BULKIN SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

Ситуация на финансовом рынке России достаточно напряжённая. Инфляция и обвал рубля ударили по всей стране, в том числе по всем программам и национальным проектам. Пока не будет нейтрализована вредительская деятельность Центробанка, мы так и будем испытывать те же проблемы, считает доктор экономических наук Валентин Катасонов. С ним и обсудим, что можно сделать при тех обстоятельствах, которые имеем, чтобы исправить положение.

На днях источники сообщили о том, что устанавливать нормативы продажи экспортёрами валютной выручки и вводить ограничения на движение капитала пока не будут. По крайней мере, об этом договорились на встрече президента Владимира Путина с членами правительства и председателем Центробанка Эльвирой Набиуллиной. По данным газеты «Ведомости», участники встречи признали, что «главный фактор снижения курса — это мягкая денежная политика, которая привела к избыточному увеличению денежной массы (М2)».

Как сообщил один из источников, г-жа Набиуллина рассказала, почему было принято решение повысить ставку, и объяснила, что это было связано не столько с курсом, сколько с усиливающимися инфляционными рисками. А для охлаждения спроса на импорт, который стал одной из причин ослабления рубля, по её мнению, правительству следует подумать о повышении ввозных пошлин.

Позже Центробанк опроверг сообщения о том, что Эльвира Набиуллина предлагала подумать о повышении ввозных пошлин. Сообщалось, что информация не соответствует действительности. И даже напротив: Банк России считает, что повышение импортных пошлин является в целом проинфляционным фактором, так как оно увеличивает цены товаров для потребителей и компаний, приобретающих импортное оборудование, материалы и комплектующие.

Повышение цен на импортные товары может повлечь рост цен на товары-аналоги, которые производятся внутри страны, заявил РБК представитель Центробанка. Данные договорённости, собственно, уже привели к укреплению рубля. Однако аналитики утверждают, что ручное управление не решило сформировавшихся проблем.

Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обсудил эту тему с председателем Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова доктором экономических наук Валентином Катасоновым в эфире программы «Царьград. Главное».

Обвал рубля ударил по стране

Юрий Пронько: Валентин Юрьевич, вот, ваша оценка происходящего и тех договорённостей, о которых неофициально вроде как стало известно. Рынок отреагировал, но концептуальных вещей мы так и не услышали.

Валентин Катасонов: Я пытаюсь проводить параллели с предыдущими валютными кризисами. По сути, это не просто понижение курса рубля по отношению к доллару и евро, а именно валютный кризис. Есть определённые количественные критерии, которые именно так позволяют оценить нынешнее состояние рубля на валютном рынке.

В 2014 году тоже был валютный кризис. Он ещё не выветрился у меня из памяти, и я помню «чёрный понедельник» 15 декабря 2014 года. О том, что произойдёт обвал рубля, знали все. Почему я и вспоминаю сценку из Ильфа и Петрова — Воронья слободка. Все знали, что Воронья слободка должна загореться, все вышли из неё и ждали, когда же это произойдёт.

Примерно такое же состояние было в 2014 году. Я помню, как тогдашний депутат Госдумы Евгений Фёдоров направил с упреждением письмо в прокуратуру с просьбой разобраться, насколько конституционно поведение ЦБ, который объявил, что он отказывается от валютных интервенций и поддержания валютного курса рубля, сосредотачиваясь исключительно на таргетировании инфляции. Я письменного ответа не видел, но в устном изложении Евгений Фёдоров сказал, что прокуратура ответила, что центральные банки не входят в компетенцию прокуратуры. То есть вообще непонятно, а кто контролирует Центробанк.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Центральный банк себя позиционирует как независимый государственный институт. И это даже каким-то образом удалось протащить через федеральный закон о Центробанке, ст. 2. Там говорится, что ЦБ не отвечает по обязательствам государства и государство не отвечает по обязательствам Центробанка.

Между тем инфляция и валютные обвалы российского рубля бьют по всей России, по государству, по всем программам и национальным проектам. В общем, парадоксальная ситуация. Многие ожидали, что декабрьский обвал рубля в 2014 году будет хорошим уроком и будут сделаны соответствующие выводы. Уже весной нынешнего года было понятно, что обязательно будет серьёзный обвал рубля, избегая слова «валютный кризис». Понимали, что надо включать какие-то тормоза, но ничего не делалось. Абсолютно ничего.

Центробанк — «пятая колонна»?

