Развал Советского Союза ознаменовался началом даже не времени, а целой эпохи притворщиков. Это было заметно на самом банальном бытовом уровне. К примеру, на моём родном районе была целая семейка, так сказать, потомственных притворщиков. Персонажи со стажем, патентованные.

Родоначальник династии пробавлялся по партийной линии в торговом флоте, пристально занося в волшебный блокнотик все грешки моряков. И, собственно говоря, ничего плохого в присмотре за плавсоставом я не вижу. Не секрет, что многие моряки торгового флота Союза подрабатывали фарцой, спекулируя зарубежными дефицитными товарами. Иногда такие «бизнесмены» совсем теряли границы, и их требовалось осадить, что справедливо, учитывая объёмы «чёрного рынка». Не зря таких персон называли «торгонавтами».

Вот только наш герой «присматривал» за моряками исключительно из финансового, а не идейного интереса. Да и гражданин был тем самым «торгонавтом». Но как-то раз он настолько довёл экипаж до белого каления, что ему посоветовали перевестись на берег, чтобы не рисковать в следующий раз отправиться в порт своим ходом вплавь.

На этом его блистательная карьера не закончилась. Наш герой замечательно устроился в отдел кадров, где, бравируя своим «морским прошлым», примитивно брал взятки, грозя оставить того или иного моряка на суше как неблагонадёжного. При этом гражданин толкал «нужные» речи и обрастал «полезными» связями.

Стоило Союзу развалиться, как персонаж раскрылся во всей красе. Он за считанные месяцы превратился в прожжённого предпринимателя, регулярно громившего «совок» и выступавшего за полную свободу бизнеса с «невидимой рукой рынка» в причинном месте. В какой-то момент гражданин решил баллотироваться в городскую думу, но что-то не срослось — народ, не скрываясь, ржал в голос.

Домочадцы нашего героя тоже не отставали. Супруга, ранее не замеченная в следовании законам моды, стала похожа на попугая из-за обилия цветастых иностранных шмоток, украшений и косметики, а «клюв» скорее напоминал морковку снеговика. Наследник династии, ранее примерный пионер, мечтавший стать комсомольцем, вскоре прославился как самый «богатый» коллекционер байкерских перстней, банок зарубежного пива и сигаретных пачек… Ну там, Bond Street, Congress, Magna, LM, MORE, 555 — если кто помнит.

Так мы получали уроки «дивного нового мира», который только начинал обнажаться. Конечно, это происходило во всех республиках бывшего Союза. Но на Украине были не просто свои нюансы, притворство в этой стране стало национальной политикой, которая и служила тем самым клеем, удерживающим квазигосударство формально в рамках границ. Разумеется, на эту дорожку позже встанут и некоторые другие постсоветские образования, но пальму первенства удерживает Украина.

Боксёр, без страха и упрёка…

Хочется начать не с политических притворщиков, которые венчают всю пирамиду. А с самого мелко меркантильного, почти бытового уровня. Так как именно атомизация тех или иных явлений говорит о масштабности этого самого явления, которое не ограничивается какой-либо стратифицированной группой, будь то политики, военные, артисты, спортсмены или предприниматели. К тому же для политиков притворство — это обязательный функционал.

И вот тут, учитывая последние события, на сцену выходит пресловутый украинский атлет, мистер «оселедец года» и свежеиспечённый патриот Александр Усик.

Александр Усик и паховые боли

Нет, дело не в том, что псевдоправославный Усик быстро забыл про свои религиозно-мужественные речи, когда оскверняли Киево-Печерскую лавру. Не в том, что Усик регулярно записывался в тероборону и после этого также регулярно оказывался за границей Украины. И даже не в том, что всё боевое мужество Усика было реализовано под камеры на своеобразном циничном «сафари» в Донбассе.

Нет, речь о недавнем поединке Усика с Даниэлем Дюбуа, во время которого паховая зона Усика внезапно, по решению судьи, переместилась в район пупка. В итоге бравый атлет получил целых пять минут на восстановление, что, по мнению многих деятелей спорта, и спасло его от поражения. Некоторые и вовсе увидели в действиях Усика признаки симуляции.

Кстати, сам Усик, вместо того чтобы дипломатично промолчать, решил ещё и показать, что златоустом может быть не только его брат по разуму Кличко: «Это не живот, туда нельзя бить. Офигеть, у Усика шорты были высокие! Комедия… Он проиграл, а теперь говорит про мои шорты. Да я могу вообще без шортов боксировать!»

Но весь цимес даже не в том, что Усик притворился. Главное, что и украинское общество, будто по мановению волшебной палочки, тоже притворилось, будто всё в порядке. В сети не было ни кривотолков, ни ироничных замечаний в стиле «и так сойдёт». Наоборот, граждане Украины без грамма сарказма дружным стадом защищали Усика, поливая Дюбуа такими эпитетами, что даже ку-клукс-клановцы побледнели бы.

Забавно, что политика украинского притворства сработала на руку и рефери боя Луису Пабону. Этот гражданин, уроженец американской колонии Пуэрто-Рико, хоть и отработал на судействе десятки лет, часто оказывается в центре скандалов из-за собственной работы, особенно с боксёрами с постсоветского пространства. Но, как настоящий варяг, в глазах украинцев он оказался неуязвим для обвинений в коррупции или непрофессионализме.

Дружность, стадность и безапелляционность такой реакции кричала о явлении массового притворства как о некоем образе жизни, как о необходимости существования украинского общества. Оно просто обязано было притворяться. И не только потому, что отдельным индивидам этого общества грозила обструкция и подозрения в «непатриотическом» поведении. Просто некоторые граждане Украины используют это притворство в качестве защитного механизма от жестокой реальности.

Зеленский — зеркало украинской «революции»!

А теперь перейдём к политикам. И не к откровенным фрикам вроде Фарион или Ляшко, а непосредственно к главе страны, точнее к тому, кто себя таковым считает, то есть к Зеленскому.

Вся предвыборная кампания данного индивида была сплошным притворством. Сначала сериал «Слуга народа», который был спонсирован всем известными персонажами, как говорится, не будем показывать пальцем. Затем откровенный популизм в сети. Ну и как не вспомнить сакраментальные слова «я ваш приговор» и показательную развозку урины по клиникам. С таким пафосом человеческую мочу ещё никогда не сдавали на анализы.

Но опять же не будем зацикливаться на чисто политической демагогии. Давайте взглянем на Зеленского без этой опостылевшей и явно провонявшей футболки с вилкой. И дело даже не в его актёрском прошлом, которое, откровенно говоря, рояльным пенисом да подаренной золочёной статуэткой и заканчивается.

А как начинал свою жизнь «Зе»? С притворства, почти наследственного. Его официальная биография — чистый художественный эпос: спортсменка, комсомолка и просто красавица. Но даже через этот елей прорывается неприглядная истина. Не зря начал ходить анекдот: «В приличной еврейской профессорской семье Зеленских сынок Володя пошел по кривой дорожке, оказался в дурной компании и угодил в президенты Украины».

В самом деле, Зеленский отнюдь не какой-то парень «с нашего двора», коим он порывался казаться, а типичный профессорский сынок, во всех негативных оттенках этого нарицательного словосочетания. «Зе» — образец мажора. Даже высшее образование Володя получил в Криворожском экономическом институте, в котором работал… его отец. Кстати, в 2020 году Зеленский собирался назначить своему папе пожизненную стипендию. Как говорится, всё в семью.

Но, правда, Александру Семёновичу грех жаловаться. Пока из трупов рядовых украинцев на востоке страны можно терриконы возводить, папа Зеленского и Зеленского мама уже давно отаборились в Израиле на внушительной вилле с бассейном.

«Парень с нашего двора» Зеленский

Примечательна репутация самого Криворожского института. Институт изначально был образован как филиал Донецкого института советской торговли. Далее следовала целая череда реорганизаций и переподчинений. Так или иначе, но в народе эту контору назвали «нархозом».

После развала Союза институт впитал в себя все негативные оттенки времени, превратившись в «фабрику дипломов». Как мне говорили знакомые, простая тройка в зачётке обходилась не дороже 500 гривен. А о самой коррупции в институте ещё во времена Зеленского ходили легенды. Якобы получить зачёт можно было и безналичным образом — вскопав на даче у преподавателя огород или вырыв яму под нужник. Правда, я уверен, что уж «золотому мальчику» Володе этого делать не приходилось.

Скандалы со взяточничеством в ВУЗе пробивались и на общегосударственный уровень. В 2014 году в коррупции обвинили завкафедрой инновационного менеджмента и управления бизнес-процессами Елену Щекович. Забавно, что тогда в скандал были вовлечены и местные политики уровня «всесильного» мэра Юрия Вилкула. В общем, история крайне мутная.

В 2017 году правоохранительные органы Украины начали проводить обыски в кабинетах должностных лиц Криворожского экономического института. В частности, в вымогательстве взятки в размере 1000 долларов обвинили доцента кафедры делового украинского и иностранных языков Людмилу Коржову.

Однако пикантность не в том, что «Зе» притворялся «своим парнем» из тех, кто «сделал себя сам». А в том, что все это приняли, отчасти от безысходности. Очередной сеанс массового притворства. Притворялись, будто у Володимира Олександровича есть честно заработанный диплом, притворялись, что он умеет говорить на украинском и английском языках, притворялись, что персонаж, почти пять лет бегавший от повесток теперь, лютый полководец. Несколько месяцев назад этому диванному фельдмаршалу даже вручили наградной пистолет.

Впрочем, разнообразных регалий от западных кураторов на Зеленском сейчас висит больше, чем игрушек на новогодней ёлке. Даже если их все сдать на цветмет, то можно неплохо заработать — орден Белого орла из Польши, Филадельфийская медаль Свободы из США, орден Белого льва из Чехии, орден Витаутаса Великого из Литвы, орден Виестура из Латвии, орден Почётного легиона… Ему бы ещё медаль почётного железнодорожника Албании, и жизнь можно считать прожитой не зря.

Рабинович и все, все, все…

Помните якобы «пророссийского» политика Вадима Рабиновича? Того самого, которого частенько засовывали в эфир федеральных каналов в качестве лица некой «другой Украины». Один из лидеров ОПЗЖ неплохо справлялся с этой ролью. И никого не интересовала его мутная биография и кричащие намёки на связь с криминалом.

А после начала СВО персонаж пропал, будто его и не было. Суть в том, что Рабинович, обретаясь в Израиле, ещё в марте прошлого года назвал Россию агрессором и врагом. Притворяющийся антифашистом Рабинович мигом заявил, что теперь он с Украиной по одну сторону баррикад. То есть этот гражданин теперь с теми, кого называл нацистами и громил в каждой своей речи.

Прирождённый украинец Вадим Рабинович

Но и на Рабиновиче свет клином не сошёлся. Где-то в тех же болотах обретаются Шарий, Монтян, да и прекрасная во всех отношениях Панченко от них недалеко ушла. Есть и менее одиозные фигуры вроде поэтессы Евгении Бильченко. Она в своё время яростно защищала майдан и была волонтёром в Донбассе, только с киевской стороны. Сейчас барышня, по её же словам, активно занята искуплением своей вины, находясь в Петербурге.

Хотелось бы верить в искренность этих слов. Ведь у человека, извлечённого из секты, гораздо больше шансов на выздоровление. Но практика хромает, если не ползёт… И дело тут отнюдь не в том, что все эти люди продажны, хотя и в этом доля истины безусловно есть. Просто граждане выросли в определённой системе координат, где все информационные и промышленные площадки принадлежат олигархическим группам а-ля «привет из святых 90-х».

А о всепроникающем влиянии «фонда Сороса», который якобы ковал гражданское общество, а не занимался вербовочной деятельностью, я вообще молчу. Притворство там трактуется не просто залогом успеха, но и банальной выживаемостью.

И тут мне вспоминается новороссийское украинское сообщество «Славутич», которое меняла адреса как перчатки и регулярно давало концерты с исполнением «украинских» песен. И как-то раз мы с моим донбасским другом прогуливались по городу и случайно набрели как раз на офис этого самого общества. Мне стало интересно, а не приходилось ли моему другу обращаться в это общество. Как ни крути, любой переезд всегда вещь тяжёлая и сложная, может, сообщество бы помогло.

Ответ друга мне сначала показался непонятным и даже странным: «Этого мне ещё не хватало! Полжизни исполнять должность гражданина Украины, чтобы, выбравшись, снова в это влезть… Я даже в украинские паблики для перебравшихся в Россию не захожу. Ты бы это видел. Некоторые уже год здесь работают, а стоило погибнуть Арсену Павлову, как там такой взрыв радости — смотреть противно… Иногда я надеюсь, что это просто провокаторы, хоть это и наивно».

Тяжёлые слова, но даже их из песни не выкинешь. А потому я нисколько не удивлялся, когда как черти из коробочки полезли мелкие диверсанты-неудачники и разномастные информационные паникёры-провокаторы на освобождённых территориях. Повторю, не всех их кто-то вербовал или шантажировал. Просто некоторые из них сейчас испытывают нечто вроде ломки. Их мир, притворный, но такой привычный, рушится на глазах.

И эта ломка куда страшнее наркотической. В 2014 году, когда первые беженцы хлынули в Россию, уже тогда среди них находились жители Западной Украины, привычно притворившиеся жертвами войны ради бесплатных мест на российских базах отдыха у Чёрного моря. Когда политика перекочёвывает в быт — жди беды.

Условие существования Украины!

Стоило мне услышать о том, как майданные власти Украины будут отчаянно бороться с коррупцией, то залился смехом. Ведь, по сути, коррупция — это один из канатов, связывающих Украину воедино. И притворство такой же канат. Обрежьте их, и Украину центробежные силы разорвут за считанные годы.

Десятилетия Украина и крупная часть украинского общества притворялась единым народом и унитарным государством. Притворялись и в том, что «мова» тоже единая, несмотря на то что от хутора к хутору, от города к городу она менялась, а большая часть населения и вовсе разговаривала на русском языке, которому не желали присваивать государственный статус.

Единая Украина выглядит примерно так

Также Украина обожала мнить себя самой православной страной, так сказать, колыбелью православия. Хотя задолго до разгрома канонической УПЦ МП в Киеве сооружали целые капища, а страна кишела от неоязыческих сект.

Впрочем, и в самой УПЦ притворщиков хватало. К примеру, в 2022 году Алексей Селиванов, начальник милиции города Энергодар, экс-советник Минобороны Украины, в 2014 покинувший Киев и перешедший на сторону ЛНР, написал в своей авторской колонке следующее: «Только наш приход на освобожденные земли позволил нам узнать о том, что, оказывается, некоторые священники до последнего дня писали доносы в СБУ на своих же собратьев. Сводили счеты на религиозно-идеологической почве».

Когда Королёва и Гоголя назначили потомственными украинцами, и тут нашлись притворщики, принявшие это за чистую монету. А теперь зададимся вопросом: как без притворства сохранить Украину? Вот обрежь этот канат, и у страны, окажется, отсутствует культура, так как глечиком и плетнём богат не будешь. Перестань притворяться, что «мова» едина и знакома каждому, учитывая запрет на русский язык, и без притворства население не сможет общаться даже на кухне. То же самое и в бизнесе, и в здравоохранении, и в энергетике, жизнь в которой теплилась за счёт двух «стран-агрессоров» — Белоруссии и России…

И если Гомер древний укр, то, по Цою, посадка алюминиевых огурцов на брезентовом поле — годный сельскохозяйственный план!

Сергей Монастырёв