ХИМИКАТЫ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ИЗ БОРЩЕВИКА, МОГУТ ПОМОЧЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ЦЕЛЛЮЛОЗНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ФОТО: BORIS MAXIMOV / SHUTTERSTOCK.COM

Против России завертелись спекулятивные механизмы, обыватели в страхе скупают всё, что плохо лежит. Всем понадобился сахар, хрестоматийная гречка и, что интересно, офисная бумага. В большей степени искусственное подорожание товаров со складов, закупленных задолго до новой политической и экономической ситуации, – итог продуманной политики Запада – посеять панику среди русских людей. Но план идеологов русофобской экономической модели воплотить не удастся: русские учёные, промышленники и представители бизнеса уже вовсю работают над тактикой обхода сырьевой блокады, а на целлюлозных производствах завершают этап внедрения новой технологии получения химикатов для отбеливания. Царьград разбирался, что будет с бумагой, ставшей залогом агитационной войны.

Бумага А4, знакомая всем от офисного работника или студента до чиновника, производится в России в огромных масштабах. И именно её дефицит, как и любого привычного нам предмета, заметили все и сразу. Нашлись перекупщики, продающие ценные пачки А4 втридорога, офисы стали вводить экономию и двустороннюю техническую печать.

Царьград уже затрагивал тему спекуляций на стоимости бумаги и рассказывал о том, почём сейчас заветные листы. Предложения от OZON до китайского агрегатора «Алиэкспресс» в диапазоне от 200 до 1300 рублей потрясают, но едва наметившиеся контуры «бумажного кризиса» в буквальном смысле стерлись в пыль – в России найден выход из недостатка химикатов для отбеливания – неотъемлемого этапа в производстве целлюлозы.

Делаем по-белому

Один из гигантов производства, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, давно работает в партнёрстве с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова. Здесь рассказали, как работали над устранением надвигающегося бумажного коллапса. Главный аргумент паникёров, скупающих бумагу, – в Россию из-за санкций перестали ввозить химикаты, необходимые для ключевого этапа производства бумажной продукции.

И действительно, гигант целлюлозного производства (а именно целлюлозу сначала отбеливают и уже потом из неё делают привычную нам бумагу), столкнулся с незапланированным дефицитом необходимых химических веществ. Вся «соль» – в компонентах для производства белящих реагентов, крупный поставщик которых заморозил поставки в Россию. На комбинате решили не рисковать и не останавливать жизненно важное производство и экстренно приняли меры.

В Северном (Арктическом) федеральном университете по заказу специалистов производства целлюлозы Архангельского целлюлозно-бумажного комбината была апробирована альтернативная схема приготовления двуокиси хлора, позволяющая исключить из технологии сернистый ангидрид. Диоксид хлора используется для отбелки целлюлозы, его можно получить различными методами,

– говорится в официальном релизе САФУ.

 

Представители АЦБК попросили учёных попробовать эту альтернативную методику, для этого потребовалось провести лабораторные исследования и рассчитать реагенты. Сотрудник САФУ Денис Загайнов рассказал Царьграду о том, что апробация нового способа отбеливания бумаги на комбинате уже завершена, а это значит, что дефицит бумаги – чей-то несбывшийся сон.

Бумага всё стерпит

Работа над импортозамещением в сфере целлюлозно-бумажного производства напоминала настоящую спецоперацию: буквально за два-три дня специалисты Инновационного центра САФУ в тесной кооперации с коллегами из Центра коллективного пользования научным оборудованием «Арктика» собрали специальную установку. Важно было получить необходимый для отбелки целлюлозы диоксид хлора. Раньше для его производства применяли несколько методов, к примеру, с использованием сернистого ангидрида или перекиси водорода.

Русские учёные пошли другим путём и придумали совершенно иной выход из сложной ситуации – в лабораториях удалось получить раствор диоксида хлора альтернативным способом. Теперь производить бумагу полностью можно в России, минуя ненужные логистические цепочки. САФУ и АЦБК на своём примере доказали, что Россия может обойти любые санкции, применив интеллектуальный и производственный потенциал. Новые реагенты в перспективе смогут покрыть потребности всей целлюлозно-бумажной промышленности.

Альтернативные методы получения диоксида хлора разработаны в мире давно, но в России они практически не применялись, использовались готовые химикаты. Технология известная – важно применить её к каждому конкретному производству. Этот метод получения необходимых химикатов более экологичен, чем использовавшийся ранее, – так мы заходим и в «зелёную» повестку. Плюс образующиеся при реакции «побочные вещества» также могут использоваться в целлюлозно-бумажном производстве,

– прокомментировал Денис Загайнов.

Как ни крути, санкции спровоцировали существенную модернизацию произодств, ведь отличные результаты, которых удалось добиться, положили начало новой эпохе – теперь бумагу производить стало проще и экологичней. Деятели науки не намерены останавливаться и ищут и другие способы улучшения работы заводов.

Наши учёные работают в тесной связке с производством и регулярно отрабатывают и новые рецептуры, и нюансы технологии варки целлюлозы. Новшества внедряются в «рабочем порядке», и обычный обыватель их может и не заметить. Чаще всего задача приходит «от производства» – как это и было в случае с новой схемой получения диоксида хлора,

– добавил Денис Загайнов.

ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ. ФОТО: AKIMOV IGOR / SHUTTERSTOCK.COM

Где тонко, там и рвётся

Получается, выход для производства реагентов найден, и станки целлюлозно-бумажных производств могут не останавливаться. Что же до бумажного кризиса и роста цен, то, по мнению специалистов Рослесинфорга, он должен завершиться в России уже в ближайшие две недели. Специалисты организации рассказали Царьграду: скорее всего цены на бумагу взвинчивают не производители, а оптовые компании и ретейлеры, желающие увеличить свою прибыль.

Так стремительно вырасти издержки на производство бумаги по дороге от производителя до прилавка не могут. По последним данным, объём производства бумажной продукции за год вырос на 8,1%. Кроме того, Минпромторг выступил с предложением фиксации внутренних цен на химсырьё. Среди перспективных направлений развития промышленности обозначено также повсеместное внедрение российских аналогов химикатов. Прорабатывается вопрос обеспечения ЛПК химическим сырьём, необходимым для производства продукции и товаров из дерева, в том числе бумаги, и в первую очередь хлоратом натрия,

– прокомментировали в Рослесинфорге.

Что с того?

Практики импортозамещения при производстве бумаги применяются уже по всей России. К примеру, в Ленинградской области производят экологичную неотбеленную бумагу без химикатов. Учёные не останавливаются на достигнутом и предлагают заменить импортные химикаты на сырьё, получаемое из борщевика. Пример целлюлозно-бумажной промышленности доказывает, что Россия в состоянии обойти любые экономические и сырьевые блокады, и более того – такими темпами впоследствии наши заводы могут в перспективе и вовсе приблизиться к тому, чтобы Запад перестал диктовать условия игры.

АНТОН ПЛОТНИКОВ