ФОТО: MFA RUSSIA/GLOBALLООKPRESS

На международных военных выставках и форумах нам годами показывали уникальные, не имеющие аналогов суперкрутые образцы вооружений. Но почему-то сейчас лучшие люди нации гибнут из-за того, что армия не может обеспечить их в нужном количестве простой, даже по меркам XX века, но жизненно необходимой техникой.

Русское общество шокировано и возмущено гибелью нашей боевой группы, в полном составе полёгшей в Херсонской области из-за того, что мотор их гражданской лодки не завёлся в критичный момент.

Отважные, преданные своему делу русские воины, каждый из которых готов был сделать всё для победы, погибли из-за того, что командование снабдило их старым хламом, а может, и вовсе ничем не снабдило, позволив на свои кровные покупать у местных жителей лодку-самотоп с двигателем, работающим через раз.

Как же так? Мы много лет видим на парадах и международных выставках чудеса научно-технической мысли, нам показывают там чуть ли не «Звезду смерти», способную завоевать всю галактику. Ещё пару лет назад высокопоставленные военные едва ли не ежеквартально докладывали нашему президенту о разработке оружия на «новых физических принципах». А сейчас целые подразделения гибнут из-за нехватки самого неказистого и простого оборудования.

МОТОР ЛОДКИ НЕ ЗАВЁЛСЯ В КРИТИЧНЫЙ МОМЕНТ. ФОТО: СКРИНШОТ ВИДЕО ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА «ДВА МАЙОРА«

Реки видим в первый раз?

Поглядев на то, что используют для «амфибийных операций» в нижнем течении Днепра наши бойцы, можно предположить, что Россия – это страна бескрайних пустынь наподобие Саудовской Аравии, где нет ни одной реки. И вот пришла армия пустынного государства к крупной европейской реке – и стоит, бедная, не зная, что делать. Штатных-то десантно-высадочных средств нет, надо импровизировать: волонтёров о помощи просить, блогеров, у местных рыбаков лодки покупать.

Однако на мероприятиях русская оборонка систематически показывает различные передовые десантно-высадочные средства, а обладатели штанов с широкими лампасами и погон с генеральскими звёздами столь же систематически осматривают эти достижения отечественного военпрома.

К примеру, на выставке «Армия-2016» Центральное конструкторское бюро «Нептун» представляло прототип инженерно-разведывательного катера (ИРК) на воздушной подушке. Великолепная штука (без сарказма), способная двигаться как по воде, так и по болотной поверхности, песку и снегу.

Компания-разработчик активно пыталась продвинуть свой катер, возила по выставкам, представляла, показывала. Но прошло шесть лет, и где же это замечательное изделие? Уж точно не там, где оно сейчас нужнее всего.

Ладно. Тут можно сказать, что катера на воздушной подушке – это дорого и сложно, по-буржуйски. Что ж, знакомьтесь: штурмовая лодка БК-10. Представлена широкой публике на выставке «Армия-2021». Ничего, абсолютно ничего невозможного в плане технологий в себе не содержит.

Штурмовая лодка БК-10: огневая мощь, скорость, возможность нести броню. Интересно, сколько таких изделий работает на Днепре?

БК-10. ФОТО: РОСОБОРОНЭКСПОРТ

С виду – почти обычная лодка. Но: с двумя двигателями, пуленепробиваемым стеклом перед ходовой рубкой, возможностью установки бронещитов по бортам, амортизированными креслами для десанта, тремя турелями для крепления пулемётов или автоматических гранатомётов. И в довершение всего – способна развивать скорость в 40 узлов (около 75 км/ч).

У наших бойцов на Днепре, конечно, при таком изделии шансов выжить было бы несравненно больше, чем на разваливающейся лоханке.

И если немного покопаться в теме, легко обнаружить, что почти каждый год Министерству обороны предлагаются то штурмовые лодки, то речные катера. Однако, судя по данным открытых источников, военное ведомство в лучшем случае заказывает по несколько единиц таких изделий.

Роботы до фронта не добрались

Фронту не хватает не только плавсредств, но и другой позарез нужной фронту техники. Например, автотранспорта. Подразделениям как воздух необходимы небольшие машины повышенной проходимости, позволяющие подвозить на позиции продовольствие, воду, боеприпасы, инструменты, стройматериалы, а в тыл эвакуировать раненых и тела погибших.

А вот буквально в прошлом августе на «Армии-2022» показывали беспилотный грузовик на базе «Урала». По заявлению разработчиков, эта машина может брать до пяти тонн полезной нагрузки и везти на скорости до 80 км/час, преодолевая броды глубиной до 70 см. Казалось бы: вот оно, транспортное средство ближнего тыла. Машина, способная действовать в зоне максимального риска, возить тонны груза, а в случае поражения – сгорать без гибели экипажа. Увы, шансов увидеть это чудо техники на фронтах СВО, судя по всему, нет. Зачем оно тогда демонстрировалось?

Война с протянутой рукой

Опять же: можно предположить, что робот-грузовик – штука сложная. Может, там технология машинного зрения отработана не до конца, может, враг способен заглушить его управляющий сигнал. Хай-тек – дело тонкое. Никогда не знаешь, где сломается. Но в декабре прошлого же года на выставке «Вездеходер-2022» была представлена «новая тактическая платформа» на базе узлов и агрегатов УАЗ.

