«ЖЕНЯ» БЕРКОВИЧ ВО ВРЕМЯ ВРУЧЕНИЯ ПРЕМИИ. ФОТОГРАФ: ГРИШКИН ДЕНИС /

«Режиссёрка и «поэтка» «Женя» Беркович в СИЗО по делу об оправдании терроризма. Иноагенты, эмигранты, русофобы воют о репрессиях. Государство начинает борьбу с вражескими пропагандистами недопустимо медленно.

«Женя» арестована, кто против?

Пятого мая театральный режиссёр и «поэтка» «Женя» Беркович была отправлена судом в СИЗО по делу об оправдании терроризма. Та же мера пресечения была избрана для Светланы Петрийчук. Петрийчук – автор пьесы «Финист ясный сокол», которую поставила Беркович три года назад. Максимальное наказание по статье – семь лет лишения свободы.

Сказать, что дело получило широкий резонанс, означает ничего не сказать: в России и в Европе, а также на Украине, видимо, нет общественно-политического СМИ, которое о нём не написало бы. Нет ничего удивительного в том, что украинцы, западные пропагандисты, политические эмигранты из России, иностранные агенты бросились защищать «режиссёрку» от «репрессий». Ксения Собчак тоже никого не удивила, сообщив:

Подписала поручительство за Евгению Беркович и Светлану Петрийчук, а также открытое письмо в их поддержку. Бред, самодурство, дремучая необразованность.

Собчак не одинока: поручительство подписали многие видные либеральные общественные деятели, в том числе известные актёры и режиссёры. В этом тоже нет ничего удивительного.

Удивили солидные информационные агентства, работающие в России и на статус иностранных агентов вроде бы не претендующие. Публикация в РБК, например, рассказывающая о деле Беркович, воспринимается как сочувственная по отношению к обвиняемым. Она начинается с сообщения о том, что поддержать Беркович к суду пришёл «нобелевский лауреат Дмитрий Муратов», содержит длинный перечень подписавших поручительство и негативное (это очень мягко сказано) мнение адвоката Беркович об экспертизе, на основании которой было возбуждено уголовное дело, а также о квалификации экспертов.

«ЖЕНЯ» БЕРКОВИЧ. ФОТО: СКРИНШОТ ОПЕРАТИВНОЙ СЪЁМКИ

Русские сказки на службе террора?

Почему такие публикации возможны? Чтобы это понять, надо разобраться, про что пьеса Петрийчук. Экспертиза сообщает, что в пьесе, поставленной Беркович, содержится героизация боевиков запрещённой в России террористической группировки ИГИЛ* и идеология радикального феминизма. Это звучит не очень понятно для человека, который не видел спектакля и не читал пьесу, но на самом деле всё очень просто.

Литературное произведение «основано на реальных фактах» – точнее, на протоколах допросов и приговорах, вынесенных женщинам, которые пытались бежать к террористам в ИГИЛ*.

Куда бегут эти женщины и, главное, откуда? В чём та неистребимая потребность человека – в вере, в любви, в ощущении себя частью чего-то большого и сильного, – что заставляет мужчин брать в руки оружие и убивать, а женщин – поддерживать их в этом?

– это из описания пьесы. Уже из описания понятно, кому автор сочувствует сам и предлагает сочувствовать зрителю, но главное в другом. Пьеса-то называется «Финист ясный сокол», и, стало быть, завербованная террористами женщина, которая рвётся из России к боевику под крыло, – это Марьюшка, та самая, что истоптала семь железных сапог и изгрызла семь железных хлебов в поисках суженого.

Финист в русской сказке – безусловно, положительный герой. И Марьюшка в русской сказке героиня. Отрицательные герои – те, кто ей мешает. Если этого мало для понимания, то вот цитата из пьесы, её приводит в своей публикации журналист Юрий Васильев:

СУДЬЯ: – …Вы снова попытались уехать в Тридесятое королевство. От родителей сбежали, сели в такси и поехали в Домодедово. И это после всех допросов, после ареста, после общения с силовиками. После того как тебя курды чуть на границе не подстрелили. Так все было, дура ты ненормальная без инстинкта самосохранения?

