./мин. Время перевода в боевое положение – 2 минуты.

По сравнению с 105-мм гаубицей образца 1916 года новое орудие стало значительно тяжелее. Масса артиллерийской системы в боевом положении составляла 1 985 кг, в походном – 3 265 кг. Немецкие конструкторы отдавали себе отчёт, что для повышения мобильности артиллерийской батареи следует использовать механическую тягу. Но в 1930-е годы Германия не располагала необходимым количеством тягачей, и первые гаубицы le.F.H.18 выпускались в варианте, предназначенном для буксировки шестёркой лошадей, и комплектовались деревянными колесами с металлическим ободом, поверх которого крепилась резиновая лента.

Для батарей на механической тяге предназначались орудия с колесами из лёгкого сплава со сплошными резиновыми шинами. Такие гаубицы можно было буксировать со скоростью до 40 км/ч. Стандартным средством букировки 105-мм гаубиц в вермахте были 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и 5-тонные Sd.Kfz.6.

Примечательно, что механизированная гаубичная батарея за два часа могла пройти расстояние, которое батарея на конной тяге преодолевала за целый день.

С 1942 года для буксировки 105-мм гаубиц использовались гусеничные тягачи RSO (Raupenschlepper Ost).

По сравнению с полугусеничными тягачами это была более простая и дешевая машина. Но максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч для полугусеничных тягачей Sd.Kfz.11 и Sd.Kfz.6).

Основным в боекомплекте считался выстрел с осколочно-фугасной гранатой 10,5 cm FH Gr. 38 массой 14,81 кг, содержавшей 1,38 кг тротила или аммотола. При взрыве такого снаряда убойные осколки разлетались на 10–15 метров вперед, на 5–6 метров назад и вбок на 30–40 метров. В случае прямого попадания могла быть пробита железобетонная 35-см стена, кирпичная стена толщиной 1,5 м или 30-мм броня.

Для борьбы с танками имелись бронебойные снаряды 10,5 cm Pzgr. и 10,5 cm Pzgr.rot. Первый вариант при массе 14,25 кг (вес ВВ – 0,65 кг) покидал ствол со скоростью 395 м/с и мог поражать цели на дальности до 1 500 м. Снаряд 10,5 cm Pzgr.rot с баллистическим наконечником весил 15,71 кг (вес ВВ – 0,4 кг). При начальной скорости 390 м/с на дистанции 1 500 м при попадании под прямым углом он был способен пробить броню толщиной 60 мм.

Большей бронепробиваемостью обладал кумулятивный снаряд 10 cm Gr. 39 rot H1, массой 11,76 кг, содержавший 1,975-кг заряд сплава тротила с гексогеном. Вне зависимости от дистанции стрельбы, при попадании под прямым углом кумулятивная струя преодолевала 140-мм броню.

105-мм гаубица также была способна стрелять осколочно-зажигательными снарядами 10,5 cm F.H.Gr.Spr.Br, зажигательными 10,5 cm F.H.Gr.Br, дымовыми 10,5 cm F.H.Gr.Nb. FES.

В латунную или стальную гильзу (в зависимости от угла возвышения и дальности стрельбы) могло помещаться шесть навесок пороховых зарядов. На первом номере метательного заряда начальная скорость составляла 200 м/с (дальность – 3 575 м), на шестом – 470 м/с (дальность – 10 675 м).

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18M

После осмысления опыта боевого применения 105-мм гаубиц 10,5 cm le.F.H.18 немецкие генералы высказали пожелание повысить дальность стрельбы. Самым простым путём добиться этого было увеличение начальной скорости снаряда за счёт роста объёма метательного заряда и длины ствола. Существенно более длинный ствол привёл бы к утяжелению и удорожанию орудия, и в итоге было решено ограничиться увеличением объёма порохового заряда, а возросшую отдачу компенсировать дульным тормозом. После чего масса орудия возросла всего на 55 кг, а ствол стал длинней на 467 мм.


Полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18M в музейной экспозиции

105-мм гаубица 10,5 cm le.F.H.18M с двухкамерным дульным тормозом сменила в производстве 10,5 cm le.F.H.18 в 1940 году.

Для ведения огня на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm F. Н. Gr. F. При стрельбе зарядом № 6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы – 12 325 м. Остальные характеристики гаубицы 10,5 cm le.F.H.18M остались на уровне 10,5 cm le.F.H.18.