— Сейчас идёт война коллективного Запада против России. Как на горячем фронте, так и на экономическом. Санкции, которые были введены после 24 февраля, — они России как слону дробина. А вот удары в спину — это действительно очень болезненные удары. И с моей точки зрения, ЦБ как раз уполномочен наносить такие удары в спину России. Я уже говорил о том, что это «пятая колонна». У меня даже книжка вышла недавно, которая так и называется: «Минфин и ЦБ. Пятая колонна?».  Но это для приличия поставили вопросительный знак. Все и так понимают, что это «пятая колонна». Но я не вижу никаких действий, которые позволили бы нейтрализовать эту вредительскую деятельность ЦБ.

Прошло уже 10 лет, как Эльвира Набиуллина заняла кресло председателя Банка России. Даже чуть больше. Она талдычит свою мантру насчёт «таргетирования инфляции». Вообще таргетирование инфляции пошло из лексикона Вашингтонского консенсуса. Но впервые апробировал  эту политику таргетирования инфляции резервный банк Новой Зеландии ещё в конце 1980-х годов. Я даже не поленился, посмотрел закон Новой Зеландии о Центробанке.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Там сказано, что главной задачей Резервного банка Новой Зеландии является поддержание инфляции в пределах таргета, целевого значения. В случае если задание по инфляции не будет выполнено и она  превысит этот таргет, то тогда руководитель ЦБ отправляется в отставку. Это чёрным по белому написано в законе. Спрашивается, сколько раз надо было бы отправить Набиуллину в отставку, если бы у нас был закон, похожий на новозеландский?

За десять лет пребывания её на этом посту только два раза инфляция уложилась в таргет 4%, который был озвучен госпожой Набиуллиной ещё в 2013 году. И только на этом основании её уже 8 раз надо было отправить в отставку. Я не говорю о потере 300 млрд долларов. Я не называю это «заморозкой», я называю это потерей. Я не говорю о том, какие были колоссальные потери после «чёрного понедельника» 15 декабря 2014  года. Если мне не изменяет память, то в 2015 году снижение ВВП составило в реальном выражении 3,7%, а инфляция подскочила на годовой основе до 13%. Я знаю экспертов, которые пытались перевести это в доллары, и там получилась сумма, превышающая 300 млрд долларов. Я сравниваю их с потерей валютных резервов. И это только часть её «заслуг».

Пока не будет нейтрализована вредительская деятельность Центробанка, мы так и будем испытывать те же проблемы.

ЦБ играет спектакль под названием «таргетирование инфляции», хотя он же эту инфляцию и создаёт. Госпожа Набиуллина утверждала, что они повышали ключевую ставку не из-за обвала валютного курса рубля, а в связи с инфляцией, которая вышла за пределы таргета. Но любая домохозяйка знает, что темпы инфляции напрямую зависят от валютного курса рубля. И что если вы уронили рубль, то инфляция неизбежна.

Есть ощущение, что у госпожи Набиуллиной дважды два получается пять или три. И с такой логикой страшно держать человека на такой высокой должности.

Нужна политическая воля

— Как вы оцениваете те решения, которые, по версии прессы, были приняты в части валютной выручки, о добровольных экспортёрах?

— Разговор ни о чём. Это даже как-то неприлично звучит, что мы приняли решение мониторить, каков будет возврат валютной выручки и с учётом этого мониторинга мы дальше будем определяться.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Я напомню, как было в прошлом году. В прошлом году многие оживились и обрадовались тому, что были приняты президентские указы от 28 февраля и от 1 марта, которые вводили ограничения и запреты на трансграничное движение валюты и капитала. Валютный курс начал восстанавливаться практически на глазах. Самая низкая отметка составила 121 рубль, а уже к середине июня он стал 51 рубль за доллар. То есть это примерно соответствовало паритету покупательной способности рубля по отношению к доллару. Был такой эксперимент. Но, оказывается, можно обнулять даже президентские указы. После чего начался уже новый цикл снижения валютного курса рубля.

Кроме того, без малого 20 лет тому назад был принят федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле. Где чётко было определено, какая доля валютной выручки должна конвертироваться в рубли. Этот показатель менялся. И каждый раз вносились поправки в закон. Были показатели и 80%, и 50%, и 90%… В прошлом году оптимисты сказали: ну, теперь эти решения президента, эти президентские указы найдут своё отражение в федеральном законе о валютном регулировании! Мол, туда застолбят все эти показатели. Но ничего подобного! Пока это не будет застолблено в федеральном законе, это всё рассчитано на наивных людей.

— Спасибо! 

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА