В конце ноября Сбербанк представил стратегию развития до 2023 года. Её основной целью является строительство интегрированной экосистемы, которая позволит увеличивать доход от нефинансовых сервисов на 100% ежегодно. По замыслу Грефа, к 2023 году доля дохода от небанковской деятельности составит 5%, но уже к 2030 году увеличится практически до 30%.

При этом Сбербанк намерен сохранить дивидендные выплаты на уровне 50% от прибыли по МСФО. Это означает, что чуть ли не половину выплат получат иностранные акционеры. Таким образом, практически полная монополия Сбербанка на финансовом и, судя по всему, в скором времени на нефинансовом рынках будет в значительной степени служить обогащению иностранцев. Согласно открытой информации, нерезиденты владеют 43,5% акций Сбербанка. В этом году они получили дивидендных выплат на общую сумму в 180 млрд рублей. Эти деньги моментально утекли за границу, что обрушило счёт текущих операций (СТО) России в ноябре.

Российская Федерация обязана вернуть полный контроль над Сбербанком, увеличив свою долю с нынешних 50%+1 акция до как минимум пакета в 75%+1 акция.

  • Во-первых, это позволит исключить даже теоретическую консолидацию блокирующего пакета в руках иностранцев.

  • Во-вторых, это прекратит отток капитала из России на сумму как минимум в 100 млрд рублей ежегодно.

Однако возникает справедливый вопрос: как именно России вернуть полный контроль над Сбербанком? Единственный инструмент, позволяющий это сделать законным способом, – осуществить обратный выкуп акций, вращающихся на зарубежных биржах. Конечно, можно обрушить их номинальную стоимость, объявив, к примеру, о резком снижении выплат дивидендов в 2-3 раза, что позволит осуществить обратный выкуп акций по более низкой цене. Но этот вопрос является дискуссионным. Сейчас сосредоточимся на другом.

Существует только один вариант источника финансирования вышеописанной задачи. Это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ). Автор данного материала является убеждённым сторонником того, что средства ФНБ необходимо вкладывать в реальный сектор экономики, а не размещать на фондовых рынках. Однако случай Сбербанка является исключением. Это как раз та ситуация, которая будет способствовать увеличению инвестиций в реальный сектор.

Для начала отметим, что деньги ФНБ размещены в валюте, полученной от экспорта углеводородов. Используя этот ресурс, правительство не будет иметь необходимость поиска иных источников долларов, евро и фунтов. Таким образом, не произойдёт дестабилизация российского валютного рынка.

Рост нефтяных котировок вкупе с постепенным наращиванием добычи обеспечит восстановление нефтегазовых сверхдоходов бюджета, которые направляются в ФНБ. Конечно, нельзя говорить о возвращении цифры в 250–350 млрд рублей в месяц, как это было в 2018–2019 годах, но пополнения в 100–150 млрд рублей достичь вполне реально.

Нынешняя капитализация Сбербанка составляет 6,33 трлн рублей. Четверть от этой суммы равняется 1,58 трлн. Затрачивая 30% от поступающего в ФНБ объёма сверхдоходов, выкуп доли в 25% акций возможно осуществить за три-четыре года.

Конечно, имеются серьёзные основания полагать, что до 2024 года котировки Сбера покажут положительную динамику. Это приведёт к увеличению необходимого объёма сверхдоходов. Однако и восстановление нефтяного рынка обеспечит на данной дистанции рост объёма поступающих сверхдоходов, что нивелирует эффект от роста номинальной стоимости акций. Три года – адекватный срок для осуществления подобных серьёзных проектов.

Здесь же следует отметить, что ценные бумаги могут выступать таким же резервным активом, как, например, золото. И то, и другое является неликвидным инструментом, а их стоимость зависит от биржевых корректировок. Однако, в случае необходимости, ценные бумаги и золото могут быть обменяны на «живую валюту».

Если правительство так уверено в «профессионализме» Германа Грефа, то переживать за внезапный обвал стоимости акций Сбербанка не стоит. А если учитывать тот факт, что в течение следующих лет высока вероятность роста котировок Сбербанка, номинальный объём ФНБ только увеличится. На радость либеральным монетаристам Кудрину и Силуанову. Напомню, что несколько лет назад Кудрин предлагал вкладывать средства ФНБ в высоколиквидные иностранные акции. Сбербанк, конечно, высоколиквидным активом назвать нельзя, но он хотя бы «наш», а вложенные деньги будут работать на российскую экономику, а не на зарубежную.

Остаётся открытым вопрос: как соотносится покупка акций Сбербанка (операции на фондовом рынке) с развитием реального сектора экономики? Здесь вспомним про те роскошные дивиденды, которые Герман Греф платит акционерам. Ожидается, что их размер будет постоянно расти.

По заявлению Грефа, к 2022 году Сбербанк намерен выйти на показатель в 1 трлн прибыли по МСФО. Данный факт означает, что не менее 500 млрд рублей направится на дивиденды. Это на 20% выше, чем по итогам 2019 года.

Учитывая то, что дивидендная доходность выкупленных акций будет постоянно расти, возврат ликвидных средств в ФНБ возможен в течение 5–7 лет с момента начала реализации проекта. Здесь же следует отметить, что финансирование инфраструктурных проектов, то есть реального сектора экономики, осуществляется не одномоментно. Создание инфраструктуры имеет долгий период реализации. Соответственно, финансирование осуществляется поэтапно на протяжении всего срока. Таким образом, нет абсолютно никакой разницы в том, вкладываются ли в реальный сектор экономики сверхдоходы от экспорта нефти, или же дивиденды, выплачиваемые Сбербанком.

Во втором случае мы получаем следующие преимущества:

  • ФНБ будет пополняться как ликвидными активами (дивиденды Сбера), так и иметь на своём балансе акции Сбербанка.

  • Прекратится отток капитала из России на сумму, пропорциональную количеству акций, купленных за счёт средств ФНБ.

  • Россия получит полный контроль над Сбербанком, что исключит возможность консолидации в одних руках (помимо государства) даже блокирующего пакета.

Таким образом, обратный выкуп акций за счет сверхдоходов от экспорта нефти, поступающих в ФНБ, не имеет очевидных минусов. Это именно тот редкий случай, когда операции на фондовом рынке несут действительную пользу реальному сектору экономики.

Автор:
Константин Двинский