ФОТО: ИГОРЬ ИВАНКО / АГН «МОСКВА»

Армия России совместно с бойцами ЛНР и ДНР перемалывают украинскую военную машину, сконструированную Западом. Перемалывают медленнее, чем нам того хотелось бы и представлялось поначалу. И в том числе потому, что, кроме военной техники, машина эта снабжена национальной идеологией – обманной, дурманной, но грамотно и жёстко выстроенной. Россия же в свой постсоветский период, отвергнув коммунистические догмы, не обрела ни национальной, ни новой имперской идеологии. Есть надежда на рождение последней в этой схватке. Нужно лишь правильно «воспринять» ребёнка, не перепутав с подкидышем.

Есть прекрасный старый анекдот с глубинным смыслом:

—  Мамо, а шо, была Киевская Русь?

– Была, сынку, была…

– Так шо, мы уси москали?

– Та ни, то москали – уси хохлы.

Откуда мы есть пошли

Да, изначально мы были одним историческим народом с местными особенностями племён: словен, кривичей, древлян и полян. И, увы, лишь на короткое время сумели стать единым политическим народом под централизованной властью Великих Князей Киевских, сидевших на «столе» Матери городов русских. Хотя с таким же успехом в таковом чине могли бы остаться в истории первая столица Руси – Ладога или Господин Великий Новгород, или даже Смоленск.

Киев выиграл благодаря расположению и произволению Вещего Олега. Но та «Киевская Русь» закончилась с нашествием татаро-монгольских орд в XIII веке. И наиболее активная часть южных русичей двинулась с пепелищ в северные леса, создав Русь Владимирскую, а потом Московскую. Оставшиеся на юге и на западе, в основном, сохранили народный стержень Руси – Православие. Но даже не окатоличившиеся под Польшей и Литвой так или иначе восприняли инородные обычаи, язык, характер. В свою очередь, ушедшие на север также обросли новыми родственными и ментальными связями с окружающими народами: весью, чудью, муромой и другими.

Так, собственно, и возникли три «ветви» некогда единого народа, позже названные великороссами, малороссами и белорусами – с маленьким остатком аутентичных древних русов, сохранившихся под именем «русины» в Закарпатье. Именно народа, а не нации, что следует чётко артикулировать. Причём и термин «русский народ» – что также крайне важно – начал широко употребляться в России в середине XVII века после знаменитой Переяславской Рады, узаконившей переход левобережной Гетманщины под власть Московского Царя. Как общее понятие для «московитов», южных русинов, как они сами называли себя и запорожских «козаков».

Понятие же «нация» возникло у нас гораздо позже – в царствование Петра I, будучи заимствовано из Польши, на что указывает окончание «-ия». Обозначая, прежде всего, государственно-политическую принадлежность человека, «нация», постепенно в официальном употреблении сливалась с понятием народ, вплоть до полного замещения последнего.

Но народ-то никуда не девался! Хотя определённая обособленность «южан» и «северян» вследствие разницы в быту и говоре возникла довольно рано. И если во времена Гоголя, скажем, жители великорусских областей империи безобидно дразнили малороссов «хохлами», то, с другой стороны, понятие «кацап» носило уже оттенок пренебрежения, а «москаль» хоть и шуточно, но уже довольно зло сравнивается с «чёртом».

Бедный талантливый пьяница Тарас Шевченко всю жизнь метался между ненавистью к «москалям» и презрением к «хохлам», сам себя считая, что характерно, русским человеком. При этом выраженная любовь ко всему «малорусскому» (позже – «украинскому) с противопоставлением «имперско-русскому» в XIX веке в Российской империи было свойственно либеральному дискурсу – как западническому, так и славянофильскому.

Как слепили укро-нацию

О том, как на основе всех этих предпосылок в конце того же века в Галиции и Волыни начали конструировать отдельную «украинскую нацию» австро-венгерские, а позже – польские умники, написано и сказано много. Главной задачей, как известно, было создание «анти-России». Что в итоге, как мы видим, и вышло.

Парадоксально, что на результат в разные времена поработали столь разные силы, как австрийское Эвиденцбюро, большевики-ленинцы, Юзеф Пилсудский, гитлеровский идеолог Розенберг, ЦРУ, канадские профессора, либералы «гайдаровского разлива». Закрывая фактически глаза на укрепление украинского русофобского национализма, власти постсоветской России дали взрастить у себя под боком злобного зверя на западном поводке. Для которого историческое единство, общая вера и язык, родственные и даже экономические связи в какой-то момент оказались иллюзией и досадным недоразумением.

То есть формирование украинской политической нации завершилось успехом: была создан и заточен нож в брюхо России. То, что он в итоге превратится в нож мясорубки, перемалывающий народ, живущий на этой земле, англо-саксонских инженеров украинского проекта вполне устраивает. Особенно как сейчас – в схватке с их кровными братьями с севера: русских с обеих сторон меньше останется!

В ситуации прямой драки, до которой нас умело довели, на первый план, кроме соревнования чисто военного, выходит схватка идеологическая. С одной стороны – чёткие установки: мы древняя нация, мы создали древнюю Русь, москали нас обманом присоединили, поработили, потом мы обрели независимость, устроили «революцию достоинства», но злые москали решили помешать, отжали Крым, устроили противостояние в Донбассе, а теперь пришли нас завоевывать и убивать. Поэтому надо мочить «русню», говорить правильно «паляниця» и… Запад нам поможет.

