ФОТО: DEMIAN STRINGER / ZUMAPRESS / GLOBALLOOKPRESS

Сделать всех преступников «не имеющими национальности, вероисповедания и принадлежности к какому-либо народу», запретив упоминание такого рода сведений в СМИ. Такой законопроект подготовил и внесёт в Госдуму парламент Чечни. Нарушителей запрета предполагается привлекать к административной ответственности. Как эта инициатива соотносится со статьёй Конституции, запрещающей цензуру, не уточняется.

Попытки сделать преступника «человеком без принадлежности», обезличив его, а зачастую и скрыв истинные мотивы преступления, предпринимались и раньше. Например, во время Первой чеченской в журналистской среде ходила отражающая редакционную политику большинства СМИ шутка:

Чеченский терроризм не имеет национальности, а исламистский экстремизм – религиозной принадлежности.

Увы, Вторая чеченская и последовавшие за ней ужасные теракты против гражданского населения показали, что очень даже имеют.

Очень странная «толерантность»

Лишний раз убеждаешься: история учит только одному – что она ничему не учит. Настойчивое желание вернуться к космополитическому подходу в криминалистике и даже карать за отступление от него уже начали поддерживать весьма известные фигуры. Так, в поддержку законопроекта выступил депутат Госдумы от Чечни Шамсаил Саралиев, в 2012 году уже предлагавший нечто подобное. Депутат считает, что надо или упоминать национальность всех преступников, или не называть никого.

Вступил в дискуссию и бывший чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов, который возмутился, что избивших втроём одного дагестанцев вслух назвали «дагестанцами», а, к примеру, национальность устроивших стрельбу в Керчи и Перми не упоминали. Хотя потому и не упоминали, что сделали это отдельно взятые выродки, а не организованная на этнической основе шайка.

Ну и совсем неудивительно, что в поддержку тезиса «у преступника нет национальности» в своём Telegram-канале выступила Ксения Собчак, утверждающая, что «сейчас национальность преступников будто превратилась в отягчающее обстоятельство». При этом г-жа Собчак заявила, что якобы «официальные данные МВД не подтверждают предположений о росте преступности в среде мигрантов», тем самым как минимум обвинив во лжи первого замглавы МВД Александра Горового, который утверждает обратное.

Кроме того, все мы прекрасно знаем, что южная национальность в России де-факто является, напротив, смягчающим обстоятельством. Если вы, русский человек, в своём городе собьёте полицейского и скроетесь с места происшествия, каковы ваши шансы на домашний арест? Если собьёте двух байкеров, одного из них насмерть, каковы ваши шансы на домашний арест? А если суд таки приговорит вас к реальному сроку, каковы шансы, что вы будете отбывать наказание в родном регионе?

Национальный почерк

Гораздо более реалистичную позицию высказал глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв, заявивший, что журналисты вправе упоминать всё, что считают нужным, если это не нарушает Гражданский и Уголовный кодексы, и потому Союз журналистов не поддерживает инициативу парламента Чечни. Хотя и допускает некоторые исключения, позволяющие в отдельных случаях воздержаться от упоминания национальности преступника, если это оскорбляет человека или какой-либо регион России.

Между тем любому первокурснику школы полиции известно, что у этнической преступности выходцев из (скажем так) «южных регионов» есть вполне определённые особенности. Они любят нападать стаей на одного, без колебаний применяют оружие и всем своим поведением демонстрируют «превосходство» над давно отвыкшими от родоплеменных подходов жителями русских городов. Делая всё это в полной уверенности, что достаточно заявить, будто избитый или убитый ими русский «сам первый начал» и вообще «унижал их национальное достоинство», – как при соответствующей финансовой помощи родной диаспоры им всё сойдёт с рук.

Разумеется, понимание национальной специфики никоим образом не позволяет говорить о порочности самих соответствующих народов. Но, как говорится, «у каждого преступления есть фамилия, имя и отчество». Добавим: «а также национальность и вероисповедание». Желание скрыть которые очень напоминает попытку скрыть следы и первопричину самого преступления.

