В историческом центре Москвы уникальные, чудом сохранившиеся палаты XVII века используются общиной Евангелическо-лютеранской церкви. Мало того, в этом здании решено создать музейно-выставочный комплекс «Палаты Мазепы». Кто в правительстве решил наплевать на русскую историю и интересы православного большинства – вот в чём вопрос.

Воистину, есть такие люди и организации, которым палец в рот не клади, потому что всю руку откусят. Одна из таких организаций – Евангелическо-лютеранская церковь в Москве, а откусила она ни много ни мало палаты XVII века – уникальный образец московского гражданского зодчества. А заодно, по всей вероятности, государственное финансирование на его перестройку.

Вы уже удивились? Вы недоумеваете, как лютеране могут владеть историческим памятником такого уровня? Вы сейчас ещё больше удивитесь, особенно если дадите мне возможность рассказать обо всём по порядку. Я вас надолго не задержу.

Удивительные приключения древнего дома

Итак, по информации из источников, полностью заслуживающих доверия, не позднее 1 марта 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин должен получить доклад о решении сложной проблемы.

Требуется «оказать содействие Евангелическо-лютеранской церкви России в создании (в качестве центра межнационального и межрелигиозного мира и согласия) музейно-выставочного комплекса «Палаты Мазепы» XVII века… посвящённого истории протестантизма в России».

Указан адрес в Москве – Колпачный переулок, 10/7.

Если вы не сразу сориентировались, я вам подскажу: это на Хитровке, точнее сказать на Ивановской горке – в маленьком районе, который считается одним из самых удивительных уголков Москвы, потому что здесь архитектурный памятник на архитектурном памятнике буквально. В этом уголке Москвы обожают снимать фильмы про русскую старину – такой натуры больше нигде не найдёшь, ну разве что в Суздале ещё. Островок прошлого в самом центре столицы.

Кстати, новость про лютеран и палаты Мазепы не первая.

В Москве отреставрируют «Палаты Мазепы» XVII века, – сообщали СМИ в июле 2018 года. – Мосгорнаследие выдало задание на разработку проектно-сметной документации для реставрации объекта культурного наследия «Палаты Мазепы, XVII век» в Колпачном переулке, дом 10/7, строения 2 и 4, говорится в пресс-релизе ведомства. Евангелическо-лютеранская церковь приступила к разработке проекта реставрации, сообщается в нём.

«Стоп. Уже началась путаница, ты привыкай, дружок», – как говорилось в отличной старой сказке. Во-первых, нужно разобраться с Мазепой. Согласитесь, это выглядит полноценной сенсацией – палаты Мазепы в Москве, которые реставрируют, чтобы сделать музей, протестанты. Причём какой-то недоброй антирусской сенсацией это выглядит, если вспомнить, кем был Мазепа, как относился к России и какое значение придаётся сейчас его фигуре в сопредельной и, увы, совсем не дружественной Украине. Просто идеологическая диверсия получается!

Мазепа

МАЗЕПА ПРИЕЗЖАЛ В МОСКВУ В КОНЦЕ XVII ВЕКА, НО ОСТАНАВЛИВАЛСЯ НЕ В «ПАЛАТАХ МАЗЕПЫ», А В ДРУГОМ МЕСТЕ. ФОТО: MARY EVANS PICTURE LIBRARY / GLOBALLOOKPRESS

Получается, но не поэтому. Палаты, о которых идёт речь, к Мазепе на самом деле отношения не имеют. Историки Москвы знают, что этот дом, возможно, самый старый из сохранившихся в Москве образцов гражданской архитектуры. То есть он строился уже после Смуты, чтобы в нём жили люди, не как часть церкви, монастыря или городских укреплений.

Однако к Мазепе, который действительно приезжал в конце XVII века в Москву, этот дом никакого отношения не имеет – Мазепа в Москве останавливался в другом месте.

Откуда же название? На многих исторических сайтах об этом пишут просто «по легенде». Образовалась однажды городская легенда, обычное дело. Знатоки и исследователи Ивановской горки, однако, объяснили автору этих строк, что «легенда» была придумана совсем недавно, вероятно, в 70-е годы XX века. Придумана энтузиастами сохранения исторической Москвы, чтобы не допустить сноса уникального здания – дескать, это не просто старый дом, он связан с известным историческим деятелем, сносить нельзя (а так бы, вполне возможно, уничтожили «ветхий фонд», приспособленный к тому времени под коммунальные квартиры, и воткнули посреди исторической Москвы хрущобу).