Тупо, глупо – но доходчиво. И прямо с детского сада. А для сокровенного ядра этой нации – в виде боевиков «Азова»*, например, есть ещё более «аутентичная» идеология. Гремучая смесь псевдославянского язычества, бандеро-шухевического «героизма», эсэсовской чёрной мистики и прямого сатанизма.

Чьи вы, хлопцы, будете?

А что у нас? Знаем ли мы, против чего и кого воюем? От чего защищаемся? А главное, за что в конечном счёте? Наши воины идут в бой и под триколором, и под «имперкой», и под красным серпасто-молоткастым знаменем. Полный плюрализм. Мы восстанавливаем памятники Ленину, разрушенные бандеровцами, «возвращаем» древнему селу Никольскому под Мариуполем «родное» название – Володарское, полученное в 1920-е в честь большевика, имевшего даже среди однопартийцев кличку «гадёныш».

И при этом многие школьники в России абсолютно не представляют историческую подоплёку такого искусственного образования, как «Украина» и «украинцы», не знают ничего про Переяславскую Раду. Да и вообще о русской истории имеют самое смутное представление, русскими оставаясь лишь номинально.

Да и не только школьники! Кого нам запускали для «просвещения» все эти годы в кино, на театральных подмостках, по ТВ? Кто получает главные литературные премии, какие авторы лежат до сих пор на самых видных полках в книжных магазинах? Кто уже сегодня, в разгар судьбоносной схватки с мировым злом, разрешает устроить юбилейный антихристианский перформанс Киркорова (государственного орденоносца, кстати) прямо в сердце православной столицы – в Кремле? Какую волну продолжает гнать, как воспитывать школьников под покровительством местного губернатора и «семьи» пресловутый «Ельцин-Центр» в Екатеринбурге?

Ну и как, спрашивается, вот с таким идейным «багажом», с такими тылами одолеть врага, вооружённого омерзительной, бесчеловечной, но при этом «простроенной» боевой идеологией? А ведь её наши «стратеги» явно недооценили в начале СВО, когда рассчитывали, что народ в украинских городах и сёлах выйдет встречать наши войска как освободителей. Он, может, и вышел бы – народ русский там никуда не делся. Но дело не только в том, что он боится осатаневших «свидомых» представителей «украинской нации». А в том ещё, что хочет ясно понять: под каким флагом пришла и что хочет восстановить или построить на этом месте Россия. А ответа пока нет как нет.

Вспомнить Русь

Вот что сказал по этому поводу «Первому русскому» историк и публицист Феликс Разумовский:

Дело в том, что мы сами по большей части утратили понимание «русскости». Утратили давно, даже на бытовом уровне традиционного национального уклада, взаимоотношений в семье, в государстве, в образовании, в культуре. Само слово «русский» у нас до сих пор стараются заменить эвфемизмами. Дело не в том, как называть это: приметами народа или нации. Но утрачено нечто сокровенное. Об этом говорят такие факты, как безобразный концерт Киркорова с попиранием Креста Господня. И «возвращение» селу Никольское имени террориста Володарского, и поведение значительной части нашей «культурной элиты» в нынешней критической для России ситуации. Всё это звенья одной цепи.

К сожалению, власть имущие, как и подавляющее число наших «интеллектуалов» в разных сферах, просто не знают элементарных вещей из истории нашего Отечества, у них в голове полная идеологическая каша, с которой мы идейно безоружны перед объединившимся против нас Западом. Конечно, мы – русские православные люди, и в нынешней России и на земле, именующейся «Украиной», надеемся на помощь Господа и Покров Пресвятой Богородицы над нашей общей русской землёй. Но Господь требует соработничества. Это значит, что нам нужно вспомнить, что такое «русские» и что такое Святая Русь – очиститься от всего того мусора и гнили, которыми за предыдущие годы забили, заткнули наши «национальные поры».

Что с того?

Констатируя идейный разброд и сумятицу, царящие ныне в головах соотечественников, включая властные «элиты», вряд ли стоит пытаться выстроить против идеологического врага (как предлагают некоторые) идеологию «боевого национализма» русской нации. Клин клином в данном случае не вышибают, и подобное не лечится подобным. Национализм «крови» переходящий в нацизм, – явно плохое лекарство против нацистско-либерального чудища, противостоящего сегодня России.

Но и вялый полулиберальный «антифашизм», «госпатриотизм» с признаками симулякра и повсеместными гнойниками «поликультурности», «толерантности», а то и прямо антинациональными укреплёнными «гнёздами» уже точно не годится. Не годился и вчера, а сегодня становится просто смертельным ядом. Понятие «народ», с которого мы начали, гораздо шире и глубже политической «нации». Сегодня русский народ только просыпается, как после тяжёлой пьянки. И очень многим силам, как вне, так и внутри и России, и Украины, очень не хочется, чтобы он «вспомнил всё».

* Отряд специального назначения «Азов», «азовцы» – организация, запрещённая на территории России.

АНДРЕЙ САМОХИН