Не говорите плохо о нас! Только о себе

Да, с тем, что упоминание национальности преступника не должно приводить к неприязни в отношении соответствующего народа, никто не спорит. Однако нельзя не заметить, что раздражает это упоминание представителей «маленьких гордых народов», только когда дело касается непосредственно их.

Кто-то забыл, как в совсем недалёком пошлом слово «русский» упоминалось в основном в сочетании со словом «фашизм», и именно под проявления этого самого не существующего в природе «русского фашизма» подводили либералы любую бытовую разборку молодёжи? Как с экрана телевизора бывший министр культуры г-н Швыдкой поучал нас, что «русский фашизм страшнее немецкого»? Или как в зависимости от национальной принадлежности один и тот же инцидент считался в исполнении нерусского «бытовой ссорой», а в исполнении русского – проявлением национальной вражды, караемой по 282-й «русской» статье? Где были тогда все нынешние ревнители «неупоминания национальности» с их тонкой и ранимой душевной организацией? Молчали в тряпочку: ибо их народов (тейпов, диаспор) это не касалось, а третировать русских и вешать на них всех собак было модно и государством поощрялось.

ФОТО: NORTHFOTO / GLOBALLOOKPRESS

Теперь им, понятно, обидно, когда поведение «понаехавших» преступников бросает тень на их народы. Но, простите: разве не некоторые упоминавшиеся выше особенности национальной ментальности и отношения к другим народам толкают потерявших берега приезжих молодчиков вести себя в гостях, словно в отданном им на разграбление захваченном городе? Разве соответствующие диаспоры прикрывают и выкупают от заслуженного наказания «своих» не потому, что они «единокровные и единоверные», а не некие «безнациональные россияне»? Не говоря уже о том, что неупоминание национальности преступника открывает зелёный свет импортированной нами преступности в исполнении мигрантов, которая растёт угрожающими темпами и тоже крышуется соответствующими диаспорами и этническим криминалом.

А теперь – из личного опыта. Автор этих строк однажды чуть было не был подведён под 282-ю статью «за разжигание» главным прокурором столицы одной из национальных республик – за опубликование в газете «Культура» статьи, в которой призывал к режиму «нулевой толерантности» в отношении этнических преступных сообществ как главного источника межнациональных конфликтов. И к максимально жёсткой борьбе с покровительствующими этнопреступности местными чиновниками и правоохранителями.

Прокуратурой тогда фабриковались совершенно бредовые «экспертизы», доказывающие, что борьба с этнопреступностью якобы равноценна борьбе с соответствующими народами, а с коррупционерами – разжиганию социальной розни. Слава Богу, стоило рассмотрение дела перенести из республики в московский суд, как оно тут же развалилось. Но подумайте: сколько подобных дел будет тут же возбуждено против честных журналистов, если запрет на упоминание национальности преступника (и соответствующих этнокриминальных сообществ) всё-таки введут.

Что с того?

Когда мы вспоминаем подвиг славного сына России Магомеда Нурбагандова, перед лицом смерти сказавшего ставшие символом мужества слова «Работайте, братья!», мы не забываем упомянуть, что он – дагестанец. Ибо его подвиг прославляет не только всю Россию, но и конкретно Дагестан. Но в точности так же упоминания национальной принадлежности заслуживают те слишком много возомнившие о себе мерзавцы, которые, беспредельничая в русских городах, позорят свой народ, скрываясь за лукавым наименованием «гражданин России».

Но коль скоро конкретному народу принадлежит слава его сынов, то и позор отдельных выродков принадлежит ему тоже. Ибо позволяет высветить проблемы с воспитанием молодёжи в конкретном народе и конкретной семье, чтобы сделать работу над ошибками, которая убережёт от ошибок других молодых людей.

Начав со старой шутки, закончим свежей. На совершенно вроде бы либеральном сайте «Анекдот.ру» больше всего плюсов за долгое время получил даже не анекдот, а мудрость:

Знакомый татарин сказал: «До тех пор, пока ты человек, никого в России твоя национальность особо не интересует. Как только стал скотиной, всем сразу интересно, чья это скотина гадит».

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