ФОТО: PRINTSTOCKER, VLADJ55 / SHUTTERSTOCK.COM, СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД / VK.COM

При любых обстоятельствах внешней политики президент Владимир Путин в первую очередь ориентирует работу кабмина на социальное развитие в управлении государством. Ни пандемия, ни обострение отношений с «нашими западными партнёрами» не сократили бюджетных расходов на «социалку».

Война войной, а обед для народа – по расписанию. Примерно так можно интерпретировать смыслы, транслированные на 17-й ежегодной пресс-конференции главы государства Владимира Путина. В международной риторике со стороны стран Евросоюза и США всё чаще звучит слово «война», но бюджет нашей страны остаётся социально ориентированным. Сколько мы тратим на здравоохранение, нужно ли вводить штрафы и уголовные дела в отношении противников вакцинации, откуда берутся деньги на лечение детей, больных СМА? На эти и многие другие социальные вопросы ответил президент России в прямом эфире.

Медицина и вакцинация. Ковидианские хроники

Тема здравоохранения стабильна в повестке президента, и вопросы о состоянии этой отрасли в разных вариациях задают на каждой большой пресс-конференции главы государства. В 2019 году вопрос касался реформирования системы и заработных плат врачей. Президент в целом одобрил формирование системы, но обещал разобраться с системой формирования зарплат медиков. Весь 2020 год прошёл под знаком пандемии, и на итоговой пресс-конференции глава государства сказал, что в целом система справилась. 2021 год – снова пандемийный, но на этот раз главной темой стала вакцинация. Владимир Путин резко охладил пыл сторонников насильственной вакцинации.

Я говорю о необходимости взаимного признания вакцин и распространения этих вакцин по всему миру. Иначе нам не справиться. Уровень коллективного иммунитета низкий – 59,4%. Нужно ли вводить меры уголовного преследования? Я думаю, что нет. Сила действия равна силе противодействия. Народ у нас изобретательный, найдёт способ обойти. Нужно с уважением относиться к людям, независимо от их позиции. Нужно терпеливо объяснять необходимость мер,

– сказал президент.

Владимир Путин обратил внимание на то, что в Германии были введены жёсткие меры в отношении противников вакцинации, однако это не помогло. Уровень коллективного иммунитета в Европе остаётся низким. Глава государства также отметил, что объективная статистика говорит о том, что переболевшие ковидом и вакцинированные заболеть повторно, конечно, могут, но это всего 1-3%. На таких примерах и нужно строить информационную работу.

Царьград уже писал о том, что сфера здравоохранения в России лежала в руинах ещё до пандемии. Годы необдуманной оптимизации, сокращения больниц и людей – от последствий этих действий чиновников пострадали и оставшиеся в строю медики, и их пациенты. В 2021 году русские люди в ряде регионов были вообще лишены плановой помощи, а все силы чиновников были брошены на тотальную вакцинацию.

На итоговой пресс-конференции глава государства признал и дефицит, и кадровый голод, сложившиеся в сфере здравоохранения.

Что касается плановой помощи, да, действительно, она в первый период борьбы с ковидной инфекцией пострадала, конечно, но это естественно, потому что необходимо было перепрофилировать ряд лечебных заведений для того, чтобы освободить койки под ковидных больных. Второе – необходимо было набрать необходимое количество специалистов, врачей, и даже перепрофилировать их, в том числе и врачей общей практики, и узких специалистов, для борьбы с ковидом. Ещё один дефицит,

– сказал Путин.

Упомянул президент и судорожные изменения маршрутизации пациентов, когда профильные больницы превращали в ковидарии. И нехватку медицинского кислорода для аппаратов ИВЛ, преодолеть которую удалось только с привлечением военных.

Некоторые (больницы – прим. ред.) оказались закрытыми вообще, некоторые лечебные заведения останавливались для того, чтобы их обрабатывать после работы с ковидными больными. То есть проблем возникло много, на первом этапе был дефицит – дефицит и масок, и перчаток, и костюмов необходимых. Это тоже накладывало определённые проблемы на систему здравоохранения,

– сказал президент России и поделился надеждой, что сложности будут преодолены.

Бюджет. Конечно, социально ориентированный

В экспертных кругах сейчас активно развивается дискуссия о том, что расходы федерального бюджета могут быть переориентированы. Якобы траты на «социалку» в период пандемии оказались непосильными, и теперь, когда страна вышла из локдауна, расходы на социальные статьи можно подсократить. Однако Владимир Путин категорически отверг эту идею:

Конечно, у нас социально ориентированный бюджет! Расходы на здравоохранение из федерального бюджета, фонда ОМС и региональных бюджетов – 5,7 триллиона рублей. Рост очевидный. Планировали, что из федерального бюджета и ОМС будет 3,6 триллиона, а вышли на цифру около 4 триллионов. Если мы говорим о «социалке», то у нас рост расходов в этой сфере. Даже в условиях пандемии, когда мы настраивали работу по пострадавшим отраслям, мы же не просто давали деньги абы кому. Мы всё нацеливали на сохранение рабочих мест и поддержку семей с низкими доходами.

Глава государства привёл факты: на поддержку семей в период пандемии из бюджета было выделено порядка 4,5 триллиона рублей, осуществлено несколько единовременных выплат на поддержку семей с детьми, была введена выплата семейного капитала уже на первого ребёнка.

Был повышен МРОТ, соответственно, выросли и остальные льготные выплаты, поскольку они высчитываются из размера минимального размера оплаты труда.

Такие расходы неизбежно привели к росту инфляции. Однако, напомнил Владимир Путин, в нашей стране она далеко не самая высокая. Из-за аналогичных расходов в США, например, инфляция выросла в четыре раза. Увеличивать объём финансовой социальной поддержки в кризисный период может быть опасно, поскольку инфляция может «свести на нет» все усилия по стабилизации ситуации.

В «Круге добра»

Волонтёрство и благотворительность в период пандемии обрели новые смыслы. Но не только коронавирус требует их внимания.

Вопрос о поддержке пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями, актуален каждый год. Стоимость терапии некоторых заболеваний чрезвычайно высока. Одно из таких заболеваний – СМА (спинально-мышечная атрофия). В прошлом году по инициативе главы государства был создан благотворительный фонд «Круг добра». Владимир Путин считает, что деятельность фонда должна расширяться:

Для того чтобы помочь таким пациентам, и был создан «Круг добра». Напомню, источником финансирования фонда являются налоги на доходы тех физлиц, которые получают, скажем так, больше, чем в среднем по стране. Вот эти деньги и идут на поддержку детей с тяжёлыми заболеваниями, в том числе и СМА. Раньше в стране такую помощь получали всего 74 человека. Теперь на порядок больше,

– заявил Владимир Путин.

Что касается расширения деятельности фонда, президент в первую очередь говорил о возрасте подопечных. Пока получение помощи распространяется на пациентов до 18 лет, но уже в ближайшем будущем нужно проработать возможность поддержки и формирования качественной жизни людей и после наступления совершеннолетия.

Что с того?

Уже сегодня понятно, что в следующие несколько лет расходы на социальный бюджет будут только расти. Разработан новый пакет мер по поддержке русских семей, уже с января в России вырастут сразу три социальных пособия. К сожалению, в рамках прошедшей 23 декабря пресс-конференции Владимир Путин ничего не сказал о «новогодних» выплатах, информации о которых многие ожидали. Возможно, это связано с решением перенаправить усилия государства с разовых мер – на системные решения проблем.

Кстати, отвечая на вопрос о том, что может сделать его счастливым в 2022 году, Путин ответил:

Реализация наших планов. В этом же весь смысл нашей работы – чтобы жизнь стала лучше у людей.

ЕЛЕНА ЧЕРНЫХ