МАРЬЮШКА: – Блаженный Августин говорил: «Люби – и делай что хочешь. Если молчишь, молчи из любви; если говоришь, говори из любви; если порицаешь, порицай из любви; если щадишь, щади из любви.»

Неужели непонятно, кому в этом тексте полагается сочувствовать и кто в этом тексте выводится героем? Неужели непонятно, что и зачем оправдывается «любовью» «Марьюшки»? Неужели не приходит на ум в связи с этим текстом слово «кощунство»?

Два слова о пропаганде

Автор пьесы – Светлана Петрийчук. Однако русофобы, иноагенты и прочие вражеские пропагандисты о ней упоминают вскользь – «защищают» от государства Российского прежде всего Беркович. Почему так? Потому что дело для них вовсе не в пьесе. Беркович после начала специальной военной операции получила довольно широкую известность как автор «антивоенных» (на самом деле антирусских, попросту изменнических) стихов. Цитировать эти стихи я здесь не буду, потому что у нормального человека они вызывают слишком сильное отвращение и потому что в поисковых системах никого не забанили – каждый может ознакомиться и насладиться самостоятельно. После ареста Беркович её стихи радостно помещают в украинские и проукраинские телеграм-каналы. Используют «режиссёрку» во вражеской пропаганде на полную катушку. 

Есть такая традиция – Родину предавать

Есть и ещё одна причина внимания иноагентов именно к Беркович. Дело в том, что она – «наследница по прямой». Её бабушка – «правозащитница» Нина Катерли. Её мать – «правозащитница» Елена Эфрос. «Женя» Беркович участвует в борьбе с государством по семейной традиции.

Кстати, почему я пишу «Женя» Беркович в кавычках, ведь это просто её имя? Да потому что тётке под сорок лет, у неё двое детей и Женей её звали в далёкой юности, а теперь так к ней могли бы обращаться родственники и старые друзья. Но это в нормальном русском обществе так. А Беркович – часть социальной группы, где по уменьшительно-ласкательным вместо нормальных имён узнают «своих», то есть антирусских либералов. Депутата муниципального собрания представителей (теперь бывшего) там принято звать Люся (Людмила Штейн). Великовозрастного эмигранта-русофоба, который сам себя аттестовал «оголтелым», – Митя (Дмитрий Алешковский). «Женя» Беркович – это что-то вроде партийной клички или, если угодно, знака принадлежности к тусовке.

Потому-то и нельзя не всерьёз относиться к «Жене», что она принадлежит к этой тусовке, а тусовка до сих пор господствует во многих, если не в большинстве, учреждениях высокой культуры. И сама себе вручает премии – разумеется, за государственный счёт, как пресловутая «Золотая маска».

Эту самую «Маску» Беркович дали уже в 2022 году. То есть уже во время СВО (фестиваль закончился 20 апреля) Как такое возможно? Да вот так и возможно: антирусская тусовка делает что хочет, а государство реагирует страшно медленно, неповоротливо и «точечно». На одного задержанного остаётся пара сотен таких же, но безнаказанных и стенающих про репрессии.

Что с того?

Тусовка отделяет себя от государства Российского и противостоит государству. Тусовка исподтишка атакует государство и поддерживает всех, кто выступает против государства: и украинских нацистов, и даже, как видно из дела Беркович, «жён» исламистов. Кого угодно на самом-то деле готова героизировать и кому угодно может сочувствовать тусовка, если этот кто-то социально ей близок и выступает против Родины. При этом до самого последнего времени тусовка, за редчайшим исключением, чувствовала себя в абсолютной безопасности, потому что тронуть представителя тусовки означало вызвать страшный вой о «репрессиях» и гибели свободы слова. Те из тусовки, кто эмигрировал, сделали это не потому, что им что-то грозило, а потому, что не могли больше дышать воздухом Родины. Они могут в любой момент вернуться, если там будет не слишком сытно, потому что им ничего не грозит здесь.

Эту ситуацию надо срочно изменить. Нужно сделать так, чтобы они бежали из России теряя тапочки со всеми своими премиями и заслугами. И до судорог боялись впредь встретиться с русским государством.


* Террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.

АНДРЕЙ ПЕРЛА