Выступая перед журналистами, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко рассказал о том, каким образом Минск собирается ответить на возможное прекращение транзита белорусских удобрений через Литву.

«Мы, конечно, были готовы к такому развитию событий, исходя из абсолютно хаотичной политики Литвы на белорусском направлении», – сказал он. В то же время, премьер-министр подчеркнул, что прекращение транзита, в первую очередь, ударит по литовской экономике, что Литва уже несёт ущерб от «политического отказа от покупки белорусской электроэнергии, которая обошлась бы Литве как минимум в два раза дешевле того уровня, по которому они покупают сейчас на оптовом рынке», – заявил он.

Что касается конкретных ответных шагов, то Роман Головченко отметил: «Как вы знаете, белорусский экспорт в Литву составляет порядка $1 млрд, но, в основном, это сырьё и материалы, которые приобретают литовские компании для последующей переработки. Это касается продукции деревообработки, полимеров и так далее. Если мы остановим поставки этих товаров, переориентируем их на другие рынки, пусть литовский бизнес спросит у своего правительства, как оно будет решать их проблемы».

Отдельное заявление было сделано и представителем «Беларуськалия» Ириной Савченко – она заявила литовской телерадиокомпании LRT: «Если Литва нарушит международные соглашения, мы будем использовать все законные способы для защиты своих прав. Также мы уверены, что большинство наших клиентов и покупателей удобрений обратятся в суд, если останутся без нашего товара и потерпят значительные убытки из-за действий Литвы. В этом случае им придется покупать удобрения по намного более высоким ценам. Сумма претензий в этом случае может достигать миллиардов евро».

Договор о сотрудничестве между Литовскими железными дорогами (Lietuvos gelezinkeliai) и «Беларуськалием» был подписан ещё весной 2018 года. Согласно этому документу, через Литву перевозятся калийные удобрения, которые потом из Клайпедского порта доставляются конечному потребителю. Договор был заключён на пятилетку, срок его действия истекает только в конце 2023 года. Экономически обе стороны заинтересованы в том, чтобы соблюдать все условия соглашения, однако здесь вступает в силу пресловутый политический вопрос. Литва, как известно, еще с 2020 года придерживается целенаправленной антибелорусской политики. Кроме того, она действует с оглядкой на США и главные страны ЕС, проводящие санкционную политику в отношении Белоруссии. И не просто с оглядкой, а зачастую из кожи вон лезет, чтобы угодить Штатам (прежде всего).

Клайпедский порт, через который происходит транспортировка калийных удобрений. Фото baltnews

Несмотря на очевидный абсурд прекращения транзита калийных удобрений, правительство Литвы всё же сделало несколько заявлений, которые свидетельствуют о намерении придерживаться общей санкционной линии. Впрочем, на данном этапе дело не сдвинулось в практическую сторону, что едва не привело к отставке правительства. С 9 декабря, когда планировалось закрыть транзит, прошло уже несколько недель, а воз, как говорится, и ныне там. Внезапно выяснилось, что транзит предварительно оплачен белорусской стороной примерно до весны.

Очевидно, что окончательное решение калийного вопроса в пользу отказа от транзита тяжело ударит по Литве. Прекратит перевозки – потеряет сумасшедшие деньги и погрязнет в судебных процессах.

Остается надеяться, по словам Романа Головченко, на торжество здравого смысла. Надежды, правда, весьма сомнительные, поскольку руководство Литвы во главу угла ставит не здравый смысл, а проамериканскую позицию. Даже в ущерб собственной экономике. Так, президент Литвы Гитанас Науседа возмущён тем, что остановить транзит белорусских калийных удобрений по своей территории не вышло. Дескать, это позор, где же солидарность с западными партнёрами? Литва, считает он, не может «создавать своими действиями никакой двусмысленности и должна поступать последовательно».

Виктор ПАШКЕВИЧ