ФОТО: ЗЫКОВ КИРИЛЛ /АГЕНТСТВО «МОСКВА». КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

Представляем третью часть нового проекта Первого русского телеканала Царьград «Азбука традиционных ценностей», цикла экспертных бесед трёх русских мыслителей: Константина Малофеева, Александра Дугина и протоиерея Андрея Ткачёва. В сегодняшней беседе анализируется одна из важнейших духовно-нравственных ценностей из списка «Основ государственной политики», утверждённых президентским Указом № 809. Речь о патриотизме, гражданственности, служении Отечеству и ответственности за его судьбу.

Константин Малофеев: В очередной части «Азбуки традиционных ценностей» мы поговорим о букве «П» – патриотизме. Одна из традиционных ценностей обозначена в указе президента России как «патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу». Александр Гельевич, так что же такое патриотизм?

Александр Дугин: Патриотизм – это любовь к Родине, а Родина – это то, за что человек способен пожертвовать своей жизнью. Это – самое главное определение. Ещё у римлян было такое выражение: Dulce et decorum est pro patria mori («Сладко и славно умереть за Родину»). Сладко и славно. И именно умереть. Это означает, что есть нечто, заведомо превышающее ценность человеческой жизни. Это – Отечество. Это – наша Родина.

Когда мы соотносим патриотизм с готовностью защищать свою страну, свою державу, свой народ, свою землю перед лицом возможной опасности, мы сразу устанавливаем правильные пропорции. Это – высшая ценность. Потому что по-настоящему ценно только то, за что ты действительно способен отдать свою жизнь, за то, что составляет  основы, конституирующие принципы Отечества. Соответственно, любое издевательство над государством, любое нарушение прав гражданина, который является частью державы, народа – это посягательство на ценность нашей собственной жизни. Даже больше, чем нашей собственной жизни. Это кощунство. И оно должно караться самым строгим образом.

Отсюда – священный характер любви к Родине. Если мы ценим свою жизнь, а мы её всегда ценим, то насколько же больше должна быть Родина, раз мы отдаём за неё нашу собственную жизнь. И когда мы прикладываем этот критерий к людям, которые издеваются над нашим Отечеством, плюют в него, позволяют себе насмехаться над ним, то это значит, что они принижают ценность нашей собственной жизни. Как мы должны на это отвечать? Например, готовы ли мы идти на фронт и защищать страну в сложной критической ситуации? И можем ли спокойно относиться к тому, что в искусстве или в быту, или в политике наша Родина унижается?

Патриотизм – это очень сильное, глубокое начало, которое либо есть, и тогда оно действительно меняет всю структуру, всю шкалу наших реакций, даже бытовых, либо его нет. И если у нас сейчас патриотизм, любовь к Отечеству, ответственность перед Родиной и народом провозглашены в качестве традиционной ценности, которую защищает закон, – это требует от нашего общества перестройки на патриотический лад.

Патриотизм становится в каком-то смысле идеологией. А держава приобретает тот характер, то священное содержание, которое надо защищать не только на войне, но и в мирной жизни. Защищать от тех, кто покушается на её ценности, пытается умалить её значение. Потому что, если мы отдаём нашу жизнь за Отечество, значит, и Отечество начинает по-настоящему иметь значение. Оно по-настоящему стóит именно столько, сколько мы готовы за него заплатить. Это зависит напрямую от той искренности, глубины и жертвенности, с которой мы ему служим.

Константин Малофеев: Глава государства Владимир Владимирович Путин так и сказал однажды: наша национальная идея – это патриотизм. Тогда эта фраза прозвучала достаточно банально. Так показалось людям, которые не понимают то определение патриотизма, которое мы сейчас выносим на суд общественности. А ведь государство – это всего лишь юридическая фикция. Ну что такое государство? Его нет, его нельзя потрогать.

В потребительском обществе, в обществе эгоистов оно не нужно. И к этому нас, современное человечество, толкает нынешняя западная повестка. Мы все должны стать гражданами метавселенных «Гугла», «Фейсбука»*, «Эппла». Потому что, мол, какая разница, в каком государстве ты живёшь? «Важно» происходящее в смартфоне, «важен» твой аватар. Ты можешь быть частью этого глобального сетевого мира и не быть частью государства.

Казалось бы, это появилось совсем недавно, только в XXI веке. Вот такое «устаревшее» государство и «новая прекрасная» метавселенная будущего. А ведь этому спору между государством и не государством, метавселенными – три, если не три с половиной тысячи лет. Государство возникло как юридическая фикция, как объединение людей по поводу защиты друг друга, по поводу служения одному идеалу, по поводу единого Бога, по поводу единого Царя. Именно таким образом – как большая семья, как большой род – люди объединились в государство.

Но очень быстро, буквально через несколько столетий, возникла другая юридическая фикция – юридические лица. Как банально это звучит, да? Но юридические лица – это то, что стоит у основания «Гугла», транснациональных корпораций, банков, метавселенных. Юридические лица собрались не по поводу семейных ценностей, не по поводу защиты или совместного будущего, а по поводу наживы. По поводу прибыли.

Поэтому патриотизм – это преданность государству не как юридической фикции. Мы верим в государство настолько, насколько мы чувствуем себя его частью. Оно живёт в нас, и покуда так происходит, оно живо. А если мы не патриоты, если мы бежим высунув язык от того, что Родина призвала нас исполнить свой долг, то в этой ситуации мы не часть нашего государства, мы часть чего-то другого.

Зато мы преданы своему собственному социальному аккаунту или ещё какой-нибудь «замечательной» вещи. Связанной с наживой, связанной с тем, чтобы заработать денег. Ранее мы говорили о том, чем Традиция отличается от Модерна, от современности. Традиция – это вечность, а современность – это сиюминутное проходящее. Так и здесь, государство и негосударство – это очень разные виды существования человека.

Есть человек, существующий ради священного, сакрального государства, для того, чтобы поколения его потомков состоялись такими же, как он, потому что у нас единая культура и одно государство. И есть человек, который живёт для себя, здесь и сейчас, ради собственного комфорта и эгоизма. Вот что отличает патриота от непатриота.

 

А.Д.: Эти два типа людей, о которых вы говорите, называются в социологии «героями» и «торговцами«. Герои – это люди патриотизма, а торговцы – люди глобального космополитического открытого мира. И в нашем случае, в утверждённых Основах государственной политики, именно тип героя, патриота признан нормативным, образцовым и защищаемым законом. И это очень важное положение.

Протоиерей Андрей Ткачёв: Один из самых ярких и попадающих прямо в точку, в яблочко образов новой мифологии, кинематографических образов последних десятилетий – это Данила Багров.

Я узнал, что у меня
есть огромная семья.
И тропинка, и лесок,
в поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –
это все моё родное.
Это Родина моя,
всех люблю на свете я!

Эта наивность человека, как бы спустившегося с Небес, отвечает мирочувствию почти всех русских людей. Поэтому его и полюбили всем народом. Это тот малый патриотизм, который, образно говоря, у нас бегает под кожей вместе с кровью. Об этом, кстати, говорилось и в советское время. Есть прекрасная песня:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
с той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
у нас никому не отнять.

Вот это и нужно поддерживать и культивировать. Я не знаю, может, нужен новый Балабанов, чтобы Данила Багров продолжил жить (Царствие Божие и режиссёру фильма,  и Сергею Бодрову, исполнявшему роль главного героя). Но есть ещё зрячий, умный, знающий патриотизм. Который предполагает знание своей истории, её тёмных и светлых страниц, взлётов и падений. Всю эту синусоиду нужно пропустить через своё сердце. Чтобы, как писал Пимен у Пушкина в «Борисе Годунове», «за грехи, за тёмные деяния Спасителя смиренно умоляют».

Чтобы было понятно, что

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Те же римляне говорили, что нужно воевать за очаги и алтари. Очаг – это семья, алтарь – это сакральные топосы народа. Имея внутри эту природную естественную любовь к материнскому теплу, к «в поле каждому колоску», имея ощущение, что «это всё – моё родное», нужно ещё добавлять сюда зрячую сознательную любовь к своему Отечеству, сострадание ему. Не просто гордиться им или приходить в восторг от него, а сострадать ему в его тяжких исторических испытаниях.

Мне не думать об этом нельзя,
И не помнить об этом не вправе я, –
Это наша с тобою земля,
Это наша с тобой биография.

В конце концов, так получается, что о теме патриотизма приходится говорить одними стихами. Это очень возвышенная тема. Она очень поэтична. И русская история и литература нас просто заставляют говорить об этом стихами. Поэтому я хотел бы добавить ко всему вышесказанному, что нужно всячески взращивать и охранять эту живую подкожную патриотичную жилку в человеке, при которой ты ложишься на землю и целуешь её, как у Достоевского.

При этом нужно пропустить через себя всю трагическую историю своего Отечества, чтобы она тоже стала частью тебя. Потому что солдат ведь умирает не только за условный Красноярск или Ростов-на-Дону. Он воюет за всё, что было, и за всё, что будет. Это очень долгоиграющая вещь, которая формирует и конкретного человека, и целые поколения.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

А.Д.: Важно подчеркнуть, что патриотизм может и должен быть научным. Да, патриотизм – это действительно чувство, о котором вы, отец Андрей, говорили. Которое всем нам, русским людям, безусловно, присуще. Может быть, даже покажется, что мы говорим о тех вещах, которые мы все и так глубоко, просто до корней своих, знаем. Но патриотическое чувство – это ещё не всё. Ещё есть знание. Знание о сложной судьбе русского народа, о диалектике русской истории, в которой есть и взлёты, и падения, есть смута, предательство и есть верность и подвиг, есть преступления и чудеса.

И это всё должно быть понятно для людей. Патриотизм надо воспитывать, он не рождается сам по себе, его надо культивировать. Это означает, что и образование, и культура, и даже наш быт должны нести в себе чёткий патриотический вектор. Чтобы самим себе напоминать этапы нашей истории, чтобы строить, понимать связь времён. Будущее ведь строится на прошлом, а перемычкой является настоящее. И патриотизм очень важен для того, чтобы у нас было настоящее.

Когда мы – часть судьбы, часть истории нашего народа, нашего государства, мы совершенно по-другому относимся к тому, что делаем сегодня. Потому что, делая что-то сегодня, мы продолжаем то, что было сделано раньше. И творим, и закладываем основу того, что будет сделано потом. Иначе, если порвётся эта патриотическая традиция, патриотическая связь эпох, то у нас не будет государства. Государство надо переучреждать, если угодно, перезапускать на каждом этапе, на каждом новом витке.

К.М.: Россия кончится, если не будет патриотического воспитания. И кончится наша великая миссия. Патриотизм – главное чувство в Империи, в государстве имперского типа. Потому что Империя – это иерархия. И только в Империи воля всех людей, которые служат государству, движется в одном направлении. В этом смысл иерархии.

А в демократии они направлены в разные стороны, каждая на себя. И поэтому государство никуда не идёт, оно стоит на месте. Или развлекает, или кормит, или как-то облагодетельствует конкретных людей внутри него. Так вот, в Империи главное чувство – это чувство патриотизма. Потому что ты должен осознавать, что государство выше тебя, больше тебя. И человек должен быть именно так воспитан.

Это высокое воспитание, это высокий идеал. Воспитать стремление, чтобы тебе было тепло и сытно, легко. Любое животное способно справиться с этой задачей. А вот воспитать то, что выше того, что сытно, выше того, что нужно только мне – что есть общее благо, и то, что я – за других, за други своя, что я служу и Царю, и Отечеству – вот эти высокие идеалы возможны только при воспитанном патриотизме.

А если патриотизм не будет воспитан, получится общество ханаанского типа, общество торговцев. Это общество, в котором люди не понимают, зачем они должны хоть на йоту себя ущемлять ради других. Зачем? У меня есть собственное благо, и я о нем пекусь. А патриотизм – уж точно последнее мое благо.

Именно такие люди изобрели представление о том, что государство и страна – это разные вещи. Мол, я люблю страну и не люблю государство. А так не бывает. Есть простой критерий: ты за него умрёшь или нет? И всё. Большой ты патриот или нет, проверяется так же просто: ты готов умереть или нет? Нет? Ты не патриот вообще. Ты не маленький патриот, ты вообще никакой патриот. А если готов – ты патриот. Вот такой простой критерий для величайшей традиционной ценности нашего любимого Отечества.

 


* Meta – компания-владелец ряда соцсетей (в т. ч. «Фейсбук»), в России признана экстремистской.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА