Ключевым торговым партнёром Украины, несмотря на крайне сложные политические отношения, все эти годы оставалась Россия. В 2021 году товарооборот между странами составил свыше 12 миллиардов долларов, почти на 23% превысив этот показатель за 2020 год.

Основными товарами, которые страны поставляли друг другу, были машины, оборудование, продтовары.

«Экспорт России на Украину включал минеральные продукты, 41% с лишним. Продукты химической промышленности — это еще почти 19%. Машины и оборудование мы поставляли туда, ну, мы и получали от них машины и оборудование, это старые советские технологические цепочки. Продовольственные товары мы поставляли и тоже получали. Минералы и изделия из них мы поставляли, ну, мы и покупали, например каолин для производства фарфора привозился к нам. Что касается импорта России из Украины, то мы получали металлы и изделия из них, 30% с небольшим, это очень много», — говорит в комментарии BFm.ru руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

Проблемы могут начаться с производством российской сантехники – упомянутый Колташовым каолин, то есть белая глина, закупался в основном на Украине. Из-за прекращения поставок сантехника российского производства может взлететь в цене.

Что касается логистики, то здесь, в первую очередь, удар может получить железнодорожная отрасль. Автомобильной легче: автомобилями товары на Украину и из неё возились небольшими объемами. Гораздо важнее железнодорожные перевозки. Как недавно сообщили в РЖД, основные ограничения, с которыми столкнулась компания, как раз связаны с перевозками на Украину и через нее. По железной дороге возят удобрения. Украина покупала их у Белоруссии, однако в феврале, как сообщал Александр Лукашенко, Киев от них отказался. Впрочем, не факт, что удобрения понадобятся Киеву в этом году – посевная, в связи с событиями на фронте, задерживается.

Территория Украины была важным транспортным звеном для Китая, который направлял товары в Европу и получал их оттуда. Из Китая товары попадали на Украину через территорию России – другого пути нет. Теперь, вероятно, Киеву придется искать новые пути, прогнозирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

«Украина была если не транзитным хабом, то очень важным элементом вообще в трансевразийских потоках, в которых основной был, естественно, в Китай и страны Юго-Восточной Азии, но Россия там тоже участвовала и в качестве транзитера, и в качестве грузоотправителя. А теперь не знаю, посмотрим, чем дело кончится, довольно трудно говорить о том, какие будут транзитные потоки и куда они пойдут, но я думаю, что все равно территория сохранит свое транзитное значение. Естественно, в большей степени в этом заинтересован Китай. Китай традиционно очень любит контрабанду, а как раз Украина позволяет по многим причинам быть таким окном в Европу», — говорит Адамидов в комментарии BFm.ru.

Напомним, наряду с Россией другим ключевым (и основным по объему товарооборота) торговым партнером Украины является Китай. Уточним, что и с этим стратегическим торговым партнером Украина умудрилась «побить горшки», будучи использованной в интересах США, которые традиционно противостоят Поднебесной.

Источник