Дом, действительно, не снесли, но и всерьёз его реставрировать и делать в нём музей при советской власти не стали. С 70-х в этом доме располагалось важное учреждение – ОВИР.

Зачем Лужков московские дома немцам раздавал

А вот после советской власти, в новое время, судьба дома стала интересной. «Сейчас здесь располагаются офисы и представительство Евангелическо-лютеранской церкви в Москве. В 2003 году здание было отремонтировано, обновлена внутренняя отделка, а оконные рамы изготовили по спецзаказу по образцам XVII века», – сообщает предназначенный для туристов городской портал Москвы. С некоторым трудом можно найти информацию о том, что в 90-е годы здание передали общине Евангелическо-лютеранской церкви. На официальном сайте мэра Москвы это решение объясняется так:

По соседству с палатами находится целый ряд зданий, принадлежащих общине. Например, кафедральный собор Святых Петра и Павла, где в 1843 году исполнял органные произведения Ференц Лист.

При всём уважении к Ференцу Листу и его произведениям понять, почему лужковское правительство Москвы отдало протестантам исторический и культурный памятник, сейчас довольно сложно. Понятно, конечно, что в 90-е отношение ко всему западному у наших властей было, увы, подобострастным. И лютеране, которые, очевидно, пользовались поддержкой из Западной Европы, могли рассчитывать на многое. Даже на получение в пользование здания XVII века, исторически никак не связанного ни с их общиной, ни с религией вообще. Об идеологическом значении распространения в России протестантизма в тот момент мало кто беспокоился, а протестанты использовали индифферентность властей и растерянность народа для проникновения глубоко в российское общество.

Мазепа

МОСКВА. ПАЛАТЫ XVII ВЕКА («ПАЛАТЫ МАЗЕПЫ») В КОЛПАЧНОМ ПЕРЕУЛКЕ. ФОТО: MOS.RU

К тому же в 90-е у российских властей, вероятно, не было средств на сохранение и реставрацию старинного дома, от которого при советской власти неизменным оставили только фасад.

Оцинкованный фасадный профиль формирует каркас навесного вентилируемого фасада. Именно на них при помощи крепежей фиксируют облицовочные панели. Подобрать оцинкованные фасадные профили и купить их вы можете в интернет-магазине «СнабРезерв».

В общем, история эта, товарищи, не из XVII века. И не про гетмана-предателя. Это история из 90-х. Из времён унижения и разорения России, из времён, когда наши традиции, наша память, наши ценности казались властям предержащим чем-то совершенно малозначительным по сравнению с чем угодно иностранным. В эти времена и западные христианские конфессии могли кому-то казаться «круче» православия…

И что теперь с немцами делать

Однако продолжение эта история имеет прямо сейчас, когда времена изменились. Никто не должен подвергать сомнению тот факт, что большинство граждан России – русские и православные. Равные по закону права законно созданных на территории страны религиозных объединений не должны ущемляться, но из этого никак не может следовать право протестантских религиозных организаций на русские исторические ценности.

Мысль о создании музейного комплекса в здании XVII века, пусть даже от него остались только стены, безусловно, имеет право на существование. Но этим должны были заниматься специализированные организации – зачем в России, спрашивается, министерство культуры?

Однако на практике дело обстоит по-другому. Отбирать у лютеран здание никто не собирается. Вероятно, потому, что такое решение вызовет как минимум международный скандал, обвинения в адрес российских властей в гонениях на западных христиан и попрании каких-нибудь прав человека. Но мало того, лютеранам ещё собираются содействовать в том, чтобы доставшееся им здание наилучшим образом использовать.

Несложно догадаться, что «содействие» на практике будет означать финансирование. А «музейно-выставочный комплекс», создаваемый в целях «межрелигиозного мира и согласия», если будет создан, на поверку окажется центром пропаганды протестантизма.  В самом центре нашей древней православной столицы.

Причём в новейшее время всем этим по какой-то причине занимается уже не мэрия Москвы. Этим вынуждено заниматься федеральное правительство. Вот вопрос, на который Царьграду хотелось бы получить исчерпывающие ответы.