В ходе ремонта орудий, получивших боевые повреждения и требующих замены изношенного ствола, ранние модели получали стволы с дульным тормозом. В связи с тем, что гаубицы 10,5 cm le.F.H.18 и 10,5 cm le.F.H.18M учитывались по одной позиции, сейчас невозможно выяснить точно, сколько орудий той или иной модификации было выпущено. Согласно справочным данным, в период с января 1939 по февраль 1945 года заказчик принял 6 933 единицы le.F.H.18 и le.F.H.18M на колёсном лафете.

105-мм лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18/40

Mодернизированные орудия 10,5 cm le.F.H.18M вполне соответствовали своему назначению. Но в условиях российского бездорожья 3-тонные полугусеничные тягачи Sd.Kfz.11 и даже 5-тонные Sd.Kfz.6 с трудом справлялись с буксировкой 105-мм гаубиц.

Ещё хуже дело с мобильностью обстояло в артиллерийских частях, в которых для транспортировки гаубиц использовались конные упряжки, а таких в вермахте в первой половине войны было примерно 70 %.

Если линия фронта была стабильной, то низкая скорость передвижения была не критичной. Но когда орудия требовалось незамедлительно перебросить на другой участок, это зачастую было трудно осуществить. На плохой дороге лошади быстро уставали, в связи с чем расчёты были вынуждены идти пешком и даже толкать гаубицы. При этом скорость буксировки конными упряжками составляла 3–5 км/ч.

Проблему мобильности и защищённости пытались решать путём создания самоходных артиллерийских установок. Так, с использованием шасси лёгкого танка Pz.Kpfw. II Ausf F осуществлялся выпуск 105-мм САУ Wespe. Впрочем, таких самоходок выпустили относительно немного – 676 единиц, и они не смогли заметно потеснить буксируемые 105-мм гаубицы.

В военное время в Германии велись работы по созданию нового 105-мм дивизионного орудия, которое при сохранении характеристик 10,5 cm le.F.H.18M было бы существенно легче. Однако в силу организационных накладок и в условиях острого дефицита производственных мощностей довести эти работы до конца не удалось, и 105-мм гаубицы le.F.H.18M серийно выпускались вплоть до остановки производства в марте 1945 года.

В середине 1942 года в качестве временной меры, до принятия на вооружение новой 105-мм гаубицы, ствол 10,5 cm le.F.H.18М наложили на лафет противотанковой 75-мм противотанковой пушки 7,5 cm Рak 40. Такая модификация получила обозначение 10,5 cm le.F.H.18/40. Вес гибрида в боевом положении удалось снизить до 1 830 кг, масса в походном положении составляла 2 900 кг.


Лёгкая полевая гаубица 10,5 cm le.F.H.18/40 в музейной экспозиции

Гаубица 10,5 cm le.F.H.18/40 по сравнению с 10,5 cm le.F.H.18M стала существенно легче, это отчасти улучшило мобильность. Особенно это касалось подразделений, где для буксировки использовалась конная тяга.

Процесс внедрения в серийное производство затянулся, и первые девять орудий заказчик получил только в марте 1943 года. Но уже через четыре месяца вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. До марта 1945 года удалось изготовить 10 245 le.F.H.18/40. В то же время стоит отметить, что масштабный выпуск 105-мм гибридных гаубиц отрицательно сказывался на темпах поставок противотанковых пушек 7,5 cm Рak. 40, которых постоянно не хватало.

105-мм гаубицы в вооруженных силах нацистской Германии

Вскоре после запуска серийного производства гаубиц 10,5 cm le.F.H.18 немецкое командование приняло решение об отказе в дивизионной артиллерии от пушек. В предвоенный период артиллерийские полки, приданные пехотным дивизиям, вооружались лишь гаубицами – 105-мм легкими и 150-мм тяжелыми. Основной причиной такого решения было желание обеспечить превосходство в артиллерии над армиями стран-соседей: в большинстве из них дивизионная артиллерия была представлена 75–76 мм пушками.

До 1939 года огневую поддержку действиям немецкой пехотной дивизии должны были оказывать два артиллерийских полка: легкий (105-мм гаубицы) и тяжелый (150-мм гаубицы). После перехода на штаты военного времени тяжелые полки из дивизий изъяли.

В дальнейшем практически в течение всей войны организация артиллерии пехотной дивизии оставалась неизменной: артиллерийский полк в составе трех дивизионов, а в каждом из них – три четырехорудийные батареи 105-мм гаубиц.

Первоначально артполк моторизованных (панцергренадерских) дивизий соответствовал по структуре полку пехотной дивизии – три трехбатарейных дивизиона (36 гаубиц). В дальнейшем состав полка сократили до двух дивизионов (24 орудия).

В танковой дивизии изначально имелись два дивизиона 105-мм гаубиц, и в составе ее артполка был еще и тяжелый дивизион (150-мм гаубицы и 105-мм пушки). С 1942 года один из дивизионов легких гаубиц заменялся дивизионом самоходной артиллерии на САУ Wespe или Hummel.

В 1944 году с целью улучшения управляемости дивизион лёгких гаубиц в танковых дивизиях подвергся реорганизации: вместо трех четырехорудийных батарей в его состав ввели две шестиорудийные.

К началу Второй мировой войны в вооруженных силах нацисткой Германии имелось 4 845 легких 105-мм гаубиц. В основном это были орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 года парк легких гаубиц возрос до 5 381 единицы, а к 1 июня 1941 года – до 7 076 единиц.

Несмотря на большие потери на Восточном фронте, 105-мм лёгкие гаубицы оставались весьма многочисленными на протяжении всей войны. Например, на 1 мая 1944 года вермахт располагал 7 996 гаубицами, а на 1 декабря – 7 372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые, но 105-мм орудия, предназначенные для САУ Wespe и StuH 42).

Всего у промышленности было принято 19 104 гаубицы le.F.H.18 всех модификаций. И они оставались основой дивизионной артиллерии вермахта до окончания боевых действий.

В целом немецкие 105-мм гаубицы являлись очень удачными. Они успешно справлялись с уничтожением живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, с разрушением лёгких полевых укреплений, подавлением огневых точек и артиллерии. В ряде случаев лёгкие гаубицы, поставленные на прямую наводку, удачно отражали атаки средних и тяжелых танков.

Сравнение немецких 105-мм гаубиц с иностранными аналогами

Давая оценку германским гаубицам le.F.H.18, будет уместно сравнить их с американской 105-мм гаубицей М2А1 Howitzer (M101) и советской 122-мм гаубицей М-30, которые также являются одними из лучших артсистем, использовавшихся во Второй мировой.

Американская гаубица имела максимальную дальность стрельбы 11 270 м, в боевом положении весила 2 260 кг. Хорошо тренированный расчёт мог сделать 5 выстр./мин. Скорость буксировки – до 50 км/ч.


Американские военнослужащие рядом с 105-мм гаубицей М101

Основным в боекомплекте 105-мм американской гаубицы являлся осколочно-фугасный снаряд М1 массой 14,97 кг. Этот боеприпас, снаряженный 2,18 кг тротила, по фугасному действию существенно превосходил германскую 105-мм осколочно-фугасную гранату 10,5 cm FH Gr. 38, содержавшую 1,38 кг взрывчатки. Но по осколочному действию германский снаряд был лучше. В то же время немецкая гаубица за короткий промежуток времени могла выпустить больше снарядов, что имело значение при организации внезапного огневого налёта или при стрельбе по движущимся целям.

Советская дивизионная 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) немного превосходила le.F.H.18 первой модификации по максимальной дальности стрельбы (11 800 м против 10 675 м). Однако в поздних вариантах дальность стрельбы германских 105-мм гаубиц была доведена до 12 325 м.


Советский артиллерийский расчёт занимается оборудованием окопа и подготовкой 122-мм гаубицы М-30 к стрельбе

Больший угол возвышения (+63,5°) ствола советской М-30 позволял добиться большей по сравнению с германской le.F.H18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника.

По мощности 122-мм снаряд массой 21,76 кг однозначно выигрывал у 105-мм снаряда. Но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении и соответственно худшая мобильность. Практическая скорострельность германской le.F.H.18 была на 1,5–2 выстр./мин выше.

Использование 105-мм трофейных немецких гаубиц

Эпизодические случаи непродолжительного использования трофейных 105-мм гаубиц в РККА отмечены летом-осенью 1941 года. В конце 1941 – начале 1942 года из-за массового падежа лошадей, вызванного холодами и отсутствием фуража, в ходе последующего стремительного контрнаступления Красной Армии немцы бросили несколько десятков лёгких 105-мм полевых гаубиц. Значительная часть захваченных орудий le.F.H.18 находилась в неисправном состоянии, но некоторые гаубицы оказались пригодными к дальнейшему использованию. При наличии боеприпасов из них вели огонь по визуально наблюдаемым целям.

В 1942 году немецкие лёгкие 105-мм гаубицы проходили испытания на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне (АНИОП) и на научно-испытательном зенитном артиллерийском полигоне ГАУ (НИЗАП). Судя по имеющимся фотографиям, это были орудия первой модификации без дульного тормоза.


105-мм гаубица le.F.H.18 на полигоне НИЗАП

Советские специалисты выдали заключение, что боевые и служебно-эксплуатационные характеристики орудия вполне соответствуют современным требованиям. Конструктивно 105-мм гаубица является простой и технологичной. При её производстве не используются остродефицитные сплавы и металлы, а широкое применение штамповки позволяло снизить стоимость. Ряд технических решений признан заслуживающими пристального изучения. Манёвренность орудия оценили как удовлетворительную.

После разгрома окруженной под Сталинградом германской 6-й армии среди захваченных трофеев оказалось несколько сотен 105-мм гаубиц, находящихся с разной степени сохранности, и большое количество артиллерийских боеприпасов. Впоследствии основная часть неисправных и поврежденных трофейных орудий le.F.H.18 была отремонтирована на советских предприятиях, после чего они направлялись на артиллерийские склады фронтового подчинения. На русский язык были переведены таблицы стрельбы, списки номенклатуры боеприпасов и издана инструкция по эксплуатации.

Исправные и восстановленные 105-мм трофейные гаубицы поставлялись в артиллерийские полки стрелковых дивизий, где они совместно с советскими 122-мм гаубицами и 76-мм пушками использовались в составе смешанных артдивизионов.

Для обучения рядовых номеров расчётов и командиров орудий в прифронтовой полосе организовывались кратковременные курсы. Командиры батарей проходили более углублённую подготовку в тылу.

Помимо обученности личного состава, возможность применения захваченных у врага орудий определялась наличием боеприпасов, которые советская промышленность не выпускала. В связи с этим трофейным командам дали задание организовать сбор снарядов и выстрелов к 105-мм гаубицам. При отсутствии на данном участке фронта соответствующих исправных трофейных орудий – боеприпасы передавали на склады, откуда уже централизованно снабжали подразделения, имеющие трофейную матчасть.

После того, как Красная Армия овладела стратегической инициативой и перешла к масштабным наступательным операциям, число 105-мм гаубиц немецкого производства в артиллерийских подразделениях РККА резко увеличилось.


Немецкая 105-мм гаубица, брошенная на позиции в Кенигсберге

С целью увеличения ударных возможностей некоторых стрелковых дивизий, ведущих наступательные боевые действия, в состав приданных им артиллерийских полков ввели дополнительные батареи 105-мм гаубиц.

Трофейные 105-мм гаубицы часто выдвигались как можно ближе к переднему краю противника и использовались для уничтожения очагов обороны, долговременных огневых точек и для проделывания проходов в противотанковых заграждениях. При наличии достаточного количества боеприпасов предписывалось вести беспокоящий огонь по площадям в глубине обороны противника.

К окончанию Второй мировой в артиллерийских подразделениях РККА и на пунктах сбора трофейного вооружения имелось до 1 000 гаубиц le.F.H.18, находящихся в разной степени сохранности, и несколько сотен тысяч выстрелов для них.

В послевоенное время трофейные 105-мм гаубицы были подвергнуты дефектовке. Орудия, имеющие удовлетворительное техническое состояние и достаточный ресурс, направлялись на хранение, где они находились до начала 1960-х.

В конце 1930-х годов 105-мм гаубицы le.F.H.18 прошли боевое крещение в Испании. Испанская армия эксплуатировала эти орудия до второй половины 1950-х. Еще до нападения на Советский Союз такие гаубицы получили Венгрия и Болгария. Словакия в 1944 году имела 53 гаубицы. Финляндия в 1944 году приобрела 53 гаубицы le.F.H.18М и 8 гаубиц le.F.H.18/40, и они стояли на вооружении до конца 1970-х. Нейтральная Швеция купила 142 орудия le.F.H.18, которые служили до 1982 года.


105-мм гаубица le.F.H.18М в финском музее

После окончания Второй мировой войны трофейные германские 105-мм гаубицы получили широкое распространение. Помимо вышеперечисленных стран, они были приняты на вооружение в Албании, Польше, Португалии, Чехословакии, Югославии и во Франции.


105-мм гаубица le.F.H.18 в Музее войска польского. Варшава

Трофейные 105-мм гаубицы несколько десятилетий эксплуатировались в Югославии. Первую батарею гаубиц le.F.H.18М бойцы 1-й Пролетарской дивизии отбили у немцев в начале 1943 года. Во второй половине 1944 года заметное количество le.F.H.18 Югославская народная армия захватила в Далмации. Вскоре после окончания войны ещё 84 гаубицы были получены от союзников.


Гаубица le.F.H.18, буксируемая советским тягачом Я-12, на параде в честь Дня победы. Белград, 1947 год

Первоначально командование ЮНА рассчитывало перевооружить артиллерию дивизионного звена советскими орудиями, и в конце 1940-х Югославия передала Албании 55 немецких гаубиц. Но после разрыва с СССР процесс снятия немецкой техники с вооружения застопорился. В 1951 году Югославия получила из Франции 100 гаубиц le.F.H.18/40 и 70 000 снарядов.

В 1951 году в Югославии создали собственную 105-мм гаубицу, приспособив её для стрельбы 105-мм снарядами американского образца.

Особенностью М-56 является то, что в случае крайней необходимости можно открывать огонь до того, как станины лафета будут раздвинуты. Правда, в этом случае угол горизонтального и вертикального наведения существенно уменьшается. Производство этого орудия, известного как М-56, началось в 1956 году. Гаубицы М-56 поставлялись в Гватемалу, Индонезию, Ирак, Мексику, Мьянму и Сальвадор.

Гаубицы М-56 активно использовались противоборствующими сторонами во время гражданской войны 1992–1996 годов. В ряде случаев они играли ключевую роль в ходе боевых действий. Например, при обстреле хорватского города Дубровник в 1991 году и во время осады Сараево с 1992 по 1996 год.

В 1960 году на вооружении ЮНА имелось более 260 немецких 105-мм гаубиц. В связи с дефицитом снарядов в начале 1960-х их модернизировали путем наложения ствола М-56 на лафет le.F.H.18. Модернизированные югославские гаубицы получили обозначение М18/61.

В ходе гражданской войны, начавшейся после распада Югославии, орудия М18/61 применялись всеми враждующими сторонами. В рамках регионального соглашения о сокращении вооружений сербская армия списала 61 гаубицу М18/61 в 1996 году. В армии Боснии и Герцеговины осталось четыре таких орудия, которые списали только в 2007 году.

Крупную партию 105-мм гаубиц 10,5 cm le.F.H.18M в начале 1950-х Португалия купила у Франции.

В 1960–1970-е годы португальская армия применяла 105-мм гаубицы против повстанцев в ходе колониальных войн в Анголе, Гвинее-Бисау и Мозамбике. Последние 10,5 cm le.F.H.18M в Португалии списали в начале 1990-х.

В вооруженных силах Чехословакии после окончания войны имелось более 300 орудий le.F.H.18 различных модификаций. Первоначально трофейные гаубицы эксплуатировались в первозданном виде. Но в начале 1950-х годов значительную часть орудий модернизировали. При этом артиллерийскую часть le.F.H.18/40 поставили на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение 105 mm H vz.18/49.


Чехословацкая гаубица 105 mm H vz.18/49

После того как Чехословакия в конце 1950-х начала переходить на советские калибры, гаубицы 105 mm H vz.18/49 по сходной цене предложили иностранным покупателям. Основным эксплуатантом этих орудий стала сирийская армия, и они активно использовались в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 года.

Активная служба 105-мм чешско-германских гибридов в сирийской армии продолжалась до середины 1970-х. После чего уцелевшие гаубицы отправили на базы хранения и использовали в учебных целях.

В 2012 году сирийским боевикам удалось захватить базы хранения артиллерийского вооружения, где (помимо других образцов) имелись гаубицы 105 mm H vz.18/49. Несколько таких орудий использовались в боевых действиях.

Продолжение следует…

Автор:
Линник Сергей
Статьи из этой серии:
Послевоенное использование пистолетов, произведённых и разработанных в нацистской Германии
Послевоенное использование пистолетов-пулемётов, произведённых в нацистской Германии
Служба и боевое применение немецкой магазинной винтовки Mauser 98k после окончания Второй мировой войны
Послевоенное использование самозарядных винтовок и автоматов, произведённых в нацистской Германии
Послевоенное использование немецких 37-мм автоматических зенитных орудий
Послевоенная служба зенитных орудий калибра 88–128-мм, изготовленных в нацистской Германии
Послевоенное использование трофейных немецких миномётов
Послевоенное использование немецких 37–50-мм противотанковых пушек
Послевоенная служба и боевое применение трофейных немецких 75–128-мм противотанковых орудий
Послевоенное использование немецких 75-мм и 150-мм пехотных орудий