Люди, немного знакомые с историей Второй мировой, сразу же узнали в этой новинке концепт американского джипа «Виллис» – минималистичной железной каракатицы на четырёх колёсах. При всей неказистости представленный на «Вездеходере-2022» тактический багги способен нести до полутора тонн груза, в него можно легко заскочить и быстро спрыгнуть.

По сути, задача изготовления этих машин сводится к тому, чтобы отпилить всё лишнее у находящихся в производстве полвека «УАЗиков», не придумывая ничего нового, не испытанного во всех климатических поясах при температурах от –50°С до +60°С.

Агрегатная база для новой машины есть. Рама, колёса, двигатель – всё в наличии. Клепай машину тысячами штук в месяц, и бойцы на передовой скажут спасибо. Но нет. Потребности фронта до сих пор приходится закрывать народными сборами, в том числе и теми, что организует телеканал Царьград (недавно благодаря вам, наши уважаемые зрители, была куплена и отремонтирована «Буханка» для медицинской службы 70-го мотострелкового полка, который бьётся сейчас в «Ореховской мясорубке»).

С мира по нитке

После публикации шокирующих кадров из Херсонской области военкоры срочно начали собирать средства на закупку лодок для наших бойцов.

И этот призыв, конечно, встретил горячий отклик у неравнодушных русских людей. «Народный Фронт» объявил срочный сбор на закупку 150 лодок общей стоимостью 70 миллионов рублей. Ряд блогеров и Telegram-каналов обратились к главам Дагестана, Татарстана, Астраханской области, Краснодарского и Приморского края с просьбой рассмотреть вопрос о передаче военным плавсредств, ранее конфискованных у браконьеров. Авторы обращения отметили, что браконьерские байды (быстроходные лодки, способные ходить по морю) зачастую имеют длину до 10 метров и комплектуются 2–4 моторами.

На момент написания материала известно, что глава Дагестана Сергей Меликов поручил республиканскому правительству совместно с пограничниками изучить эту возможность. В поддержку инициативы высказался и замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев.

Казалось бы: патриотическая общественность, гражданские власти и часть силовиков нашли способ справиться с проблемой, перед которой спасовало руководство военного ведомства. Но всё не так просто. При закупке важно провести экспертную оценку и сделать прогноз дальнейшей ситуации.

На этот тонкий момент внимание «Первого русского» обратил Александр Любимов, руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) – одной из старейших русских волонтёрских организаций.

Я сейчас выскажу не очень популярное мнение. Эта история про лодку выглядит как призыв: а давайте соберём денег непонятно на что. А какие нужны лодки? А какие моторы? Где их взять? Кто потом будет снабжать их запчастями, расходниками?

– задался вопросами эксперт в разговоре с обозревателем Царьграда.

Любимов напомнил: очень важно понимать, как эти лодки будут использоваться. Являются ли они расходным средством на несколько выездов, или предполагается, что они будут служить более-менее длительный срок. Уже только понимание этого момента даст ответы на ряд вопросов (например, по какой цене оправданно закупать двигатели).

Концентрированная мощь русской оборонки: 26-тонный, 18-метровый транспортно-десантный катер проекта 02510 «БК-16». Отечественный военпром предлагает такие на экспорт, а вот имеются ли они на Днепре – большой вопрос, который некому задать.

БК-16. ФОТО: РОСОБОРОНЭКСПОРТ

Эксперты предупреждали

Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов в разговоре с Царьградом отметил, что профессионалам ещё год назад была очевидна необходимость создания мощной речной флотилии на Днепре, которая могла бы взять реку под контроль.

Об этом писали ещё в марте-апреле прошлого года, что нам нужна Днепровская флотилия. Но те, кому положено, не услышали. Чтобы перебросить морскую пехоту, нужны скоростные катера для высадки,

– сказал господин Блытов в комментарии «Первому русскому» и добавил:

У той стороны они есть, а у нас – нет. И сейчас в интернете: «Срочно давайте сбросимся на эти катера, купим нашим ребятам!». Можно покупать. Но где Министерство обороны, которое говорит: «у нас на всё денег хватает»? Хотелось бы, чтобы они к этому делу были привлечены. И через Главкома ВМФ всё решить можно.

В сухом остатке

Русское общество в очередной раз затыкает дыры военного снабжения, исправляет за свой счёт проблемы, которых в принципе не должно быть. Однако есть ситуации, в которых никакая добрая воля, никакой альтруизм не смогут заменить профессиональные знания и практический опыт.

Неужели командование нашей армии не понимает реалий войны? Может, кто-то в погонах с большими звёздами привык ориентироваться на парады и ещё не осознал, что потёмкинские деревни, даже очень красивые, на фронте бесполезны?

Есть мнение, что ситуация чем дальше, тем больше напоминает расклады 1941 года, когда на самом верху думали, что у нас самые большие в мире танковые войска, непобедимые мехкорпуса с тысячей танков в каждом, и этого достаточно для победы. Но оказалось, что управлять этими стадами бронетехники нет никакой возможности. Армии гибли без топлива, снарядов, отлаженной логистики… Тогда, правда, последовали оргвыводы, и дошедшего до Москвы немца удалось отбросить и гнать до Берлина, до полной Победы нашей страны. Но народ заплатил за ошибки руководства страшную цену. Не хотелось бы повторения.


* Мнение эксперта по теме отражает исключительно и только его ответы на заданные журналистом вопросы.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО