Осень 1957 года, преисполненная триумфами советской науки и техники, в частности запусками первого в мире искусственного спутника Земли и космического корабля с биологическим объектом – собакой «Лайкой» на борту, что тоже произошло впервые в истории человечества, плавно перетекла в зиму, также отмеченную новыми достижениями, неслыханными прежде. Уже 6 декабря (дело было в пятницу, в конце рабочей недели) со стапелей судостроительного завода имени Андре Марти в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Достижения Страны Советов 1957 года (спутники, ледокол «Ленин»), а также их творцы были увековечены на многих произведениях живописи, графики, прикладного искусства (как показано здесь)

Именно в эти дни, 65 лет тому назад, судно отбуксировали к набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове, правой стороне Большой Невы, чтобы все жители Северной Пальмиры и гости города могли полюбоваться делом рук корабелов «второй столицы», что тоже стало событием беспрецедентным: «секретный объект» с «секретной ядерной установкой», которые ещё долго нужно было «доводить до ума» (флаг на атомоходе «Ленин» был поднят 3 декабря следующего, 1958 года, а в эксплуатацию ввели ещё через год ровно, 3 декабря 1959-го), выставляли напоказ. Многие делегации советских, а также зарубежных туристов, включая государственных деятелей многих стран, в том числе входивших во враждебный блок НАТО, ринулись посетить небывалый корабль.

Так, ещё не соприкоснувшись с арктическими ледовыми полями, атомоход «Ленин» уже принялся крушить лёд холодной войны. Но сколь же велика должна была быть уверенность учёных, инженеров и техников, что у них в итоге «всё получится», чтобы демонстрировать экспериментальный объект всему миру и даже поместить его на марку СССР 1958 года, в миллионах экземпляров разлетевшуюся на письмах и открытках по самым отдалённым уголкам страны?

Внутренние интерьеры атомохода «Ленин: парадная лестница (слева) и коридор, ведущий в реакторный отсек 

Показывать посетителям вправду было что. Ведь атомоход «Ленин» — это 12 палуб, более тысячи помещений, необыкновенно просторных и красочно оформленных: для их отделки использовались десять особо ценных сортов древесины, включая карельскую берёзу и клён «птичий глаз», над оформлением интерьеров работали лучшие художники страны. Причём работы эти велись с таким качеством, что за все последующие 30 лет эксплуатации (при том, что предполагалось 25 лет) и после превращения судна в музей в 2009-м ни разу не проводились реставрации. Экскурсанты видят его именно таким, каким видели его их отцы и деды в конце 1950-х.

Строила этот корабль будущего вся страна. Комплектующие механизмы и оборудование создавали более чем 500 предприятий СССР из многих республик Союза. Главное: сам корпус, ходовые турбины (Кировского завода), гребные электродвигатели (завод «Электросила») сделали ленинградцы. Но не осталась в стороне и Советская Украина. Главные турбогенераторы поставил Харьковский электромеханический завод.

Творцы ледокола «Ленин»: научный руководитель работ академик А.П. Александров, главный конструктор корабля В.И. Неганов, руководитель коллектива создателей атомной установки И.И. Африкантов (на фото слева направо)

Ломая и далее лёд холодной войны, советский лидер Н.С. Хрущёв, беспосадочно (впервые) прилетевший в США с делегацией на Всемирную выставку 1959 года на новеньком дальнемагистральном пассажирском самолёте 1-го класса Ту-114, предложил соревноваться не в создании всё более совершенных систем ядерного оружия, а в освоении мирного атома.

Буквально за пару месяцев до этого визита как раз был принят устав МАГАТЭ  (Международного агентства по атомной энергии), что стало её рождением, так что Никита Сергеевич бил прямо в болевую точку американцев: они держали первенство по созданию (и испытанию на живых людях, японцах) первых атомных бомб, водородной бомбы, постройке первой атомной субмарины «Наутилус», спущенной на воду три года назад, в 1954-м.

Советский же Союз лидировал в освоении мирного атома: имел первую в мире Обнинскую атомную электростанцию, запущенную в промышленную эксплуатацию 27 июня 1954 года, первенствовал по части мирных инициатив, которые привели и к учреждению МАГАТЭ, и, позже, подписанию договора, ограничивающие испытания «сверхоружия», а сейчас предлагал потягаться в деле создания невоенных морских судов, движимых энергией атома.

США вызов приняли и проиграли. Им удалось построить «в ответ» грузо-пассажирский атомоход «Саванна» (спущен на воду в 1959 году, введён в эксплуатацию в 1964 год, когда ледокол «Ленин» уже пять лет как успешно ломал арктические льды). Да и проработал он неполных 8 лет в более благоприятных условиях. Имел при этом более чем вдвое слабее силовую установку, меньшее водоизмещение, несравненно худшую отделку.

Работа вблизи реактора, атомного сердца ледокола «Ленин»

При всех своих несомненных достоинствах ледокол «Ленин» был всё же судном экспериментальным (и в то же время весьма «рабочей лошадкой») Изначально имел три реактора типа ОК-150 (один рабочий, два запасных), которые со временем заменили на два более совершенных ОК-900. На нём было отработано множество технологий, в частности охлаждения реактора забортной морской водой, что оказалось чрезвычайно сложным делом: заборники её, спроектированные в тиши кабинетов, поначалу плотно забивало шугой, мелким льдом. Их размер пришлось увеличить, потом додумались направить в них горячую воду, которой имелось в избытке.

Знания, добытые в процессе эксплуатации ледокола «Ленин», были в полной мере использованы при постройке его «детей» и «внуков»: атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Урал» и других. Уже на их базе, на основе полученного практического опыта, планируется строительство атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер»: универсальных, двухосадочных (т. е. могущих лёд и «резать», и «давить», наезжая на него), мощностью 120 МВт, почти вчетверо сильнее «дедушки „Ленина“».

Макет атомного ледокола «Лидер»

Запланировано построить таких три, в строй действующих они должны входить с декабря 2027 года. Создавать арктические исполины будет судостроительный комплекс «Звезда» в Приморском крае, заказчик — ФГУП «Атомфлот». Первый корабль был заложен 6 июля 2020 года, имя ему дали – «Россия»*. Его он гордо понесёт в арктические просторы, обеспечивая и дальше, как и его предшественники, круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику.

Избалованные достижениями современной цивилизации, мы уже забыли, что «каких-то» 65 лет назад ледокол «Ленин», став самым мощным судном на планете, обогнав ближайшего конкурента – американский ледокол «Глетчер» по мощности более чем вдвое, смог в самую первую свою навигацию продлить судоходство по Северному морскому пути до 3 месяцев и 10 дней, проведя во льдах 92 судна. Это было сенсацией мирового уровня.

И не только это. Даже современный, относительно  «экономичный» дизельный ледокол использует порядка 80 тысяч тонн топлива за навигацию, единовременно принимая его на борт в количестве максимум 20 тысяч тонн, тратя массу времени на дозаправки; за 7 лет он сожжёт его 540 тысяч тонн.

И ровно на столько, на 7 лет, хватает одной загрузки реакторной установки РИТМ-200 атомного ледокола класса «Арктика». А это колоссальная экономия времени и нет нужды тащить на себе «лишний» вес топлива. Проще рассчитать осадку судна, которая на атомоходе не меняется, как на «дизеле», по мере расхода топлива. Возрастает проходимость корабля, что крайне важно, поскольку 39,6% площади Северного Ледовитого океана занимает мелководная шельфовая зона. В выигрыше и экология: нет на атомоходах чёрных дымящих труб.

Атомный ледокол «Арктика», достигнувший Северного полюса «напролом», как завещал вице-адмирал С.О. Макаров

Ледокол «Арктика» вновь упомянут нами не всуе: именно он 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени впервые в мире достиг Северного полюса. С борта корабля спустили парадный трап, и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг СССР.

Произошло это 45 лет тому назад, но удивительным образом совпало с другой юбилейной датой: ровно за 80 лет до этого знаменательного события, в 1897 году, пламенный энтузиаст покорения арктических просторов ледоколами из металла (считалось немыслимым: бытовало мнение, что на это способны лишь суда из упругой древесины) вице-адмирал С.О. Макаров опубликовал статью «К Северному полюсу – напролом!». Добился финансирования строительства первого российского ледокола «Ермак», то есть «покоритель Сибири». Пророческое имя!

Первый российский ледокол из стали «Ермак»

Министр финансов Российской империи С.Ю. Витте ровно вдвое урезал смету строительства этого «опытного судна», что задумку в целом не испортило. Построенный меньше, чем за год, заводом «Армстронг» в Великобритании (куда не раз возвращался для доделок и переделок, ибо являлся экспериментальным, подобных в мире не было), полюса он не достиг, но до широты 81°28′ (см. карту-схему ниже) добрался.  Находился в строю 65 лет, для ледокола — невероятное долголетие.

В 1918 году он спас Балтийскую эскадру, обеспечив её знаменитый ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Проводил с 1932 года караваны по Северному морскому пути. Снимал с раскалывающейся льдины в 1938 году четвёрку папанинцев. В годы Великой Отечественной войны участвовал в эвакуации военной базы с острова Ханко. Водил по Балтике во льдах, под авианалетами и артобстрелами, боевые корабли и транспорты. Вновь вернулся в северные моря, которые уже осваивал его «внук», атомоход «Ленин». Так произошла «встреча поколений».

Вице-адмирал С.О. Макаров и капитан 2-го ранга М.П. Васильев, первый командир ледокола «Ермак»

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», – предрёк М.И. Ломоносов в 1762 -1763 годах, 260 лет тому назад, в своей работе «Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в восточную Индию». Но лишь с появлением «Ермака», успех эксплуатации которого привёл к принятию в 1915 году Советом министров Российской империи программы строительства ледокольного флота, пророчество Михаила Васильевича было должным образом оценено.

В 1916 году наше правительство заявило, что все пространства, лежащие между крайними меридианами страны от материка на север вплоть до полюса, Россия считает своими. Но объявить – дело одно. Слова, сказанные даже на самом высоком уровне (хотя они и подкреплялись уже тогда наличием самого большого ледокольного флота в мире, насчитывавшего полдюжины судов), не воспринимаются всерьёз «мировым сообществом», если за этим не следует хозяйственное освоение территорий.

Вот почему уже в советское время уделялось столь большое внимание развитию полярной авиации, научным исследованиям Арктики (первая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина начала работать в 1937 году, ныне работает станция «СП-41»), строительству ледоколов (их было построено свыше пятидесяти), комплексному освоению Северного морского пути.

Маршрут Северного морского пути

Ныне благодаря атомным ледоколам этот кратчайший путь из Европы в Тихий океан давно (с конца 1970-х) стал круглогодичным. Его надёжно обеспечивает большой ледокольный флот (из 110-120, по разным оценкам, действующих судов такого класса в мире половина принадлежит России). По нему идёт огромный поток грузов из Сибири: ведь именно она даёт сегодня стране 92 процента добычи газа, 63 процента нефти, половину мирового производства титана, а также молибдена, никеля и далее по списку. Получение всего этого обеспечивает главным образом Северный морской путь, читай: атомные ледоколы.

А «напролом к полюсу», о чём мечтал С.О. Макаров, может пройти нынче каждый состоятельный турист, экскурсии такого рода достаточно регулярны.

Туристы на Северном полюсе. Хороводом вокруг «макушки планеты» – самое короткое в мире кругосветное путешествие

Рекорд же скорости хода на маршруте Мурманск — Северный полюс поставил атомный ледокол «50 лет Победы», пройдя его за 79 часов. Случилось это 17 августа 2017 года, пять лет тому назад. Он был, как нетрудно догадаться, посвящён 40-летию первого достижения самой северной точки планеты надводным кораблём, российским атомоходом «Арктика».

_________________

* Прежний ледокол с таким именем, 1985 года постройки, отработал в Арктике 28 лет и был выведен из состава флота летом 2013 года.

Заглавная иллюстрация: первый в мире атомный ледокол «Ленин» полярной ночью во льдах.

Тихомир ПАВЛОВ