ФОТО: COVER IMAGES / GLOBALLOOKPRESS

Мариуполь – одна из самых горячих точек на карте спецоперации. Русским военным удалось разделить силы неонацистов, однако группировка продолжает ожесточённо огрызаться. В боях был ранен известный активист Русской весны, отважный боец Сергей Куц, которому осколками разорвавшейся мины повредило ноги.

С этим героическим человеком в Железнодорожной клинической больнице Мариуполя беседовала военкор Царьграда Анастасия АнтоноваСергей Куц не сомневается в том, что Мариуполь скоро будет взят. По его словам, там, куда вошли русские войска, жители уже перестают бояться возвращения нацистов, жизнь стабилизируется.

Эту мину я услышал на подлёте..

Сергей рассказал, что в спецоперации принял участие добровольцем, стал командиром пулемётного расчёта. Ранение он получил, когда его расчёт пошёл на выручку другой роте, которую противник пытался обойти с фланга, чтобы зайти в тыл и взять в окружение.

У парней осталось очень мало боеприпасов, и они вызвали подмогу. Из нашей роты отобрали самых лучших, и мы выдвинулись на помощь товарищам,

– рассказывает Сергей. По его словам, нацики закрепились на двух дачах в сторону Мариуполя – там у них были и укрепления, и бункеры. Прорваться туда было очень сложно, они «работали» по нашей технике гранатомётами и ПТУРами, над головами довольно высоко летал беспилотник, который так и не удалось сбить.

К позициям, где ждала помощи рота, прорваться удалось только с третьей попытки, доставили боеприпасы и многое другое. В момент, когда вновь прибывший расчёт вводили в курс дела, объясняли, где находятся позиции противника, где надо усилить оборону, Сергей и услышал звук летящей мины.

Обычно мина летит неслышно, но эту я услышал ещё тогда, когда она была на подлёте. Там богатые посёлки, дома хорошие, все в плитке, всё забетонировано. И как только мина бетона коснулась – всё! А 120-я – она же и бетонные перекрытия ломает. Взрыв был такой мощный, что меня вообще в огород выбросило, а у моего товарища пробило осколками бронежилет «пятёрку», который ещё не то может выдержать,

– вспоминает Сергей. Товарищ пострадал серьёзно – осколки глубоко вошли в ему в спину, крови было много – легкие задело, но выжил, что уже хорошо. Самого Куца отбросило метра на два.

раненый

СЕРГЕЙ КУЦ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Когда он пришёл в себя, толком и понять не мог, что произошло. Конечно, его сильно контузило. Но не это испугало – в первый момент Сергею показалось, что взрывом оторвало ноги. Но когда встал и пошёл, понял, что всё нормально, хотя и изрядно пошатывало.

Главное, что целы кости, а то, что кровь хлещет да дырка под коленкой – ну, что же, заживёт. Досталось, конечно, фельдшерам – они молодые ребята, ещё необстрелянные, сильно испугались, но помогли раненому как положено, перетянули жгутом ноги, чтобы кровь остановить. Оттащили его до другой роты в укрытие.

А вот его товарищу оказалось сложнее помочь. Когда его пытались вытащить, нацики открыли мощный огонь из всего оружия, которое у них было. Фельдшеры к нему уже и подобраться не могли. Пришлось вызывать подмогу.

Парни мне говорят, если пойдём за ним – нас самих положат там же. Давай, вызывай подкрепление, и тогда мы сможем вас вывезти. Я не представлял, как мы будем отходить. А отходить надо было, чтоб не попасть в окружение. Вскоре подъехали наши, слава Богу. Я кричу товарищу – ты терпи, терпи. Когда меня пытались вынести с укрытия, я отказался. Говорю, сначала Андрюху выносите, он тоже 300-й, меня потом,

– снова переживает Сергей тот бой. А товарищ тяжёлый, веса в нём больше 100 килограммов, тянули по земле с трудом, а над головами свистело всё, что только можно. Но вытащили обоих, загрузили в БТР, сделали антишоковое, привезли в Сартану, где и оказали первую помощь, убрали осколки, всё продезинфицировали, забинтовали. Уже потом скорая забрала их в Новоазовск. Ехать пришлось в сопровождении БТР.

В больнице Новоазовска сделали рентген, заново перебинтовали. Товарищу Сергея поставили капельницу, наложили лангеты. Состояние его было тяжёлым, поэтому на другой день парня увезли в Донецк. Правда, пока неизвестно, в какой он больнице, – телефон потерялся после ранения.

Жаль, что опытных бойцов маловато

Сергей сокрушается: в действиях военных мало согласованности, не хватает грамотных бойцов. В ДНР в призыв шли даже шахтёры, есть молодые ребята, которые, как говорится, и пороха ещё не нюхали. Они даже не знают, как пулемёт собрать-разобрать. Конечно, боевой опыт – дело наживное. Но он очень важен.

Понимаете, когда идёт очень плотный «кинжальный» бой, человек без опыта ничему не научится. Конечно, на передовой есть опытные бойцы, их немало. Хотя бы наш полк – все ребята боеспособные, знают военную науку,

– отметил Сергей. Что ж до того, когда удастся зачистить Мариуполь, это вопрос нескольких дней, уверен Куц. Настрой армии ДНР боевой, он не снижается, несмотря на потери. Главная цель – Мариуполь, нацисты здесь должны быть повержены. Конечно, сделать это будет сложно без поддержки тяжёлой техники и авиации.

Мирного населения там ещё много. В той же Сартане людей достаточно. В населённом пункте не работают даже аптеки, поэтому местные жители приходили к военным врачам, просили медикаменты. Никому отказа не было.

Да что там медикаменты – хлеб давали, тушёнку. Одна женщина меня обняла и говорит «Сыночек, только останьтесь живыми», – вспоминает Куц. – Люди там нормальные, только, конечно, побаиваются – сказываются прошедшие восемь лет. Но встречают хорошо, бойцам доверяют, страха перед нами не испытывают. Ведь у нашей армии отношение к людям совсем другое. Ведь это наши люди, наша земля. Мы к каждому человеку относимся с душой, с пониманием, с уважением. Все помогают.

Как-то раз к бойцам подошла бабушка. Попросила: ноги болят, подвезите, сынки. Не отказали, подвезли, куда надо. И местные это отношение понимают. Когда полк стоял в посёлке Орловском, жители приносили бойцам молоко, домашние яйца – помогали тоже, чем могли.

Русская армия приходит — впереди триколор, этого момента долго ждали

Когда заходит армия ДНР – впереди русский триколор. Сначала люди побаиваются, а потом быстро идут на контакт. И всё сразу меняется. Понятно, что раньше к людям не было такого отношения.

Местные говорят, что раньше был страх непонятно куда пропасть, что больше не найдут человека. А когда пришла наша армия и освободила эти территории, то всё начало меняться. Ведь бойцы бабушкам даже дрова рубят, если надо. Любую мужскую помощь по дому окажут, когда просят. А местные в ответ для бойцов и баню растопят, и угостят чем-то своим: кушайте на здоровье. Как-то яйца гусиные принесли – здоровые, я думал, от страуса,

– смеётся Сергей. А потом снова становится серьёзным. Этого момента, продолжает он, мы очень долго ждали. Военная кампания тяжёлая. Но освобождение идёт достаточно уверенное, пусть и не настолько быстрое, как хотелось.

В некоторых посёлках украинская власть отрубала газ людям, если они не могли за него заплатить. А когда пришли наши, то приехал «Донбассгаз», проверили подключение по селу, обнулили всем счётчики и пустили газ. Люди – в шоке, в том числе и от цены. Они говорят: раньше над нами просто издевались, такие цены заламывали за газ, с отоплением вообще тяжело было, уголь-то тоже дорогой.

Боятся ли они, что Украина снова вернётся? Когда они видят отношение нашей армии, нашей власти, то да, боятся, что снова будет Украина. А вот нас они не боятся,

– уверен Сергей. Военкор попросила Куца сравнить две военные кампании – нынешнюю и  2013–2015 годов. По мнению Сергея, тогда было больше идеологии создания Новороссии. Тогда люди шли воевать не по контракту, а по зову души. Они воевали за освобождение от нечисти.

Конечно, сейчас тоже много добровольцев, но тогда люди шли в ополчение, душой горели, любой был готов жизнь свою за идею отдать. А сейчас, говорит Сергей, больше контрактников. А контрактом душу не заменишь.

Если оценивать в стратегическом плане, то армия, конечно, выросла. И мы это сейчас показываем. Мы ломаем оборону Мариуполя, сильнее которой на Украине сегодня просто нет. Мариуполь – это реально крепость. Но наша армия эту крепость ломает, грызет. Город будет наш, – не сомневается Сергей. – Мы его отстоим, и всё будет замечательно – и для нашей Родины, и для государства.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА