Недавно США пообещали начать поставки Украине кассетных боеприпасов. В первую очередь речь шла о передаче специальных снарядов для ствольной артиллерии разнообразных калибров. Кроме того, американцы вполне могут отправить кассетные реактивные снаряды для пусковых установок M142 HIMARS, M270 MLRS и их аналогов, а также авиабомбы с похожим содержимым. Поэтому необходимо разобраться, что на самом деле они из себя представляют и какую несут угрозу.

Нужно отметить, что американцы, абсолютно не скрывая своих возможностей, сообщили о малом числе имеющихся у них обычных снарядов для ствольной артиллерии. Поэтому недостающее количество будут компенсировать кассетными боеприпасами, в основном калибра 155 мм, но передадут и другие, учитывая пересортицу в артбригадах ВСУ.

Для Пентагона отправка крупных партий подобных снарядов – экономия больших денег, позволяющая генералам «правильно перераспределить» освободившиеся средства. Все дело в том, что американцы уже 7 лет постепенно избавляются от кассетных боеприпасов и основная тяжесть расходов по утилизации ложится именно на эти снаряды. Таких у американцев много, но Минобороны США еще предстоит подавить негативную волну в медийном пространстве, которую подняли правозащитники и руководители ряда государств в разных уголках планеты.

Каждый кассетный снаряд для ствольной артиллерии, например калибра 155 мм, представляет собой собранные вместе 72 суббоеприпаса, каждый весом 200 граммов, закрытые в толстый стальной корпус. Общий вес снаряда составляет 48 кг, а масса боевой «начинки» – 14,5 кг. Стенки специально делают толстыми, чтобы они не разрушились из-за нагрузок при выстреле.

При этом большинство суббоеприпасов – осколочного типа, небольшая часть – кумулятивные. Причем суббоеприпасы осколочного типа опасны лишь для не укрытой пехоты, а кумулятивные имеют бронепробиваемость в районе 70 мм (при идеальном стечении обстоятельств), представляя угрозу лишь легко- и среднебронированной технике.

Применение подобных снарядов в городской застройке против обороняющихся военных неэффективно в принципе, так как спрятаться можно где угодно. При этом они имеют определенный процент несрабатывания – он варьируется от 2 до 25% в зависимости от старости боеприпаса. Таким образом, неразорвавшиеся суббоеприпасы будут потом еще десятилетиями представлять серьезную угрозу для мирного населения. Стоит также обратить внимание, что эффективность кассетных боеприпасов гораздо ниже привычных обычных фугасных снарядов. Разрушать укрепления и поражать личный состав противника, укрывшийся хоть как-нибудь, они не могут. В связи с этим использование кассетных снарядов для ствольной артиллерии всегда считалось нерациональным – мощность у них не та.

Что касается РСЗО и авиации, то в кассетных боеприпасах для них уже практически нет указанных выше ограничений, следовательно, их эффективность может быть выше – все зависит от «начинки». Учитывая незначительное количество самолетов у ВСУ, можно предположить, что передаваемые старые кассетные авиабомбы будут в основном использоваться не по назначению, а пойдут на разборку. Из них станут вынимать суббоеприпасы и сбрасывать поштучно с беспилотников. Наибольшую опасность для военнослужащих ВС РФ будут представлять кассетные боеприпасы для реактивной артиллерии.

Источник