ФОТО: ALEKSANDR RIUTIN / SHUTTERSTOCK

Министр обороны Сергей Шойгу на железнодорожном вокзале Верхнезейска заложил символический камень начала реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали. В сочетании с недавними инициативами Шойгу по новому освоению Сибири делает мощную фигуру военного министра символом надежды на долгожданный рывок в развитии России.

Речь идет о самом сложном участке реконструкции БАМа – от Улака до Февральска Амурской области протяженностью 340 километров, который президент поручил построить железнодорожным войскам и сдать в эксплуатацию в 2024 году.

Напомним, сегодня БАМ пропускает порядка 12-14 миллионов тонн грузов ежегодно. Для сравнения: Транссиб – около 180 миллионов. После катастрофы девяностых, когда магистраль практически «обнулилась», грузооборот ныне вырос втрое-вчетверо. Но дорога после реконструкции может пропускать значительно больше, что особенно актуально при возросших объемах торговли со странами Юго-Восточной Азии, а также (и это, наверное, в первую очередь) для освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Выступая на церемонии закладки в Верхнезейске, Шойгу заявил об огромном значении этого отрезка магистрали для страны. После открытия восточной ветки БАМа возможность транзита грузов через магистраль возрастет кратно. А это – развитие не только Восточной Сибири, но и экономики всей страны. Не стоит забывать и о стратегическом значении БАМа в быстрой переброске военных грузов вдалеке от границы – в отличие от Транссиба, который идёт южнее.

Уже несколько месяцев солдаты-срочники «врубаются» в заросшую, буреломную тайгу с бензопилами, топорами и мачете, прорубая широкую просеку для железнодорожных путей и дороги сбоку от них, по которым пойдут машины с грузами для стройки, будут вывозить не годящийся для рельсов таежный суглинок и завозить песок под насыпи. На их пути не только тайга, но и болота с гнусом, длинная, студеная сибирская зима. Все как в былые годы «всесоюзной ударной комсомольской стройки»: суровая романтика первопроходцев! «Слышишь, время гудит, БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам…», – неслось из радиоприемников в 1970-е. «Дорога железная, Как ниточка, тянется… А то, что построено, все людям останется», пел ВИА «Пламя».

Ныне все обещает быть также, но в более человеческих условиях. По словам Шойгу, для проживания военных железнодорожников обустроены современные городки, привлечена современная автомобильная, инженерная и специальная техника. Разумеется, в далеком прошлом остался печально известный БАМлаг, устлавший перед войной начальные участки магистрали костьми тысяч ЗК. А вот комсомольский задор семидесятых, подкреплённый серьёзной «деньгой» и другими «благами» неплохо бы и воспроизвести в новых условиях.

Министр сказал и об этом, сообщив о привлечении студенческих строительных отрядов к проекту. «Помимо навыков работы в команде они получают уникальный опыт реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны», –  подчеркнул он.

Сергей Кужугетович, строитель по первой профессии, поработавший в молодости на разных объектах в Сибири и на Урале, особо отметил, что у каждого представителя его поколения есть воспоминания, связанные с ударной «стройкой века»:

Для меня это в первую очередь сотни тысяч наших соотечественников, которые воплощали в жизнь самый масштабный и дорогостоящий инфраструктурный проект в истории СССР. Кто-то ехал сюда «за туманом и за запахом тайги», кого-то больше привлекали высокие заработки. Однако и те, и другие работали в тяжелейших условиях вечной мерзлоты на необжитой территории. Сейчас в этом смысле мало что изменилось, здесь все такой же суровый климат и километры непроходимой тайги.

Шойгу также напомнил, что в 2024 году исполнится полвека началу активного строительства БАМа, он предложил продумать план подготовки и проведения юбилейных мероприятий, проработать вопрос учреждения медали «За развитие БАМа».

Чем-то хорошим, давно забытым повеяло от этих слов Шойгу. Хочется верить, что туда помимо солдат и наемных рабочих действительно подтянуться с песнями студенты, что стройка обретет дыхание «Большого проекта», по которому соскучился наш народ. Что не возникнет здесь тех уже привычных безобразий, как с неуёмным воровством и голодными забастовками на строительстве космодрома «Восточный», как с массовыми драками строителей-гастарбайтеров на мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Во всяком случае, пока, всё, за что брался Сергей Кужугетович, делалось на совесть: создание мощного МЧС, модернизация армии, экспресс строительство ковид-госпиталей. Поэтому есть основания надеяться, что и с «новым БАМом» всё получится, как надо.

Что с того?

Многие эксперты обратили уже внимание на резко возросшую информационную активность главы военного ведомства России в последний месяц. Только лишь идущей избирательной кампанией в Госдуму( напомним, Шойгу входит в ведущую «пятерку» «Единой России») это вряд ли объяснимо. Да и «информповоды», исходящие от министра мало напоминают тривиальный избирательный «белый шум». Амбициозный проект «Русский ковчег» в Сибири с агломерацией новых городов, «Транссибом 2.0» , «Новым шёлковым путём», с переносом столицы туда же.

Затем – слова о страшной внутренней угрозе «разложения общества» с которой не справиться оружием для внешних врагов. Напомним, министр произнёс их на днях в  ходе Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов». Высказанную вроде бы мельком и без конкретизации, эту формулировку некоторые эксперты расценили как недвусмысленный сигнал определённым влиятельным кругам во власти.

И наконец, фраза про ситуацию 1990-х: «Дай Бог, чтобы такое больше не повторилось», которой Шойгу обмолвился в ходе встречи со студентами Дальневосточного государственного университета, добавив, что «для этого живём и работаем».

Закладка новой ветки БАМа с проникновенными словами об истории магистрали, связавшие прошлое и будущее нашей страны, представляются логичным звеном этой связки событий. Не секрет, что Сергей Кужугетович близкий друг Владимира Владимировича и большинство своих поступков согласует с ним. Не придвинулась ли, наконец, вплотную эпоха решительного созидательного прорыва страны в будущее, избавления от балласта девяностых, что вяжет нас по рукам и ногам?

Ах, как хотелось бы не обмануться в очередной раз.

АНДРЕЙ САМОХИН