О происходящем в России в 1918 году писать тяжело и больно. На глазах рушилось вековое здание российской государственности, в охваченной Гражданской войной стране русские убивали русских. Прежние союзники спешили воспользоваться трагическим положением России, чтобы грабить её окраины и провозглашать суверенитеты регионов. В этих условиях приходилось думать уже не о победах и приобретениях, а о спасении остатков армии и флота, ещё не охваченных анархией.

Карта Ледового похода Балтийского флота

Балтийский флот еще с петровских времен был красой и гордостью России, защитником её столицы и северных приморских провинций. Императоры выделяли колоссальные средства для повышения его мощи, качества офицерского состава и технической модернизации. В период Первой мировой войны флоту не пришлось участвовать в больших военных кампаниях, его главной задачей оставалось прикрытие Санкт-Петербурга со стороны моря. Это удалось осуществить с помощью постановки минных заграждений и постоянного крейсирования вдоль побережья. Немцы, впрочем, на решительные действия долго не решались, лишь время от времени появляясь в акватории Финского залива.

Февральская революция, свергшая царя, немедленно поставила Балтийский флот в трагическое положение. Сразу же начались кровавые убийства офицеров, призывы к нарушению дисциплины и попытки полностью разложить рядовой состав. Часто в этом принимали участие не только революционеры, но и тайные немецкие агенты, внедрявшиеся в органы революционной власти. Сторонники новых порядков справедливо сомневались в лояльности командного состава флота, почти полностью сохранившего свои довоенные кадры. Они окружили офицеров своими людьми, требовали от них публичной демонстрации принятия революции и отчёта в каждом сделанном шаге.

Сложно сказать, как в этой обстановке все офицеры не разбежались в разные стороны. Им приходилось месяцами терпеть издевательства матросов и революционных агитаторов, в то же время исполняя свои непосредственные обязанности. Каждый выход в море был настоящим испытанием, команды отказывались исполнять приказы и неизменно бунтовали при любом упоминании о необходимости защищать Отечество. Приход к власти большевиков ситуацию не только не исправил, но даже и усугубил, до самого Брестского мира не было сделано никаких попыток навести дисциплину и защитить военных специалистов (так стали называться офицеры). В то же время ряды матросов и офицеров существенно поредели, многие поспешили принять участие в начинавшейся Гражданской войне.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота

До октябрьских событий главной базой Балтийского флота был Ревель (нынешний Таллинн) в Эстляндии (северная Эстония). Когда началось большое немецкое наступление, грозившее полным захватом Прибалтики, власти поспешили перевести часть кораблей в Гельсингфорс (Хельсинки).

Немцы прикладывали огромные усилия для того, чтобы полностью ликвидировать российский флот. Они хотели не только окончательно вывести Россию из войны, но и воспользоваться её ресурсами для победы над Антантой. Деморализованная двумя переворотами и разложившаяся русская армия не могла оказать им серьёзного сопротивления, даже защита столицы была под большим вопросом. В связи с этим 17 февраля 1918 года Ленин прислал директиву Центробалту (главному управлению Балтийского флота) о переводе кораблей в Гельсингфорс, а потом и в Кронштадт.

Руководить действиями флота предстояло капитану 1-го ранга Алексею Щастному, русскому патриоту, который не оставил службу даже в обстановке полного хаоса. Алексей Михайлович прекрасно понимал, что задача перед ним стоит очень сложная. От прежних команд осталась только тень, категорически не хватало офицеров. Способность матросов к исполнению приказов также была весьма сомнительной.

Первый выход русских кораблей из Ревеля был намечен на 19 февраля, а с 22 февраля предстояло отплыть и основной громаде флота. Корабли в пути сопровождались ледоколами.

19 февраля ледокол «Волынец» сопроводил три подлодки, а с 22 февраля ледокол «Ермак» и его помощники – главную часть флота. Переход совершался в Гельсингфорс и происходил в несколько этапов до занятия немцами Ревеля (25 февраля).

Русская Финляндия к тому времени окончательно порывала последние связи с Россией. В бывшем автономном княжестве к власти пришли националисты-русофобы. Разумеется, они не стали бы терпеть Балтийский флот в Гельсингфорсе, да и по условиям случившегося вскоре Брестского мира (3 марта) русские корабли были обязаны уйти из Финляндии.

Капитану Алексею Михайловичу Щастному опять предстояло спасать Балтийский флот. Он предполагал это сделать в три этапа. Первый выход должен был состояться 12 марта. Ведомый ледоколами, 1-й отряд достиг Кронштадта через пять дней. Дальше начались сложности. 21 и 29 марта финны захватили два русских ледокола – «Тармо» и «Волынец». Кроме того, немцы высадились на полуострове Ханко (Гангут) и предложили русским кораблям сдаться. В подобной обстановке приходилось действовать оперативно, рискуя в любой момент оказаться в руках врага.

Последние корабли вышли из Гельсингфорса 5 (два линкора, два крейсера, две подводные лодки) и 7 апреля (45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно) апреля. Сам Щастный покинул столицу Финляндии лишь 11 апреля. 12 апреля город был захвачен немцами. В общей сложности Щастному удалось спасти 226 кораблей ( 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, а также другие корабли). За свой подвиг он был награждён орденом Красного Знамени.

Капитан Алексей Михайлович Щастный

Таким образом, Балтийский флот был спасён дважды – сначала он был выведен из Ревеля, а потом из Гельсингфорса. В обоих случаях спасителем выступал один и тот же человек.

Судьба капитана Алексея Щастного сложилась трагически. По не до конца понятным причинам он был обвинён командующим сухопутными и морскими силами Львом Троцким в измене революции и после скандального процесса приговорён к расстрелу. Гибель Щастного вызвала широкий общественный резонанс, сам Троцкий объяснял решение тем, что «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора – офицерство минной дивизии – открыто выдвинуло лозунг „диктатура флота“».

Отношения между бывшими царскими офицерами и большевиками никогда не были простыми, поэтому нам сегодня сложно судить о том, как Щастный действительно относился к советской власти. Но его подвиги многократно важнее. Во всяком случае, этот офицер мог рассчитывать на снисхождение. Тем не менее он всё-таки был казнен. Приговор привели в исполнение латышские стрелки рано утром 22 июня 1918 года в сквере Александровского военного училища.

Действия Щастного сложно переоценить, не приходится сомневаться, что без его участия Балтийский флот прекратил бы своё существование. Капитан очевидно руководствовался прежде всего патриотическими соображениями, а не политической конъюнктурой. Хочется верить, что рано или поздно Алексей Михайлович удостоится за свои подвиги памятника где-нибудь в Кронштадте. Любопытно, что по своему происхождению капитан был малороссом из Житомира. Это ещё раз подтверждает, что выходцы из Малороссии в массе своей были патриотами единого Отечества, а не самостийниками, верящими в вековой антагонизм между разными ветвями русского народа.

Аркадий ВЕРТЯЗИН