ФОТО: LITTLEELEPHANT/SHUTTERSTOCK.COM

Сообщение экс-депутата Верховной рады бывшей Украины Ильи Кивы о планах СБУ захватить Киево-Печерскую Лавру – лишь очередное подтверждение давно готовящегося святотатства. Древнейшие русские святыни давно не дают покоя киевскому режиму, но именно в последние месяцы возможность их захвата становится особенно реалистичной.

Пышные седеющие усы, лукавый «ленинский» прищур и «язык без костей», ловко, хотя и поверхностно использующий философско-богословскую терминологию в политических заявлениях. Те, кто давно интересуется укрополитикумом, легко узнает Дмытро Корчинского. Одного из «ветеранов» укронацистского движения, чей взлёт в 1990-х сопровождался многими скандалами. От участия боевиков его экстремистской группировки УНА-УНСО* в Первой чеченской войне на стороне террористов (сильно раздутого самими укронацистами, но весьма показательного). До нескольких антицерковных выходок, включая штурм Святой Софии Киевской в 1994 году и попытку захвата Киево-Печерской Лавры в 1992-м.

Сегодня Корчинский (к слову, «антидуховный отец» Арестовича) на фоне «более успешных», вписавшихся в истеблишмент укронаци, – маргинальный стареющий клоун. Политический паяц, продолжающий чесать языком, делая людоедские русофобские заявления. В духе того, что «брать в плен русских солдат – аморально», мол, «у нас для вас кладбища, а не тюрьмы». Или даже так:

Мы перенесём войну на территорию противника… Если чеченцы делали теракты в Москве и в России, то и мы сможем… Я хочу русских унизить, и поэтому мы должны воевать на их территории… Наши бедные хлопцы будут грабить дворцы, музеи и бриллиантовую палату Московского Кремля. Я хочу пройтись по сожжённым руинам Универмага, который выходит на Красную площадь… Я хочу помочиться в Мавзолее.

Ещё недавно подобное воспринималось горячечным бредом. Сегодня же стало ясно: что у Корчинского на языке, у Зеленского на уме. А потому заявления бывшего депутата Верховной рады Ильи Кивы о планах СБУ по захвату Киево-Печерской Лавры ничуть не удивляют. И не должны восприниматься исключительно как самопиар Кивы. Сложно сказать, насколько его источник в офисе «президента Украины» надёжен, но то, что захват святыни может планироваться по прямому приказу Владимира Зеленского, отнюдь не «хайли лайкли». По сути, к этому уже всё готово.

Осада Лавры: 400 лет спустя

В русской истории попытки захвата наших главных святынь уже бывали. Хорошо известна Троицкая осада, когда польско-литовские интервенты во главе с гетманом Яном Сапегой в 1608–1610 годах пытались захватить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Оборона Лавры в те годы стала символом героизма русских православных монахов. Которые, взяв в руки отнюдь не богословские аргументы (достаточно взглянуть на картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры»), повторили подвиг Пересвета и Осляби.

Сегодняшняя вялотекущая лаврская осада в Киеве (а также в западнорусском Почаеве в отношении другой великой святыни – Почаевской Лавры) длится уже три десятилетия «украинской незалежности». С моментами обострений, как, например, в 1992 году во время уже упомянутого нападения на Киево-Печерскую Лавру молодчиков Корчинского. Да и в последующие годы попыток захвата киевских православных святынь было немало. Так, в 2017-м группа псевдоправославных раскольников-националистов попыталась провести «молебен» (на деле – русофобский политический митинг) в лаврском Успенском соборе.

А буквально на днях в раскольнической среде появился откровенно провокационный «пост», в котором молебен в стенах Киево-Печерской Лавры сопровождается массовым исполнением отнюдь не богослужебного песнопения со словами: «Звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается Матушка-Русь». Очевидно, за богослужением такие слова не могли быть исполнены, и не на территории, оккупированной киевским режимом. Однако СБУ вполне может использовать этот навет против лаврского духовенства.

Формально киевский режим официальных заявлений о принадлежности Лавры и других русских православных святынь, оказавшихся на территории «Незалежной», укрораскольникам не делал. Но уже в целом ряде регионов, городов и сёл местные «власти» запретили деятельность канонической Украинской Церкви (несмотря на попытки её священноначалия отречься от Московского Патриархата, согласно церковным канонам, она остаётся неотъемлемой частью Русской Православной Церкви).

Принятие подобного решения на территории всей подвластной киевскому режиму «Украины» – дело элементарное. А вот сохранилась ли воля у православных верующих и духовенства к сопротивлению – большой вопрос. Хотя ещё несколько лет назад наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополит Почаевский Владимир в эксклюзивном интервью Первому русскому телеканалу Царьград произнёс очень смелые и духовно важные слова:

Раскольники не раз грозились отнять у нас Лавру, но мы помним, как и турки, и татары грозились, и чем это для них закончилось. Пусть не забывают: чтобы захватить Лавру, нужно пролить реки крови. Святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде», мы же добавляем: «Бог и в силе, и в правде». Мы своего не отдадим. Возможно, они думают, что православные монахи – безвольные люди, забывая, что и монахи могут отстоять святыни, как это было с Троице-Сергиевой Лаврой в начале XVII века. Не говоря уже о том, сколько людей нас поддерживают сегодня – десятки тысяч звонков с поддержкой: только дайте нам знать, и мы придём на защиту. Ну а раскольники… одно то, что они сделали с нашим народом, разделив его, им не искупить даже мученической кровью.

«Бог и в силе, и в правде»

Сегодняшний канонический статус Украинской Православной Церкви вызывает множество вопросов. Да, в Московском Патриархате не выносят окончательного суждения действиям её священноначалия, фактически провозгласившего самозваную «автокефалию». Все понимают: в условиях колоссального давления со стороны киевского режима (практически под дулами автоматов) православные иерархи были «загнаны в угол». Требовать же от них добровольного мученичества и исповедничества – нельзя.

Хотя нет смысла скрывать: значительная часть украинского «канонического» духовенства давно мечтала о «законной автокефалии». Их же отличие от ряженых самозванцев из псевдоправославных сект, из которых слепили ПЦУ, в лучшем случае – в чуть большем уважении к церковным канонам. В худшем же – в банальном нежелании делиться с «пцушниками» приходами и монастырями, а соответственно – властью и казной.

Словом, никакой канонической правды в происходящем в оккупированных киевским режимом (а по сути, его заокеанскими кураторами) землях Юго-Западной Руси на сегодняшний день нет. Водораздел происходит по отнюдь не православному позднесредневековому принципу cuius regio, eius religio («чья власть, того и вера»). А потому на освобождённых территориях бывшей Украины не просто абсолютное большинство, а практически все верующие и духовенство (за исключением единичных представителей, зачастую – уроженцев Западной Украины) выступают за выход из Украинской Церкви и прямое подчинение Московскому Патриархату.

Получается, в сегодняшней ситуации принцип «Бог и в силе» – единственно действующий. Как это было и в годы Великой Отечественной войны, когда оккупационные гитлеровские власти делали всё, чтобы расколоть и уничтожить Русскую Церковь на территории рейхскомиссариата «Украина». По мудрому слову убиенного Олеся Бузины, рабоче-крестьянская Красная Армия, несмотря на атеистический характер коммунистической идеологии, тогда стала самой настоящей «Божией Армией». Те же, кто носил пряжки с надписью Gott mit uns («С нами Бог») и их пособники – творили подлинно сатанинское дело.

К слову, тогда наряду с откровенными укронацистскими сектами действовала каноническая Украинская автономная Православная Церковь, вынужденно сотрудничавшая с оккупационными властями, но сохранявшая единство с Московским Патриархатом. За это её Первоиерарх, Митрополит Алексий (Громадский) в мае 1943-го был убит укронацистами из соперничавшей с бандеровцами банды мельниковцев. Как и целый ряд других архипастырей, пастырей и мирян этой Церкви, принявших мученические венцы.

Могут ли сегодня в сегодняшнем оккупированном Киеве (а также Почаеве и многих других исконно русских православных городах и весях) произойти подобные трагедии? К сожалению, даже уповая на заступничество целого сонма Киево-Печерских, Почаевских и других святых этой земли, застраховаться от этого нельзя. А потому единственным верным средством сохранения православных святынь того же Киева в Православной Церкви являются… русские танки на Крещатике.

Что с того?

В недавнем интервью Первому русскому телеканалу Царьград заместитель председателя Госдумы России Пётр Толстой произнёс очень важные слова о том, чем же должна завершиться наша специальная военная операция на территории бывшей Украинской ССР:

Смысл и содержание нашей Победы – это абсолютно понятная цель: обеспечение глобальной безопасности нашей страны, денацификация Украины и русский флаг над Киевом.

Заметьте: не освобождение территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. А денацификацией всей бывшей Украины и русский флаг над Киевом. Тот самый флаг, который столетиями развевался над Матерью городов русских (вплоть до конца 1919 года, когда белые войска под командованием генерала Драгомирова были вынуждены отступить из Киевской области).

И это отнюдь не шапкозакидательство, но констатация факта: сберечь наши русские православные святыни можно только под русским флагом. Если же нам не удастся их сберечь, само будущее России и русского народа окажется под большим вопросом. И именно поэтому в завершение хочется напомнить слова молитвы, которая в наши дни регулярно совершается в храмах Русской Церкви:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».


* УНА-УНСО – украинская нациалистическая организация, запрещена в России

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