ФОТО: FULLFRAMES/SHUTTERSTOCK

Во второй день визита председателя КНР в Москву президент России дал официальный приём в Георгиевском зале Кремля. Как и ожидалось, и вчера, и сегодня оба лидера обсуждали среди прочих тем события на Украине в контексте предложенного китайцами плана мирного урегулирования. Но не срослось. Сначала генсек НАТО решил надавить на Си со своими «рекомендациями» позвонить Зеленскому, а потом замминистра обороны Соединённого Королевства объявила о намерении передать Украине снаряды с ядерной начинкой.

Менее суток назад Си Цзиньпин неосторожно выразил надежду на то, что русский народ поддержит Владимира Путина на выборах президента России в 2024 году (и спикеру Кремля Дмитрию Пескову пришлось уточнять, что китайского лидера «не так поняли» и речь шла только о поддержке Путина в его желании баллотироваться), и вот уже премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с председателем КНР анонсировал обсуждение «перспектив российско-китайского сотрудничества в среднесрочной перспективе – до 2030 года».

Впрочем, правильно – чего загадывать ещё и на последующие шесть лет (до 2036 года) вперёд, тут бы с задачами на предстоящую «шестилетку» справиться.

Правительства России и Китая должны обеспечить исполнение всех договорённостей, которые будут достигнуты на высшем уровне. Важно, что, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, турбулентность на глобальных рынках, усиливающиеся санкции со стороны коллективного Запада, торгово-экономическое сотрудничество России и Китая развивается успешно,

– заметил Мишустин, добавив, что взаимный товарооборот между нашими странами увеличился на треть.

Впрочем, перечисление достижений во взаимодействии двух стран – дело сколь познавательное, столь и бесконечное. Тем более свои цифры как раз в этот самый день собирался озвучить и Владимир Путин.

Столтенберг дал совет Си. Зеленский воспринял его всерьёз

Тем временем в Кремле уже готовились к новой встрече председателя КНР: комендант Кремля генерал-лейтенант Сергей Удовенко проверял наряды своих подопечных из роты Почётного караула, делегации, приглашённые на торжественный приём в Георгиевском зале, живо обсуждали какие-то детали (китайцы не забыли поздравить главу МИД Сергея Лаврова с днём рождения).

Словом, царило оживление, адекватное предстоящему событию: как-никак, если вчера встреча носила «неформальный статус», то сегодня это уже официальный приём.

Вообще-то, лидеры двух стран виделись друг с другом, как подсчитал сам Владимир Путин, около 40 раз и не далее как накануне уже успели обстоятельно побеседовать – сначала под камеры, потом тет-а-тет – без малого пять часов с перерывом на обед: под закуску из дальневосточных морепродуктов и блинчики с перепёлкой и грибами.

Но, видимо, для обоих казалось очень важным продемонстрировать, что каждый день пребывания Си Цзиньпина в Москве выходит настолько насыщенным, что и встречи их доставляют не только удовольствие им самим, но и вызывают беспредельную озабоченность на Западе. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, словно подгадав с представлением своего отчёта за 2022 год аккурат ко встрече Си и Путина, просто не мог удержаться, чтобы не отпустить замечание.

Мы видим, как Китай и Россия становятся ближе – в экономическом, военном и иных планах. Встреча в Москве – часть намеченного пути по сближению и укреплению связей между этими странами,

– печально признал очевидное генсек Североатлантического альянса.

На этом можно ему было и закончить – чего уж тут теперь говорить! – и читать наконец свой доклад. Но Столтенберг не мог себя сдерживать, иначе получалось как-то слишком хорошо (для неприятеля). И продолжил: Китай, заметил он, не должен поставлять вооружения России – «это будет поддержкой необоснованной агрессии и только затянет конфликт».

Но и этого ему показалось мало, поэтому генсек альянса дал совет Си Цзиньпину:

Китаю нужно начать понимать украинскую сторону конфликта и связаться лично с президентом Зеленским.

Не факт, что Си узнал об этом «пожелании» раньше президента Украины, но последний, как оказалось, воспринял слова натовского шефа всерьёз: говорят, приказал соединить сразу, если поступит звонок от китайского лидера – пусть даже он это сделает из Москвы.

Китайский лидер оставил свой лимузин под присмотром конного патруля

Знал бы Столтенберг, с каким настроением придёт на церемонию встречи двух лидеров нынешний главный «ястреб» России – зампред Совбеза Дмитрий Медведев, буквально вчера предложивший в своём ТГ-канале миру представить «точечное применение гиперзвукового носителя из Северного моря с российского корабля по гаагскому зданию суда» (где вынесли решение об аресте Владимира Путина), то не спешил бы с советами для председателя КНР.

А Медведев, к слову, выглядел очень воодушевлённым. Поздоровавшись за руку со всеми выстроившимися в ряд участниками обеих делегаций (передав свой оптимизм двум десяткам человек), он, заняв своё в начале этого строя, рядом с главой МИД Сергеем Лавровым, продолжал излучать нескрываемую радость. То ли новый пост для «Телеграма» придумал, то ли просто рад был оказаться в Георгиевском зале – кто знает?

Си же, оставив свой лимузин «Хунци» под бдительным присмотром конного патруля Почётного караула, являл собой абсолютную невозмутимость и сосредоточенность.

Он неторопливо (а куда спешить-то, действительно?) поднялся по парадной лестнице, по обеим сторонам которой выстроились солдаты в парадной форме Преображенского полка (один из его сопровождающих не сдержался и, достав телефон, на ходу сделал несколько снимков невозмутимых «гвардейцев Путина») и под барабанную дробь вошёл в золотые двери зала – одновременно с Владимиром Путиным, который появился с другой стороны.

Они двигались синхронно – так, будто договорились заранее обо всём, и даже галстуки у них, как оказалось, были одного тона. Встретились, пожали руки, прослушали гимны – и, кажется, с нетерпением ждали, пока завершится традиционная церемония: темы для беседы должны были стать весьма серьёзными.

«Содержательный и откровенный обмен мнениями»

Пока Путин и Си шли по красной дорожке по Георгиевскому залу, направляясь на переговоры в узком составе в зал Святой Екатерины, Дмитрий Медведев шепнул что-то Сергею Лаврову – и оба расплылись в улыбках. Так, словно впереди их не ожидала полуторачасовая встреча в узком составе, в которой оба принимали непосредственное участие.

Владимир Путин, напротив, заняв своё место в Екатерининском зале, казался очень сосредоточенным. И было от чего: как раз в это самое время по лентам новостей пронеслась «молния» о намерении Великобритании поставить на Украину боеприпасы с обеднённым ураном – точно такие же, какие были использованы ранее в Югославии и Ираке. И если заявления Столтенберга и впрямь могли вызвать лишь улыбки и иронию, то высказывание, прозвучавшее от замминистра Соединённого Королевства Аннабель Голди, фактически перечёркивало план мирного урегулирования, который был представлен Китаем.

Сказал об этом Путин своему коллеге? Не исключено. Но беседовать они продолжали без перерыва: на переговоры в расширенном составе они вошли вместе.

Программа государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию весьма насыщенная. Вчера вечером мы обстоятельно обсудили двустороннюю повестку дня, актуальные международные и региональные проблемы. На только что завершившихся переговорах в узком составе проведён весьма содержательный и откровенный обмен мнениями о перспективах дальнейшего развития российско-китайских связей и укрепления координации на мировой арене.

Владимир Путин долго перечислял все плюсы от взаимодействия России с Китаем – и видимые ему, и вполне заметные для всех остальных, и очевидные.

Потом он передал слово Си Цзиньпину – и тот тоже рассказывал о перспективах, и не было в его речи и тени сомнений в том, с кем именно ему предстоит заниматься их реализацией в «среднесрочной перспективе». Он подчеркнул заодно, что готов обозначить план развития двусторонних отношений и практического сотрудничества в интересах возрождения и процветания Китая и России.

«На снаряды с урановой начинкой Россия отреагирует должным образом»

Для Владимира Путина, впрочем, и возрождение, и процветание обеих стран, по всей видимости, уже и так идут полным ходом:

Отношения России и Китая находятся на высшем уровне. Мы находимся в постоянном контакте с председателем КНР,

— сказал русский лидер (это привет был привет Столтенбергу, что ли?) после церемонии подписания межгосударственных соглашений.

Он вновь перечислил все плюсы от растущего взаимодействия с Китаем и наконец перешёл к тому главному, чего ждали от него все, – к теме Украины.

Полагаем, что многие положения выдвинутого Китаем мирного плана созвучны российским подходам и могут быть взяты за основу для мирного урегулирования, когда к нему будут готовы на Западе,

— дипломатично заметил президент России.

И зачем-то добавил – после паузы:

…И в Киеве.

Последнее было, пожалуй, лишним – даже неожиданным. Но следующие слова Владимира Путина всё расставили по своим местам:

…Однако такой готовности с их стороны мы не наблюдаем. Более того: вот только что мне сообщили: когда мы обсуждали возможности китайского плана мирного урегулирования (а председатель КНР уделил большое внимание в ходе нашей вчерашней беседы с глазу на глаз своим инициативам), Великобритания устами замглавы Минобороны этой страны объявила не только о поставках танков на Украину, но и снарядов с обеднённым ураном. Похоже, Запад действительно решил воевать с Россией до последнего украинца уже не на словах, а на деле.

И продолжение, которое министр обороны Сергей Шойгу встретил с тяжёлым взглядом, последовало соответствующее:

Но если всё это будет происходить, то Россия будет вынуждена реагировать соответствующим образом – с учётом того, что коллективный Запад уже начинает применять оружие с ядерным компонентом.

В чём сила? В правде!

Си Цзиньпин дослушивал так оптимистично начинавшуюся речь Владимира Путина, повернув к нему голову, в напряжённом внимании.

По украинскому урегулированию мы неуклонно руководствуемся принципами устава ООН, придерживаемся объективной и беспристрастной позиции, активно содействуем примирению и восстановлению переговоров. Наша позиция основана на самой сути вопроса и правде. Мы всегда за мир и диалог. Мы твёрдо стоим на верной стороне истории,

– высказался председатель КНР.

Правда, не уточнил, как именно он оценивает «верную сторону истории». Если так же, как и Владимир Путин, то следует ожидать интересных поворотов. В самое ближайшее время.

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